Туристический потенциал Одессы неоспорим и велик, однако ситуация после второго мая 2014 года нанесла серьезный урон имиджу Одессы, как толерантного и относительно безопасного города.
Несмотря на трагические события прошлого года и неблагоприятную внутриэкономическую и внешнеполитическую ситуацию туристический сезон в Одессе уже стартовал. Этому не воспрепятствовали даже траурные события 2 мая в Одессе и значительное усиление силовых структур в Одессе, которые были призваны обеспечить безопасность в дни майских праздников.
Прогнозы на туристический сезон-2015: позиция властей и продвижение имиджа привлекательной Одессы
В 2015 году надежды на успешный туристический сезон весьма скромны. В пассив идут сложная ситуация на востоке страны, которая обеспечивает нестабильность и экономическая ситуация, которая значительно снижает потенциал и платежеспособность внутреннего туриста.
Так, правительство Великобритании на своем официальном сайте не рекомендует гражданам Соединенного королевства посещать Харьковскую область, избегать поездок в Донецкую и Луганскую области и аннексированный Крым. Что касается остальной части неспокойной Украины, то здесь англичанам предлагают: «проявлять большую осторожность и бдительность по всей Украине. Избегать любых демонстраций и общественных собраний». Разумеется, что руководства такого рода не прибавляют туристической привлекательности Одессе, которая упомянута как город, в котором в последнее время произошли «взрывы и прочие инциденты».
Несмотря на указанные выше сложности, городские власти продолжают участвовать в различных программах, продвигая бренд Одессы, позиционируя город в качестве туристического центра на внешнем рынке, участвуя в специализированных конференциях, на встречах с представителями бизнеса и путем выпуска продукции рекламного и ознакомительного характера.
В феврале этого года состоялось 6-е заседание Генеральной ассамблеи Международной организации «Дунайский центр влияния». На этой встрече были обсуждены, в том числе некоторые мероприятия, в которых Одесса будет принимать участие, продвигая бренд города. В частности на бесплатной основе Одесса уже приняла участие в Международной туристической выставке «ITB-Berlin 2015». В каталоге выставки размещена информация об Одессе. Также на бесплатной основе утверждено продвижение туристического и культурного потенциала Одессы посредством «Промо-пакета» Дунайского центра влияния и продвижение Одессы на электронном ресурсе Danube.travel.
(Туристический электромобиль на Дерибасовской)
В департаменте культуры и туризма Одесского городского совета подчеркивают, что участие в международных встречах подобного рода способствует повышению имиджа города на международной арене, узнаваемости Одессы, а также развитию партнерских отношений с иностранными организациями, работающими в сфере туризма.
Что касается городской программы привлечения туристов, то в этом году акцент будет сделан акцент на ивент-туризме, который позволит привлечь дополнительный, ранее не охваченный контингент приезжих из различных стран ближнего и дальнего зарубежья.
– В городе запланировано множество культурных проектов, фестивалей событий. В частности, успешно реализован проект «Одеса зажигает звёзды», в рамках которого в Одессе появилась своя Аллея звёзд. В рамках событийного туризма пройдут порядка 1 тыс. мероприятий, – подчеркивает Татьяна Маркова, директор департамента культуры и туризма Одесского городского совета.
Кроме того важным остается налаживание взаимодействия между властью и бизнесом для поиска оптимальных вариантов решения проблем. Прошедший туристический сезон, несмотря на общую негативную остановку, показал привлекательность Одессы для инвестиций и туристов.
– Невзирая ни на что, даже в 2014 году наблюдался устойчивый рост инвестиционной привлекательности нашего города. Это видно хотя бы по тому, что открывались новые отели, кафе, рестораны, туристические компании. Бизнес развивается, а наша задача координировать, анализировать, обобщать, распространять успешный опыт, – говорит Татьяна Маркова.
Чем привлечь туристов: мнения экспертов
Для того, чтобы туристический сезон в Одессе состоялся, стоит заняться привлечением туристов не только на уровне городского совета но и силами местных отельеров, туристических операторов и прочих секторов экономики и сферы обслуживания, которые заинтересованы в туристической привлекательности города.
Иван Липтуга, президент ассоциации «Туризм Одессы» считает, что многие гостиницы просто покинут рынок, в связи с нестабильностью национальной валюты.
– Цены на размещение, как и на все остальное, также по цепочке вырастут, не прямо пропорционально курсу, но вырастут. Не может 5* «Бристоль» от Starwood держать цены 50 долл. США за номер, им проще уйти с рынка. Небольшим отелям также это не выгодно, поставщики цены повышают, персоналу зарплату необходимо поднимать, возврат инвестиций тоже никто не отменял, поэтому цены вырастут, кто бы как не демпинговал, – написал Иван Липтуга в своем аккаунте «Фейсбук».
Также Иван Липтуга считает, что в случае стабилизации ситуации на востоке Украины Одесса может ожидать определенное количество туристов, однако для этого нужна «позитивистская доктрина» в самом городе, а также постоянное внимание, т.е. финансирование со стороны государства различных промо-компаний и акций, направленных на маркетинг и определение запросов отдыхающей аудитории.
(Пляж и ночной клуб в Аркадии)
Иностранные круизы могут несколько «выровнять ситуацию» с наполнением туристами Одессы, но и здесь есть множество тонкостей, которые стоит учитывать. Заход в одесский порт иностранных круизных лайнеров зависит в большей степени от внешнеполитической ситуации, а не от усилий городских властей и туристических операторов, но в любом случае Одесса должны быть готовой предложить максимально интересную программу для такой категории приезжих.
Что касается внутреннего туриста, то и здесь картина не очень радужная. С одной стороны именно на него рассчитывает большинство туроператоров в отсутствии иностранных туристов из соседних государств.
– Внутренний турист в Одессе будет. Учитывая катастрофу с валютой, то для большинства населения остается только внутренний туризм, но всеобщее обеднение населения вообще не способствует туризму как таковому,- считает Леонид, независимый одесский гид с многолетним опытом работы.
С ним солидарен консультант туристической компании «Саликс-Экотуры» Владимир Полторак, который также считает внутреннего туриста значительным резервом для развития туристического рынка. Правда, по его мнению, для Одессы было бы выгодно изменить позиционирование города с условно «бандитского» на город безопасный и интеллектуальный, способный вдохновлять и удивлять.
Кроме критериев привлекательности для туристов в сфере архитектуры, ландшафта, истории и прочего, есть формальные критерии удобства, которыми руководствуются туристы при выборе того или иного места для отдыха. В Одессе существует большой пласт нерешенных проблем, связанных с ограниченной доступностью общественного транспорта, публичных мест для людей с ограниченными способностями. Также вызывает нарекание недостаточное дублирование основных указателей и карт на английском языке, отсутствие дублирования на остановках общественного транспорта, малое количество туристических информационных центров, которые расположены в весьма загадочных местах, о которых порой не знают и сами одесситы.
И в заключение хотелось бы в очередной раз остановиться на стандарте безопасности. Пока в Одессе не будет гарантирована максимальная безопасность и, пока уровень преступности не будет понижен, до тех пор Одесса не будет иметь возможность раскрыть свой туристический потенциал в полной мере. Пока же предварительные расчеты по количеству туристов не готовы огласить даже самые оптимистически настроенные эксперты в данной отрасли.