Европа близко: взгляд с нашего берега

Открытие паромной переправы Орловка-Исакча, которое обещают уже в  этом сентябре,   – одно из самых долгожданных  событий в Одесском регионе. Свою часть  украинская сторона завершила еще весной, работы на румынской тоже выходят на финишную прямую. В Исакче проходит европейский коридор, соединяющий   город с крупнейшим румынским морским портом Констанцей. Масштабный проект, который обошелся  партнерам в 12 миллионов евро, сулит значительные  выгоды как предпринимателям, так и рядовым туристам. Но путь к этой цели был долгим и нелегким.

Если вспомнить основные вехи, то обсуждать эту идею начали еще двадцать лет тому назад – в конце 90-х. Рассматривалось   сразу два варианта: Измаил-Тулча и Орловка-Исакча.  Было очевидно,  это позитивно скажется на экономике  края.   Ведь  грузовой и пассажирский потоки  шли через  соседнюю Молдову. Этот «дорожный крюк»   означал  дополнительные затраты времени, ресурсов,  лишние бюрократические процедуры.

Одесские  областные власти неоднократно обращались в Кабмин с просьбой о финансировании, но средств на амбициозный проект, увы, не находилось.  Наконец, в 2013-м  году строительство паромных комплексов Измаил — Тульча и Орловка — Исакча было внесено в концепцию Государственной целевой региональной программы развития украинского Придунавья. При этом инвесторы высказали большую заинтересованность именно  во втором объекте. Что, в общем, неудивительно:  при всех  очевидных достоинствах Измаила и Тулчи, их разделяют  32 км, а Орловку-Исакчу  –  всего лишь  900 метров (это самое узкое место Дуная).

До сих пор при протяженности «дунайского» участка  украино-румынской границы в 187 км здесь не существовало ни единого моста или переправы (для сравнения – между Болгарией и Румынией таких переправ семь, а мостов – два). Переправа Орловка-Исакча  должна  повлиять на  изменение ситуации в регионе  к лучшему.

Строительство на украинском берегу началось осенью 2015-го (этому предшествовало несколько лет  подготовки, в том числе – разработки проектной документации). Масштабные планы предполагали работу четырех паромов с осадкой 1,5 метра. Реально, когда переправа начнет работать,  пока будет задействован  один паром,  но  это только начало. У переправы есть все необходимые «точки роста» для расширения. С украинской стороны проект уже включает в себя  дорогу общего назначения,  комплекс складов, дамбу, причал,  используемый  пограничниками для охраны территории, площадку для отстоя и ожидания.  Если пассажиропоток оправдает себя, то со временем здесь планируют построить  гостиничный  комплекс, ресторан, торговый  центр.  Заложено и место под второй причал. График курсирования   может  корректироваться в зависимости от загрузки.   Более того, существующие гидротехнические сооружения   позволяют принимать не только паром, но и суда  речного и морского типа, что  тоже говорит о прицеле на будущее.

В марте 2018-го процесс строительства обсуждался на Конгрессе проектних инициатив в Одессе (участниками были политики, бизнесмены и дипломаты). 10 апреля этого года  украинский Кабмин принял распоряжение об открытии международного пункта пропуска “Орловка”.

«Это будет самый современный пункт пропуска в Украине, – рассказывал в интервью «Экономической правде»  один из «отцов» проекта Юрий Димчогло. – Таможня поставила условие: на пункте пропуска должна быть установлена самая современная IT-система. Во время таможенного и пограничного контроля номерной знак и вес транспортного средства будут считываться автоматически”.

По предварительным оценкам переправа на соседний берег займет около 20 минут  и обойдется пешеходам в 1 евро, а водителям-автомобилистам в 12-15 евро.  Расчет остальных услуг пока  ведется. По мнению  экспертов,  новая переправа  сможет ежедневно пропускать до 1500 человек, 200 грузовиков и 500 легковых автомобилей.

Остается надеяться, что румынские партнеры не подведут, ведь  момент открытия уже сдвигался  несколько раз (его анонсировали  в марте, затем в апреле, и теперь – в сентябре).

По информации румынского издания «Zig-Zag», строительные работы у наших соседей  ведутся «согласно графику» и   должны быть  завершены к 15 сентября.

К сказаному можно добавить, что это первый случай в Украине, когда  крупный инфраструктурный проект, включающий в себя международный пункт пропуска через границу, реализуется за сет частных инвесторов. Непосредственным строительством занимались : с украинской стороны  – ООО «Паромный комплекс «Орловка»,  с румынской  – компания «Navrom BAC SRL».

Разумеется, на  экономические перспективы паромной переправы  Орловка-Исакча оказало влияние и реконструкція   трассы «Одесса-Рени», и в целом – проевропейский вектор Украины.

Речь идет не только о судьбах жителей украинского Придунавья, но и о более тесном подключении нашей  страны к европейским транспортным коридорам.  Кроме перевалки грузив ожидается  пассажиропоток  туристов,  направляющихся в Румынию, Болгарию, Турцию и Грецию. Европа – рядом, но может стать еще ближе.

Наталья Шевчук

Фото с сайта ЦТС.