Что можно купить за 22 млн грн, вместо срезанного склона в Аркадии. Анализ цен и возможностей

 Строительство или скорее капитальная реконструкция трамвайного кольца в районе Аркадии вызвала в Одессе немалые дискуссии. Общая сумма, которая выделена на работы по реконструкции улицы Генуэзской на участке от разворотного кольца троллейбусного маршрута № 5 до улицы Посмитного с обустройством разворотного кольца трамвайного маршрута № 5 составляет 22 млн. грн.


«В ходе реконструкции планируется отремонтировать участок автомобильной дороги длиной 91 м, обустроить разворотное кольцо трамвая длиной 307,5 метра с подпорной стенкой, систему ливневой канализации, установить металлические опоры для контактной сети, обустроить остановочный комплекс и диспетчерскую. В завершение реконструкции в рамках благоустройства территории будут высажены новые зеленые насаждения», – сообщает официальный сайт города Одесса.

 



Стоит отметить, что сумма в 22 млн. грн. это уже не первая озвученная цена за проведение работ на разворотном кольце в Аркадии.


«Осенью 2014 года одесская мэрия планировала укоротить трамвай – сделать его конечную вместо Аркадии на площади 10-го Апреля, даже был заключен тендер на реконструкцию улицы Генуэзской с демонтажем трамвая стоимостью в 92 миллиона гривен. Но из-за противодействия общественного мнения тендер отменили, а трамвай в Аркадии оставили», – пишет издание «Южный курьер».


Можно абстрагироваться от того, насколько нужен Одессе трамвайный маршрут до Аркадии (участники дискуссии, которая состоялась ещё осенью  прошлого года, в один голос уверены, что данный маршрут нужен городу, и убирать экологически чистый маршрут общественного транспорта нельзя), но всегда уместно задать вопрос о целесообразности использованных средств.

 

Так как проводить аудит строительных работ явно не профиль журналистов, мы попытаемся узнать, сколько и каких трамваев можно было бы закупить в Одессу на ту сумму, которую город готов потрать на ремонт небольшого участка путей в Аркадии.

 

Кто в Украине производит трамваи и сколько они стоят?


В Украине есть несколько предприятий, которые могут предложить рынку свои разработки в сфере трамваев. Совсем недавно министр инфраструктуры Андрей Пивоварский заявил, что государство намерено распределить 100 млн. грн. «на развитие и изготовление трамваев», причем львовское «Электрон» будет одним из бенефициаров этих средств.


Данное предприятие в 2013 году выпустило первый украинский низкопольный трамвай Електрон T5L64. На данный момент выпущено всего два подобных трамвая, стоимость первого экземпляра составила 11 млн. 910 тыс. грн. В настоящий момент интерес к разработкам львовского предприятия проявляют в России, в частности власти Калининграда и Санкт-Петербурга. Таким образом, на средства, что выделены на реконструкцию поворотного кольца в Аркадии можно было бы приобрести почти  два трамвая, каждый из которых позволил бы перевозить до 250 пассажиров. Естественно, что положительно на работу городского транспорта особо эта покупка не повлияла бы.


(Львовский электрон)


 


– Корпорация «Эталон», лидер автобусного рынка Украины, намерена ориентировочно в конце 2014 года представить первый образец односекционного 15-метрового трамвая, созданного совместно с европейским производителем, – сообщил президент корпорации Владимир Бутко. Однако на сегодняшний день не удалось найти информации о новом трамвае этого украинского производителя. По предварительным оценкам стоимость одного трамвая от «Эталона» должна была составить ок. 4.5 млн. грн. Учитывая рост курса валют, данная сумма должна была увеличиться. В любом случае более чем 4 единицы новых 15-и метровых трамваев Одесса бы на 22 млн. грн. не увидела. Это уже лучше, однако все-таки, на наш взгляд, уже лучше старые Т-3 в Аркадии, нежели 4 новых  трамвая в спальных районах города.


Стоит отметить, что за несколько лет было ряд попыток наладить производство трамваев в Украине, но, ни одна из них не закончилась благополучно.


