Есть ли угроза Одессе со стороны Приднестровья. Комментарии специалистов

В Украине часто говорят о возможном нападении со стороны Приднестровья. Но, по словам самих приднестровцев, российских войск там очень мало и они не вооружены, а сами они воевать не пойдут ни за какие коврижки. В тоже время приднестровские власти пугают население экономической блокадой со стороны Украины, которой на самом деле нет. Просто так они оправдывают ухудшение социальных условий в Приднестровье, которое лишилось дотаций из российского бюджета.

 

Об этом на брифинге в Одесском Кризисном Медиа центре рассказали Олег Хвощевский, председатель исполнительного комитета «Союза приднестровцев Украины» и Юрий Петрик, депутат городского совета г. Рыбница, Приднестровье.

 


 

Юрий Петрик рассказал, что между Приднестровьем и Украиной сейчас есть импульс конфронтации и от него надо уходить.  И для этого есть все возможности. В Приднестровье есть серьезные социальные проблемы, проблемы со свободой слова.  Но есть и серьезные возможности для развития.

 

Пока сближению противостоят чиновники. И приднестровские и украинские.  А потенциал сотрудничества огромный с Украиной, особенно с Одессой. Приднестровье политически непризнанно и подвергается экономическому давлению. Это ведет к увеличению социальных проблем. Нервничает исполнительная власть, люди все больше заявляют о своих правах. Сейчас многим не доплачивают 30% пенсий и зарплаты, которые раньше компенсировала Россия.

 

Пожалуй самый важный вопрос, по мнению Юрия Петрика: «Будет ли война»? Тут достаточно посмотреть на пограничные переходы и увидеть сколько людей едут туда и обратно. И тогда сразу будет понятно, что никакой войны быть не может. Люди хотят мирно жить, купаться в море, приезжать в Одессу. Люди хотят растить детей, зарабатывать. Пока же экономика Приднестровья выживает, буквально барахтается в болоте.

 

Менталитет приднестровцев исторически настроен пророссийски. Но, с другой стороны, треть его населения, украинцы. Там 80% семей полиэтничны и в 70% семей, по словам Петрика, входят украинцы.

 

Если у политиков не получается наводить мосты, они говорят о блокаде со стороны Украины, а в Украине говорят об угрозе со стороны Приднестровья, то людям, общественным деятелям надо самим наводить мосты доверия. В 90-х годах именно народная дипломатия прекратила бойню на Днестре.

 

По мнению депутата из Приднестровья можно найти много проблемы претензий, но искать надо не проблемы, а способы их решений. Надо договариваться, нужен мир, а не война.

 

Угроза со стороны Приднестровья для Украины призрачная. Там, по заявлению Юрия Петрика, не более 2 тысяч российских военных, которые не имеют тяжелого вооружения.  А сами приднестровцы не имеют ни малейшего желания воевать с Украиной. Наоборот, у нас боятся, что Украина может на нас напасть.

 

Никакой экономической блокады Приднестровья нет, хотя политическое давление чувствуется. Но оно сопровождает Приднестровье с самого момента его появления.

 

Олег Хвощевский отметил, что нужно учитывать, что Юрий Петрик живет в Приднестровье и испытывает давление со стороны спецслужб – того же КГБ. Поэтому он не может что-то сказать до конца и совсем по-честному. В Приднестровье 4 месяца назад был задержан журналист Сергей Ильченко, который сидит сейчас в тюрьме лишь за то, что он освещал митинг в Тираполе и у него есть приватовская украинская карточка.

 

Непризнанная республика может умереть в один день, если Украина с Молдовой устроят ей экономическую блокаду. Но такой блокады нет, не смотря на уверения приднестровского руководства. На границе полно фур, и их без проблем пропускают, за исключением тех, которые везут алкоголь и сигареты. Но это не проблема, потому что так Украина защищает себя от контрабанды подакцизных товаров. По всем остальным грузам доступ свободный в обе стороны.

 

Что касается экономики Приднестровья, толком там работает только один единственный холдинг-монополист «Шериф». Он производит коньяк, цемент с шифером и продукцию металлургии.

 

 

По словам Олега Хвощевского ухудшение жизни в Приднестровье началось с марта-месяца этого года, когда Россия перестала оказывать финансовую помощь Приднестровью. Например, благодаря ей, все приднестровские пенсионеры и бюджетники получали надбавку.  Теперь ее не стало. Стали задерживать заработные платы, из-за этого люди остались без денег. Поэтому стали говорить об “экономической блокаде” со стороны Украины. Но её фактически нет. Если подъехать со стороны границы Украины с Приднестровьем, то можно увидеть вереницу фур, которые везут украинские товары в серую республику.

 

Напомним, ранее Информер публиковал статью о поездке из Одессы в Приднестровье.