Контроль над финансированием политических партий: мировой опыт и украинские реалии

Одной из важнейших реформ на пути к полноправному членству в ЕС, для Украины должна стать реформа финансирования политических партий. Уже сейчас в обществе активно обговаривают возможность перехода на принципы государственного финансирования политических партий.

 

В качестве примера приводят страны Балтии (в частности Литву), а также Чехию и Германию. Однако каждый пример является уникальным и своеобразным. Хотя критерии и причины перехода на подобный принцип финансирования политических партий практически идентичны: уменьшение влияния бизнеса на политику, прозрачность финансовых отчетов, тенденция к максимальной независимости политических субъектов.


Обратимся к некоторым примерам из опыта стран ЕС по вопросу механизма финансирования партий. Согласно исследованию шведского аналитического центра IDEA, финансирования партии за публичные средства осуществляется в 54% государств мира. Для Европы это показатель ещё выше и достигает 84%.


Стоит отметить, что первым государством, в котором было осуществлено жесткое регулирование и контроль над финансами политических партий, была Великобритания. В конце ХІХ века там было введено жесткое регулирование относительно лимитов расходов на избирательную кампанию чтобы исключить возможность подкупа избирателей.


«В Великобритании действует специальный орган, который в рамках своих компетенций может даже зайти в жилище члена, сторонника или частного донора политической партии без судебного приказа. Однако даже такие суровые регуляции не в состоянии защитить политическую систему от периодических скандалов», – отмечает политолог Ивона Юрковская.


В Германии, официально зарегистрированные политические силы существуют за счет членских взносов, пожертвований от физических и юридических лиц и субвенций из бюджета. Причем финансирование из государственного бюджета получают все политические силы, которые на парламентских выборах (в федеральный парламент (Бундестаг), и в Европарламент) получили хотя бы 0,5% голосов. Субвенции составляют до 1/3 доходов политической партии. Помимо этого государство доплачивает политическим партиям за каждое евро, полученное в качестве пожертвования или членского взноса.


В Чехии каждая политическая партия, которая получила 3% и более на парламентских выборах получает государственную поддержку, которая начинается с суммы в 6 млн. крон ежегодно (примерно 218 тыс. евро), что для страны с населением в 10 млн. человек также не мало. Партии, которые преодолели пятипроцентный барьер, получают уже 10 млн. крон. (363 тыс. евро). Также идет доплата за каждого депутата парламента (900 тыс. крон или 32 тыс. евро) и местного депутата (250 тыс. крон или 9 тыс. евро). Эти средства позволяют политическим силам содержать штат и офисы.




Есть в Европе примеры и децентрализованного финансирования политических партий. В Италии политическая система трансформируется от финансирования за государственные средства к финансированию за средства избирателей. Это произошло в результате громких скандалов с незаконным присвоением денежных средств из бюджета наибольшими политическими партиями силами.


А вот в Швеции практически полное отсутствие контроля над партийными финансами, которые политические партии получают в зависимости от количества полученных голосов на выборах, объясняется высоким уровнем доверия к власти. В этой скандинавской стране есть договоренность между партиями о добровольном обнародовании информации относительно финансирования. Правда, такой высокий уровень доверия вызывает вопросы в Брюсселе.


В Украине же исходя из текста Закона «О политических партиях» финансирование политических партий запрещено: органами государственной власти и органами местной власти, государственными и коммунальными предприятиями, организациями, а также предприятиями, учреждениями и организациями, в собственности которых есть части (паи, акции), которые являются государственной, коммунальной собственностью или принадлежат нерезидентам, иностранным государствам, их гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, благотворительным и религиозным объединениям и организациям, анонимным жертвователям и под псевдонимом, политическим партиям, которые не входят в избирательный блок политических партий.


Согласно «Антикоррупционной стратегии на 2014-2017 годы» в Украине будет введено финансирование политических партий из государственного бюджета. Дискуссии на эту тему уже не первый год ведутся в публичном пространстве. Основными дискуссионными моментами как обычно становятся вопросы механизма формирования начисления средств политическим силам по результатам преодоления проходного барьера, его процентное определение и механизм контроля за использованными (полученными) средствами.


«На сегодняшний день политические партии в Украине пользуются различными видами косвенной государственной финансовой поддержки. В период парламентских выборов государство оплачивает СМИ за использование эфирного времени на телевидении и радио и площади в печатных СМИ, которые предоставляются партиям, на изготовление информационных плакатов со списками и программой партий, которые используются непосредственно на избирательных участках. Такая поддержка создает минимальные возможности каждой партии для представления избирателям своей программы действий», – отмечает политический эксперт, Светлана Конончук.


Основными из числа многих аспектов, которые должна изменить реформа финансирования политических партий, становятся нормы направленные на раскрытие источников финансирования политических партий и реформы политической сферы с целью приближения избирательного законодательства к европейским стандартам.


«Что касается законопроектов, которые касались раскрытия того, кто финансирует политические партии, внедрения частичного финансирования политических партий из государственного бюджета, с запретом их финансирования большими взносами неизвестными персонажами, ни один из этих законов не был принят»,считает политический эксперт Центра политических исследований и аналитики, Александр Кульчицкий.


В целом государственное финансирование политических партий является характерной для европейской политической системы, но в условиях Украины может привести к непредсказуемым последствиям. Очевидно, что нормативное регулирование финансирования политических партий является лишь частью большой и долгой реформы по повышению культуры политической борьбы и построения подлинно конкурентной политической системы в обществе, где финансовые махинации, непрозрачные схемы и подкуп избирателей будут автоматически означать выбывание политического субъекта из конкурентного поля борьбы.


«В целом в демократическом мире наблюдается тенденция к законодательному регулированию процесса финансирования партий и избирательных кампании. Европейская практика показывает, что лучше, если бы это происходило за государственные средства с четким размежеванием бизнеса от политики (партии могут получать деньги преимущественно только от физических лиц и законодательство определяет их максимальный лимит) и с возможностью наблюдать за поступлением пожертвований на счета субъектов избирательного процесса», – считает политолог, Ивона Юрковская.


 

Пример стран Балтии показывает, что эффективной может быть и смешанная система финансирования политических партий при наличии действенного механизма по контролю над частными пожертвованиями и прозрачной финансовой отчетностью субъектов политического процесса.


Станислав Кинка