Безграмотное управление. Мининфраструктуры и Администрация портов добивают Одесский и Ильичевский порты

Порты большой Одессы (Ильчевский, Одесский и Южненский) выживают только за счет экспорта. Импорт и транзит грузов практически прекратились из-за безграмотной и грабительской политики. В структуру государственных портов встроено множество частных фирм, связанных с их руководством, которые устанавливают грабительские тарифы за проезд по дорогам внутри порта, за поднятие шлагбаумов, взвешивания, просто стояние автомобиля в порту и множество других мелких операций. Если добавить сюда беспредел таможенников вкупе с милицией и СБУ, то компании не выдерживают и начинают работать с портами других стран. Об этом на брифинге в Одесском Кризисном Медиа центре рассказал Александр Захаров, координатор общественного движения «Нет – коррупции на транспорте».

 

Сейчас, по словам Александра Захарова, Министерство инфраструктуры и Администрация портов выбрали неверное направление развития портовой отрасли, и от этого страдают простые одесситы. Министерство намерено сдать в концессию причалы портов инвесторам. Но сейчас ситуация в стране такова, что серьезные инвесторы вряд ли решатся заходить на рынок, скорее имущество перейдет под управление структур олигархов, которые будут использовать его в своих интересах. Так, в феврале этого года в Ильичевском порту выгнали компанию, которая много лет обслуживала причалы, после чего государство получило иски на сотни миллионов гривен, а в Ильичевский порт приостановили заходы крупнейшие контейнерные линии Maersk и CMI. Ушел из порта и крупнейший автомобильный перевозчик, некоторые китайские автомобильные компании.


В итоге, сейчас простаивает контейнерная площадка на 15 тыс контейнеров, и без работы остались от 500 до 600 человек. Похожая ситуация с Днепробужским портом, который сдали российскому «Русалу», и теперь государство получает копейки.


По словам специалиста, на отрасль давят и министр, и Фонд госимущества, и Администрация портов. Все хотят сдать порты в концессию. Но специалисты говорят, что это неверно сейчас, потому что в том же Южном, например, 80% заказов – от компании СКМ Ахметова. Зачем сдавать порт, если там, по сути, один клиент, и если туда вложили огромные деньги. Только в прошлом году купили новые краны на 50 миллионов. Надо просто наладить эффективную работу. Создается ощущение, что порт южный подсовывают под СКМ, а на самом деле надо делать так, чтобы были другие заказчики.


Рядом есть терминал ТИС. У него такой же грузооборот, как в Южном, а сотрудников в два раза меньше. Это показывает, что есть, куда увеличивать эффективность. Надо вычищать себестоимость и увеличивать прибыльность портов, оставляя их в госсобственности, а не искать способы поскорее от них избавиться. Концессия не вернет в них грузопотоки.


– Политика министерства пока такая: “давайте все продавать”,- говорит Александр Захаров, – а там посмотрим, что будет. Это неверная политика. Недавно меня пригласили на Тайвань на конференцию экспедиторов. Но мне не с чем туда ехать. Продавать услуги наших портов сейчас бессмысленно. Я не могу клиентам гарантировать оказание экспедиторских услуг качественно и вовремя. Экспедиторы продвигают услуги портов, а там стараются побольше урвать с экспедиторов. Например, приходится платить за проезд по дороге внутри порта, за то, что поднимут шлагбаум. Как объяснять все эти нелепые траты иностранным партнерам?


Общественный активист рассказал, что они годами вынуждены доказывать администрации портов, что транспортники могут проезжать на территорию государственного порта бесплатно. И вот только-только удалось добиться, чтобы не платить 55 долларов частной фирме за поднятие шлагбаума. Грузовикам открыли в порт другие ворота, через которые можно въехать в порт бесплатно.


– Эти фирмы в технологический процесс вставила сама администрация портов, – поясняет Александр Захаров. – И мы никак не можем добиться ответа, когда прекратиться встраивание частных компаний в технологические схемы. В Ильичевске контейнерная работа практически прекратилась. В Одессе едва-едва теплится работа. И администрация портов, не желая вникать в суть происходящего, теперь облагает платой автомобили, стоящие вынуждено в ожидании груза. Перевозчики уходят в другие порты, в другие страны.


Активист рассказал, что сейчас через порт хотят отправлять дополнительные 8 млн тонн зерна. Для этого будут строить новые перегрузочные мощности. Но есть проблема с доставкой зерна туда. Железнодорожные пути не выдержат такой нагрузки. А улицы города не выдержат  наплыва до 500 грузовиков в сутки. В одесском порту вообще не должно быть переработки сыпучих грузов. Это запрещено санитарными нормами. Для них специально строились Ильичевский и Южный порты.


При этом создаются совместные государственно-частные предприятия для выполнения тех работ, с которыми порт может справиться самостоятельно. Так средства выводятся из государственного порта в частные руки.


– Средняя зарплата чиновника в Администрации портов – 33 тыс грн., зам главы этой организации за прошлый год в декларации показал свои доходы от зарплаты 600 тыс грн. Штат раздут до невозможности. При том, что 5 лет назад Администрации не было вообще и порты отлично работали.


Пока украинские порты спасает экспорт. Вывозят подсолнечное масло и разные виды зерна. Импорт и транзит упали катострофически. Этими направлениями и надо заниматься.


– В порту считают, что это временное падение, и грузы вернутся сами собой, – говорит активист. – Там строят новые терминалы, хотя старые стоят пустые. Надо увеличивать скорость обработки контейнеров, а не строить новые площадки. Если создать условия для привлечения транзитных грузов из России, они вернутся, потому что порты России так и не могут наладить нормальной работы. Хорошо, что снизили портовые сборы. Со временем это даст эффект. В Администрации портов работает много бывших таможенников. С этими людьми даже не хочется иметь никаких дел.