Уже не первый год в Одессе идет дискуссия по поводу возможного вынесения порта за черту города. У этого сценария есть как горячие сторонники, так и непримиримые противники. Однако, жизнь города и порта имеет не только уникально одесский пример, но и множество вариантов развития в странах ЕС.
Три взгляда на одесский порт
В мире существует немало городов, которые сосуществуют с портом, поэтому будет интересно посмотреть на украинские реалии в виде примера с одесским портом и примеры выноса порта за пределы города на примере стран ЕС.
![](https://informer.od.ua/wp-content/uploads/2018/02/port-Marselya2.jpg?593a4f)
Зонирование территории в порту Марселя
Архитектор Владимир Халин, рассказывая о мировом опыте выноса грузовых мощностей портов из центра города в пригород, подчеркивает, что при подобном развитии событий в центре появляется набережная и публичное пространство, развивается туризм. А сам порт строится в новом месте с лучшими условиями для судов и территориальными резервами для развития. По мнению архитектора, подобная стратегия оправдана и в Одессе. Наилучшим вариантом расположения нового порта эксперт считает Хаджибейский лиман.
![](https://informer.od.ua/wp-content/uploads/2018/02/hadzhibejskij-liman.jpg?593a4f)
Хаджибейский лиман – возможный резерв для развития Одесского порта
Юрий Мельник, специалист по планированию территорий, в свою очередь считает, что вынос порта возможен, но в обозримом будущем он не осуществится.
«Подобный шаг вызовет экономические и социальные последствия, которые невозможно спрогнозировать», – уверен эксперт.
В свою очередь, представитель АМПУ, Вячеслав Вороной, отметил, что порты продолжают играть ключевую роль в экономике ряда успешных городов. По его мнению, Одесский порт в целом развивается в верном направлении. В частности, все загрязняющие грузы переведены в другие порты. Также существуют планы развития пассажирского комплекса с созданием социального пространства, зон событийного назначения и делового туризма.
Город и порт: мировые тенденции
В мире существует целый ряд успешных примеров того, как порт выносился за пределы города и там успешно развивался. Это примеры Австралии (Мельбурн, Перт), Канады (Ванкувер) и другие.
«Тенденция к реновации портовых территорий зародилась в США еще в 1960-е годы. Сегодня этот процесс завершен или идет в более чем 100 городах мира. Важен экологический аспект реновации», – уверен Владимир Халин.
![](https://informer.od.ua/wp-content/uploads/2018/02/barselona-port.jpg?593a4f)
Порт Барселоны
Успешным примером архитектор назвал и Барселону, где работы начались на стадии подготовки к Олимпиаде 1992 года. Портовая зона была полностью освобождена, дорога пошла по тоннелю, а железнодорожная ветка – убрана вовсе. В Барселоне появилась пешеходная набережная, которую ежегодно посещают ок. 16 млн. человек. Оборот местного бизнеса достигает 300 млн. долл., появилось семь тысяч новых рабочих мест. Подобные процессы были осуществлены и в Осло, где появилась пешеходная трасса длинной в десять километров, которой пользуются как жители города, так и многочисленные туристы.
![](https://informer.od.ua/wp-content/uploads/2018/02/port-Barselona.jpg?593a4f)
Вид на стоянку яхт в порту Барселоны
По мнению архитектора Владимира Халина, в таком случае порт не проигрывает, а при выносе мощностей из центрального ареала порты осваивает участки с большими глубинами. Так появляется возможность принимать более крупные суда, а высвободившиеся гавани становятся центрами круизного туризма.
Что касается будущего развития одесского порта, то архитектор раскритиковал концепцию, подготовленную в 2012 году. Она предусматривает застройку Карантинного мола и рост транспортной нагрузки на город. Также существует проект новой эстакады через район Ярмарочной площади. Эксперт предположил, что она разделит город на две части и закрепит за Пересыпью статус депрессивной территории.
По мнению эксперта, увеличение зерновых мощностей может быть и не востребовано, а вот развивать специализацию стоит: так, по его мнению, эксперта, порт Южный порт мог бы сосредоточиться на обработке насыпных грузов, Ильичевский – контейнерных.
Порт как катализатор инвестиций в городскую экономику
В настоящее время Одесский порт обеспечивает ок. пяти тысяч рабочих мест и генерирует до 1,5 млрд. грн. налоговых отчислений в бюджеты разных уровней.
По мнению Юрия Мельника, все предприятия, так или иначе связанные с морехозяйственным комплексом, обеспечивают в Одессе до 30 тыс. рабочих мест и 1 млрд. грн. налоговых поступлений только в городской бюджет. Таким образом, значение порта в экономической и социальной жизни города огромно и его перенос приведет к сложно прогнозируемым последствиям.
Юрий Мельник согласился с Владимиром Халиным в том, что грузовые терминалы нужно выводить из центра города, однако подчеркнул, что пока Одесса не готова безболезненно пережить такой шаг. По мнению эксперта, ревитализация территории порта потребует минимум 50 лет.
![](https://informer.od.ua/wp-content/uploads/2018/02/gamburg-port.jpg?593a4f)
Порт Гамбурга
Представитель АМПУ Вячеслав Вороной, в своем комментарии, отметил, что морские порты составляют основу экономики многих успешных городов, в том числе Гамбурга (Германия), Марселя (Франция), Роттердама (Нидерланды). По его мнению, в Одессе развиваются «чистые» способы перевалки грузов (контейнерные, перевалка зерна).
Также представитель АМПУ подчеркнул, что возможный вынос порта из города может привести к потере инвестиций.
По мнению Вячеслава Вороного, экологическая ситуация в Одесском заливе позволяет сделать вывод о том, что морской порт не усиливает антропогенное воздействие на водную акваторию.
Также представитель АМПУ не согласился с аргументом Владимира Халина о том, что строящиеся зерновые терминалы не будут заполнены. Он отметил, что эти проекты реализуют компании, давно представленные на мировом рынке и хорошо прогнозирующие подобные риски.
Что касается пассажирского комплекса, который фактически пустует на протяжении последних трех лет в связи с резким уменьшением количества морских круизных судов, то тут существуют планы по переустройству комплекса под разные виды отдыха и туризма (делового и событийного).
![](https://informer.od.ua/wp-content/uploads/2018/02/port-melburn.jpg?593a4f)
Порт Мельбурна
Таким образом, европейские примеры дают возможность экстраполировать как опыт трансформации индустриального порта в туристический хаб, так и развитие порта в пределах города с использованием его как крупного центра грузооборота. Снижение нагрузки на Одесский порт как центр приема круизных лайнеров (с 2014 г. включительно) вынуждает руководство порта и города искать альтернативные способы использования пустующих площадей.
При подготовке материала использованы иллюстрации блога Владимира Халина: https://khalinsite.wordpress.com/