– В декабре 2011 года корпорация Богдан и белорусский Белкоммунмаш объявили о создании консорциума по производству трамваев для Украины, а также представили первый образец трехсекционного, 25-метрового низкопольного трамвая, стоимостью 2 млн. долл. США. В июле 2013 года французская «Alstom» и украинский ЛАЗ договорились выпускать в Украине низкопольные трамваи на базе платформы «Citadis», – рассказывает Денис Кацило.


Однако эти проекты так и остались на уровне договоров или опытных образцов и не воплотились в серийное производство нужных украинским городам трамваев.


Таким образом, остается только один украинский производитель трамваев, который также на протяжении последних лет не выпускает технику даже малыми сериями. К тому же совместное украино-чешское производство «Татра-Юг» не удовлетворяет одесские городские власти. Городской голова Одессы Геннадий Труханов недавно побывал на производстве «Татра-Юг» в Днепропетровске, однако качество и новизна продукции, а также цена за трамваи моделей К1М и К1М8 явно не удовлетворили одесскую делегацию.


(трамвай Татра-юг)


 

По данным издания «Южный курьер» цены на продукцию предприятия «Татра-Юг» составляли 4.9 млн. грн на 2011 г. Некоторые специалисты повышают ориентировочну цену за трехсекционную низкополую машину до 8 млн гривен.

 

Опять же 3 или 4 новых трамвая отрасль не спасут и комфорта в одесскую транспортную обыденность не внесут.

 

Альтернативе подержанным трамваем не существует?


Очевидно, что одесские власти будут и далее ориентироваться на покупку не новых образцов общественного транспорта. Уже анонсировано, что на покупку 10 вагонов «Татра-Т3» будет потрачено 11.5 млн. грн. Не сложно подсчитать, что на сумму, в которую обходится ремонт разворотного кольца на конечной 5-го трамвая можно было приобрести ещё почти два десятка подержанных вагонов.


В связи с этим возникает дилемма. С одной стороны пополнение парка вагонов явно будет выгодно для состояния транспортного парка города. Но с другой стороны покупка устаревших образцов техники откладывает на неопределенный срок качественную модернизацию подвижного состава одесского трамвая, однако в случае с ограниченным бюджетом это может быть единственным вариантом поддержания подвижного состава городского общественного транспорта в более или менее приемлемом количестве.


Александр Вельможко, эксперт в сфере общественного транспорта Одессы, считает, что покупка не новых, но технически исправных образцов техники в нынешних условиях является едва ли не единственным вариантом, чтобы заменить исчерпавшие свой ресурс трамваи и троллейбусы. При этом речь не идет об увеличении общего числа подвижного состава, а лишь сохранении его на нынешнем уровне. Для того, чтобы постоянно обновлять парк общественного транспорта следует ежегодно закупать новые и технически современные образцы трамваев и троллейбусов, что будет возможно только при наличии кредитных средств, т.к. городские власти самостоятельно не смогут обеспечить финансирование этой статье расходов бюджета.


Следует отметить, что стоимость одного самого дешевого низкополого троллейбуса, выпускаемого в Украине составляет около 2 млн гривен, т.е. за 22 миллиона, можно было бы купить 11 троллейбусов.


С одной стороны это количество незначительное, с другой, купленные в 2008 году 15 российских троллейбусов «Тролза» встречаются достаточно часто, т.е. свою роль в обновлении городского транспорта сыграли.


В связи с этим видится закономерным, что привлеченные средства для закупки новых трамваев и троллейбусов будут сопряжены с участием в сделке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Это тем более важно, т.к. по данным Минрегионразвития, в срочной замене нуждаются более 90% трамвайного, около 70% троллейбусного и 50–70% автобусного парка украинских городов – сообщается в издании «Телеграф».

 

 

 

Интересно, что реновация и обновление трамвайного парка путем переоснащения старых образцов трамваев принята не только в Украине, но и в Европе. Так, самым старым образцам трамвая г. Хельсинки около 50 лет, также обновляют морально устаревшие трамваи и в Таллинне. Какой путь окажется более близким Одессе покажет время. В любом случае тема общественного транспорта является общественно значимой, а значит будет активно эксплуатироваться на ближайших выборах в местные органы власти.


Станислав Кинка