Город и порт: европейские решения и одесские реалии

Уже не первый год в Одессе идет дискуссия по поводу возможного вынесения порта за черту города. У этого сценария есть как горячие сторонники, так и непримиримые противники. Однако, жизнь города и порта имеет не только уникально одесский пример, но и множество вариантов развития в странах ЕС.

 

Три взгляда на одесский порт

В мире существует немало городов, которые сосуществуют с портом, поэтому будет интересно посмотреть на украинские реалии в виде примера с одесским портом и примеры выноса порта за пределы города на примере стран ЕС.

Зонирование территории в порту Марселя

Архитектор Владимир Халин, рассказывая о мировом опыте выноса грузовых мощностей портов из центра города в пригород, подчеркивает, что при подобном развитии событий в центре появляется набережная и публичное пространство, развивается туризм. А сам порт строится в новом месте с лучшими условиями для судов и территориальными резервами для развития. По мнению архитектора, подобная стратегия оправдана и в Одессе. Наилучшим вариантом расположения нового порта эксперт считает Хаджибейский лиман.

Хаджибейский лиман – возможный резерв для развития Одесского порта

Юрий Мельник, специалист по планированию территорий, в свою очередь считает, что вынос порта возможен, но в обозримом будущем он не осуществится.

«Подобный шаг вызовет экономические и социальные последствия, которые невозможно спрогнозировать», – уверен эксперт.

В свою очередь, представитель АМПУ, Вячеслав Вороной, отметил, что порты продолжают играть ключевую роль в экономике ряда успешных городов. По его мнению, Одесский порт в целом развивается в верном направлении. В частности, все загрязняющие грузы переведены в другие порты. Также существуют планы развития пассажирского комплекса с созданием социального пространства, зон событийного назначения и делового туризма.

 

Город и порт: мировые тенденции

В мире существует целый ряд успешных примеров того, как порт выносился за пределы города и там успешно развивался. Это примеры Австралии (Мельбурн, Перт), Канады (Ванкувер) и другие.

«Тенденция к реновации портовых территорий зародилась в США еще в 1960-е годы. Сегодня этот процесс завершен или идет в более чем 100 городах мира. Важен экологический аспект реновации», – уверен Владимир Халин.

Порт Барселоны

Успешным примером архитектор назвал и Барселону, где работы начались на стадии подготовки к Олимпиаде 1992 года. Портовая зона была полностью освобождена, дорога пошла по тоннелю, а железнодорожная ветка – убрана вовсе. В Барселоне появилась пешеходная набережная, которую ежегодно посещают ок. 16 млн. человек. Оборот местного бизнеса достигает 300 млн. долл., появилось семь тысяч новых рабочих мест. Подобные процессы были осуществлены и в Осло, где появилась пешеходная трасса длинной в десять километров, которой пользуются как жители города, так и многочисленные туристы.

Вид на стоянку яхт в порту Барселоны

По мнению архитектора Владимира Халина, в таком случае порт не проигрывает, а при выносе мощностей из центрального ареала порты осваивает участки с большими глубинами. Так появляется возможность принимать более крупные суда, а высвободившиеся гавани становятся центрами круизного туризма.

Что касается будущего развития одесского порта, то архитектор раскритиковал концепцию, подготовленную в 2012 году. Она предусматривает застройку Карантинного мола и рост транспортной нагрузки на город. Также существует проект новой эстакады через район Ярмарочной площади. Эксперт предположил, что она разделит город на две части и закрепит за Пересыпью статус депрессивной территории.

По мнению эксперта, увеличение зерновых мощностей может быть и не востребовано, а вот развивать специализацию стоит: так, по его мнению, эксперта, порт Южный порт мог бы сосредоточиться на обработке насыпных грузов, Ильичевский – контейнерных.

 

Порт как катализатор инвестиций в городскую экономику

В настоящее время Одесский порт обеспечивает ок. пяти тысяч рабочих мест и генерирует до 1,5 млрд. грн. налоговых отчислений в бюджеты разных уровней.

По мнению Юрия Мельника, все предприятия, так или иначе связанные с морехозяйственным комплексом, обеспечивают в Одессе до 30 тыс. рабочих мест и 1 млрд. грн. налоговых поступлений только в городской бюджет. Таким образом, значение порта в экономической и социальной жизни города огромно и его перенос приведет к сложно прогнозируемым последствиям.

Юрий Мельник согласился с Владимиром Халиным в том, что грузовые терминалы нужно выводить из центра города, однако подчеркнул, что пока Одесса не готова безболезненно пережить такой шаг. По мнению эксперта, ревитализация территории порта потребует минимум 50 лет.

Порт Гамбурга

Представитель АМПУ Вячеслав Вороной, в своем комментарии, отметил, что морские порты составляют основу экономики многих успешных городов, в том числе Гамбурга (Германия), Марселя (Франция), Роттердама (Нидерланды). По его мнению, в Одессе развиваются «чистые» способы перевалки грузов (контейнерные, перевалка зерна).

Также представитель АМПУ подчеркнул, что возможный вынос порта из города может привести к потере инвестиций.

По мнению Вячеслава Вороного, экологическая ситуация в Одесском заливе позволяет сделать вывод о том, что морской порт не усиливает антропогенное воздействие на водную акваторию.

Также представитель АМПУ не согласился с аргументом Владимира Халина о том, что строящиеся зерновые терминалы не будут заполнены. Он отметил, что эти проекты реализуют компании, давно представленные на мировом рынке и хорошо прогнозирующие подобные риски.

Что касается пассажирского комплекса, который фактически пустует на протяжении последних трех лет в связи с резким уменьшением количества морских круизных судов, то тут существуют планы по переустройству комплекса под разные виды отдыха и туризма (делового и событийного).

Порт Мельбурна

Таким образом, европейские примеры дают возможность экстраполировать как опыт трансформации индустриального порта в туристический хаб, так и развитие порта в пределах города с использованием его как крупного центра грузооборота. Снижение нагрузки на Одесский порт как центр приема круизных лайнеров (с 2014 г. включительно) вынуждает руководство порта и города искать альтернативные способы использования пустующих площадей.

При подготовке материала использованы иллюстрации блога Владимира Халина: https://khalinsite.wordpress.com/