«Греческий кризис» и его последствия для ЕС и Украины

5 июля греки на референдуме большинством голосов отвергли предложение продолжать переговоры с представителями ЕС по вопросам государственного долга. По результатам обработки 100% бюллетеней оказалось, что против условий международных кредиторов высказались 61,31%, проголосовавших.


После оглашения результатов референдума, которые предсказывались, официальные лица Греции выступили с заявлениями. В частности министр финансов Греции Янис Варуфакис, подчеркнул, что подобные результаты референдума в Греции укрепят позицию страны в переговорах с кредиторами и помогут заключить соглашение с Международным валютным фондом (МВФ), Европейским центральным банком (ЕЦБ) и зоной евро. Премьер-министр Греции Алексис Ципрас заявил, что государство готово вернуться за стол переговоров с кредиторами «хоть в понедельник».


Несмотря на подобные заявления ситуация с «греческим кризисом» не так проста. Мы рассмотрим каким образом Греция пришла к такому результату и каким образом ситуация в стране-члене ЕС может повлиять на весь ЕС и на Украину.

 

Длинная дорога к кризису


На протяжении 1990-х и до 2015 года включительно правительство Греции тратило больше, чем собирало налоговых поступлений. Дефицит бюджета покрывался за счет заемных средств, которые Греция (как страна зоны евро и ЕС) получала почти на таких же условиях, как и Германия.

 

«Кредиторы предполагали, что даже если Греция не сможет платить по своим долговым обязательствам, на помощь придут другие члены еврозоны», – пишут аналитики «Европейской правды» Юрий Городниченко и Олег Кореньок.


Ещё в октябре 2009 года правительство Греции заявило, что в течение многих лет предоставляло неправдивые данные о дефиците национального бюджета. Реальные показатели в два раза отличались от тех, которые предоставлялись кредиторам – 12% вместо 6%. Естественно, что такие махинации снизили уровень доверия к Греции и повысили стоимость ее заимствований. В апреле 2010 года Греция быстро приближалась к банкротству.


«Международный валютный фонд, Европейский центральный банк и Европейская комиссия, так называемая «Тройка», чтобы избежать дефолта, выделили средства для Греции. Программа помощи предусматривала определенные условия: требования по сокращению бюджетных расходов и увеличение налогов (жесткая экономия), либерализация рынка труда и других рынков (структурные реформы), устранение уклонения от уплаты налогов. Выдвинутые условия были нацелены на быстрый экономический рост Греции и погашение кредитов, но в результате выделенные средства не способствовали, ни экономическому росту Греции, ни уменьшению бремени задолженности», – отмечают Юрий Городниченко и Олег Кореньок.


Таким образом, по всем показателям греческая экономика оказалась в ситуации нарастающего кризиса: с 2009 года ВВП упал на 25%; соотношение государственного долга к ВВП выросло с 112% в 2008 году до 177% в 2014 году; а уровень безработицы повысился с 9% до 25%.

 

Позиция ЕС по отношению к Греции


Официальная позиция ЕС по отношению к Греции носит весьма жесткий и последовательный характер. Это связано с рядом факторов, в первую очередь с тем, что проявив слабость в отношении Греции и «простив» нерадивым заемщикам миллиардные долги МВФ рискует попасть в похожую ситуацию с иными проблемными странами, среди которых и страны Южной Европы – Италия и Испания. В отличие от Греции, суммарное участие которой в ВВП Европейского Союза менее 2%, эти страны имеют значительно больший экономический и политический вес.


«Ни одна страна, ни при каких обстоятельствах не может позволять себе шантажировать Еврокомиссию», – об этом заявил министр финансов Австрии Ханс Йорг Шеллинг в интервью изданию «Die Presse».


Как отметил австрийский политик, выход Греции из зоны евро был бы возможен, если бы Греция сначала попросила выхода из ЕС, а другие государства-члены согласовали эту заявку. Кроме того его прогноз относительно долга Греции в случае отказа от евро весьма печален. В случае возврата к драхме он возрастет с 200% до 400% ВВП, что является катастрофическим для страны, учитывая, что с 30 июня министры финансов зоны евро отказались продлевать помощь Греции.


В свою очередь аналитик «Stratfor» Дж. Фриман усматривает провал «тонкой игры» европейцев в отношении Греции. Он считает, что требования ЕС по радикальному урезанию социальных программ в Греции ни к чему бы не привели даже при условии их принятия. Суть в том, что Греции необходимо выплатить в настоящий момент такую сумму, что есть две альтернативы – реструктуризация долга или дефолт. Оба варианта в разной мере неприемлемы для ЕС. В случае реструктуризации долга Греции этого могут потребовать иные страны, которые имеют проблемы с возвратом долгов и экономику, находящуюся в состоянии стагнации. Дефолт, в свою очередь, принесет не только финансовые убытки, но и резкий всплеск евроскептицизма. При этом американский аналитик часть ответственности возлагает и на европейские институты, которые давая кредиты Греции, осознавали, на что они шли.

 

Украина и греческий кризис


В настоящее время принято сравнивать ситуацию в Украине и Греции для того, чтобы провести параллели между ситуацией в двух странах. До определенной степени это весьма абстрактно, но иногда полезно увидеть проявление кризиса в абсолютных числах.

 



Украина более чем в 4 раза больше Греции, как по территории, так и по населению. При этом уровень национального долга в Греции выше, чем в Украине относительно ВВП, 174,2% к 100% соответственно.


При этом глубина падения ВВП в Украине ожидается на уровне -9%, в то же время Греции дают 0,5% роста. Ситуация в банковском секторе в двух странах схожа, однако ключевой момент – дефолт в Греции все-таки будет иметь последствия для ЕС, несмотря на общую незначительность экономического веса Греции в ЕС. В свою очередь для Украины дефолт Греции вряд ли принесет существенные изменения.


«В любом случае ситуация в Греции будет иметь минимальные прямые последствия для Украины: наша страна не осуществляет заимствований на частных рынках; банковские системы Украины и Греции не связаны друг с другом, объемы торговли тоже незначительные, – считают Юрий Городниченко и Олег Кореньок.


Стоит также отметить интересный момент, что Греция – это единственная страна из первой десятки, куда увеличился поток украинских туристов в прошлом году. На фоне абсолютного обвала туристического рынка: – 70% Чехия, -66% Польша, -54% Россия, -43% Турция, Греция показала +3% увеличения украинских туристов.

 


 


Таким образом, греческая ситуация в чем-то похожа на украинскую ситуацию, однако по ряду показателей Украина лучше Греции, в ряде – наоборот падение выражено ярче. Так или иначе, потенциальный выход Греции из зоны евро – это скорее вызов для «Старой Европы», для самого принципа формирования и функционирования ЕС. Станет ли политика левой политической силы в Греции началом её выхода из ЕС и зоны евро пока нельзя сказать со стопроцентной вероятностью. Но то, что Греция становится новым привлекательным для дестабилизации регионом на границах ЕС – это точно.


 

Непосредственно экономических последствий греческий дефолт для Украины не несет, однако прецедент Греции может вызвать увеличение недоверия к кредитованию как таковому, увеличение евроскептицизма, что косвенно может негативно сказаться и на перспективах членства Украины.

 

Станислав Кинка