Хотят ли украинцы в НАТО? Динамика настроений и инфографика

Не так давно, в январе, в Давосе Пётр Порошенко сказал, что более 50% украинцев являются сторонниками курса на членство Украины в НАТО.

По данным соцопроса Института Горшенина по состоянию на июнь прослеживается следующая динамика: за последний год в Украине количество граждан, которые поддерживают вступление в НАТО, выросло до 47,3%.


По данным опроса, если бы в ближайшее время прошел референдум о вступлении Украины в НАТО, за это решение проголосовало бы 47,3% украинцев, а против –  36,2%.


Для сравнения, в мае 2013 года «за» НАТО проголосовало бы 35,3%, а 43,2% – «против». События прошлой зимы и весны значительно поменяли картину.

 



Однако авторы исследования выразили мнение, что такие результаты стали возможными в связи с действиями России. Так,  полгода назад уже 64,2% украинцев считало, что Россия вооружает боевиков и непосредственно руководит их действиями, 23,6% – не верили в это, а 12,2% – не определились в вопросе.

 

При этом, по данным института, в военном противостоянии на востоке страны граждане Украины в основном поддерживают официальные власти – 78,4%, и только 10% – противоположную сторону.


Что касается методов борьбы против вооруженных боевиков, то 42,1% украинцев поддерживает использование военной силы, 47,2% выступают за переговоры, 10,7% – не определились с методом борьбы.


В целом серьезную угрозу от действия России для будущего Украины как государства видят 76,7% украинцев, 13,2% – не видят ее.

 



При этом 55,1% украинцев считают, что Россия попытается продолжить агрессию и захватить другие части территории Украины, 21,5% –  так не считают.

 

Социологическая группа «Рейтинг» привела несколько отличающиеся данные: если бы сегодня проводился референдум о поддержке вступления Украины в ЕС, то такое решение поддержали бы 64% респондентов, а в случае с НАТО положительное решение принял бы 51% украинцев.


При этом 17% украинцев поддерживают вступление Украины в Таможенный союз, 19% – не определились.

 


 

 


С апреля 2014 года эксперты организации отметили увеличение сторонников вступления в ЕС (с 55% в апреле до 64%) при одновременном уменьшении сторонников ТС (с 24% в апреле до 17%). Вступление в ЕС поддерживают большинство опрошенных на Западе, Севере, в Центре, на Востоке и Юге. Только на Донбассе большинство – за вступление Украины в Таможенный союз.


Почти половина опрошенных (48%) поддерживают инициативу отмены на законодательном уровне внеблокового статуса Украины, около трети (28%) – против этого. Еще четверть – не определились.


Если бы сегодня проводился референдум о вступлении Украины в НАТО, то более половины опрошенных (51%) проголосовали бы за вступление, 25% – против. Еще четверть – не определились или не участвовали бы в таком референдуме.


При этом в ноябре зафиксирован самый большой уровень поддержки НАТО (с 40% в апреле до 51%) при одновременном уменьшении противников вступления (с 46% в апреле до 25%). Больше всего вступление в НАТО поддерживают жители Запада, Севера и Центра. На Востоке примерно равное количество сторонников и противников альянса, на Юге и Донбассе – больше противников.


Более половины украинцев поддерживают вступление в Европейский Союз, свидетельствуют данные социологического опроса Центра Разумкова. За присоединение к ЕС высказались 53,4% респондентов, против – 33,4%. Остальные затруднились ответить.


При этом, когда опрошенным предложили альтернативу Евросоюзу в виде Таможенного союза, за вступление в ЕС выступили 52,4% респондентов, за ТС – 18%. 20,8% респондентов выступили как против ЕС, так и против ТС, а остальные затруднились ответить.


52,5% респондентов считают отношения со странами ЕС приоритетными для Украины. 16,6% назвали таковыми отношения с Россией, 6,8% – с другими странами Содружества Независимых Государств; 1,1 – с США; 4,8% – с другими странами; 18,1% затруднились ответить.

 

Что касается приверженности украинцев НАТО, то наименьшая поддержка вступления была в 1999 году и составила 22%, а также в 2005 году, когда составила 19%. На тот момент, возможно, это обусловлено военными кампаниями НАТО в Югославии (1999 г), а также кампаниями США в Афганистане и Ираке.


Украинский центр экономических и политических исследований (УЦЭПИ) в июне 2000 года, в сентябре 2001 года и в апреле 2002 года, показал, что, по итогам опросов 2000 – 2001 годов, почти половина респондентов считали НАТО агрессивным блоком (в 2000 году – 46,2%, в 2001 – 48, 1%). Число тех, кто по разным причинам считал процесс расширения НАТО неблагоприятным заметно возросло – с 46,1% в 2000 году до 50,2% в 2001 году. Большая часть граждан не были знакомы с конкретными направлениями сотрудничества Украины с НАТО, в рамках программы ПДЧ. Почти две трети опрошенных (64,4%) не знали или об этой программе вообще, или о том, что Украина принимает в ней участие. Весьма негативно повлияла на отношение к НАТО военная операция альянса на Балканах. Большинство граждан Украины, а именно 56,6% считали, что НАТО вообще не имело права вмешиваться во внутренние дела суверенной страны, пусть даже для решения гуманитарных проблем.

 

В 2002 году по сравнению с предыдущим годом резко, на 15,5%, уменьшилось число респондентов, которые считали НАТО агрессивным блоком. Несколько увеличилось число тех, кто оценивал блок как оборонительный союз (на 3,1%). Как сравнить с предыдущими двумя – тремя годами заметно увеличилось и число граждан, которые оценили альянс в целом более позитивно (37,4%), чем негативно (32,6%).


Максимальный уровень «антиподдержки» был зафиксирован в 2006 году, когда противниками Альянса оказались 64,4 % населения, а также в октябре 2012 года – 66%, в октябре 2013 года по данным социологической группы «Рейтинг». В 2006 году «антинатовские» настроения были не только на востоке Украины и в Крыму. В западном регионе соотношение противников и сторонников составило соответственно – 38% и 32%, а в центральном регионе выступало против вступления 57% и только 15% дали ответ – «да». Ведь даже «оранжевый» электорат был против альянса. Например, среди сторонников социалистов таких было 61%, а в рядах «Нашей Украины» – 40%, в БЮТ – 41%.

 

Таким образом, в зависимости от международного контекста и внутренней пропаганды, настроения украинцев меняются поразительными темпами.

 

Нападение России на Украину, ввод войск и аннексия Крыма послужили драйверами социального напряжения, повлияв на рейтинг поддержки Североатлантического Альянса.

 

Эскалация украино-российского конфликта, начавшаяся с августа, а также январское обострение конфликта и возникшая тема введения миротворцев послужат факторами повышения рейтинга.


В то же время, не нужно преувеличивать уровень общественной осведомлённости о плюсах и минусах вступления Украины в НАТО. Это – сфера циркуляции политических мифов, о которых будет сказано отдельно в следующих исследованиях.

 

Ксения Селина