Контроль над публичными финансами. Реформа Счётной Палаты Украины

 Украинская политическая система далека от идеала. Политический процесс протекает в условиях неопределённых правил игры, которые меняются в зависимости от смены политической элиты. Установление единых принципов прозрачного финансирования государственных организаций и партий, проведение открытых тендеров – это шаг к демократии.

 

По мнению Олега Шевчука, исследования в системе экономического контроля показывают, что термин «государственный финансовый контроль» в разных странах трактуют по-разному. Так, например, в США – это «операционный аудит», в Канаде и Великобритании – «аудит выгоды использования денег», в Норвегии и Швеции – «аудит исполнения (управления)», в России – «государственный аудит».

 

Олег Березюк, руководитель фракции «Самопомощь» считает, что Счётная палата – очень большой государственный орган, который стоит на страже эффективного использования государственных денег. А сегодня он, по мнению политика, утратил такую функцию. Это был орган, который формально утверждал коррумпированные схемы и их использование. Как отметил депутат, сегодня этот закон позволяет изменить констелляцию этого учреждения и усовершенствовать его. До второго чтения надо проводить серьезные дискуссии и вносить изменения.

 

Статья 1 Закона Украины «О Счётной Палате» гласит о том, что Счетная палата является постоянно действующим органом контроля, который образуется Верховной Радой Украины, подчинен и подотчетен ей. Счетная палата осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от каких-либо других органов государства.

Законом Украины «О Счётной палате» определены основные принципы ее деятельности: «законность, объективность, плановость, независимость и гласность». И, к тому же, «Заключения Счетной палаты не могут содержать политических оценок решений, принимаемых Верховной Радой Украины и органами исполнительной власти в пределах их компетенции…».

 


 

Как отмечают создатели «Белой книги парламентаризма», на сегодня прозрачность деятельности парламента Украины весьма специфическая: на сайте парламента не обнародуется смета Верховной Рады Украины, результаты его выполнения, а также заключения по законопроектам, которые предоставляются правительством, научными учреждениями, общественными организациями, по запросам профильных парламентских комитетов и другая важная информация. Особенно это касается деятельности парламентских комитетов – не все имеют собственные веб-страницы, на которых не обнародуются протоколы и стенограммы заседаний, результаты голосований, данные о присутствии, а также стенограммы и протоколы слушаний в комитете, планы работы и отчеты и т.д.

 

Однако, самое главное, до сих пор не существует правового закрепления порядка осуществления Счетной палатой контроля за поступление средств в Государственный бюджет Украины. К тому же, до сих пор не определены основания для досрочного прекращения полномочий Председателя Счетной палаты, а объем непосредственных контрольных полномочий самой палатой не соответствует Лимской декларации, согласно которой предметом аудита должны быть все публичные операции.

 

Основной закон, к тому же, не конкретизирует основ взаимодействия Палаты с органами государственного финансового контроля, которые, в частности, осуществляют контроль над использованием средств Государственного бюджета.


По мнению Игоря Когута, следует ввести положения, которые обяжут Счётную Палату подавать и утверждать в Верховной Раде смету своих расходов, а также относить к компетенции палаты контроль над публичными финансами в целом.


Законопроект по реформированию Счётной Палаты был принят парламентом в первом чтении 5 марта. Он предлагает закрепить полномочия Счётной палаты по аудиту эффективности и финансовому аудиту, в частности, в частности, что касается поступления средств в Государственный бюджет Украины и их использования, в том числе по:


  • Средствам, предоставленным местным бюджетам в виде трансфертов, фондам общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования;
  • Финансированию и выполнению общегосударственных и других государственных программ;
  • Соблюдению бюджетного законодательства.

 

 

 

Также Счётная палата будет иметь полномочия по управлению объектами государственной собственности в части, касающейся обеспечения отчисления в государственный бюджет Украины средств, полученных государством как собственником, а также использования средств госбюджета Украины, направленных на соответствующие объекты; образования, обслуживания и погашения государственного долга; использования средств государственного бюджета Украины их распорядителями и получателями в сфере государственных закупок, а также средств государственного бюджета Украины, предусмотренных на выполнение государственного заказа; управления средствами госбюджета Украины центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств.

 

Кроме того, законопроект предлагает закрепить полномочия Счётной палаты относительно осуществления аудита деятельности Национального банка Украины, его подразделений, банков, других финансовых учреждений в части обслуживания ими средств госбюджета Украины.

 

Проектом также определяется новый состав и структура Счётной палаты, правовой статус ее членов и государственных служащих его аппарата, а также организация работы, порядок деятельности Счётной палаты и отношения с другими государственными органами.

 

Предполагается, что Счётная палата будет состоять из 15 членов, срок полномочий которых составит девять лет без права назначения на новый срок. Исключение возможности повторного срока пребывания в должности членов Счетной палаты соответствует опыту европейских стран, в частности Великобритании и ФРГ.

 

Законопроектом предлагается уменьшить предельную численность работников Счетной палаты до 401 работника (с 550 сотрудников), из них 386 работников – предельная численность аппарата Счётной палаты.

 

Для обеспечения реализации принципа гласности в деятельности Счётной палаты предусмотрено создание при Счётной палате с участием институтов гражданского общества Общественного совета.

 

Законопроектом предлагается ввести осуществления аудита Счётной палаты, в частности аудит по расходованию Счётной палатой бюджетных средств будет осуществляться не реже, чем один раз в три года, аудиторской фирмой, которая имеет опыт в проведении аудита по международным стандартам аудита и определяется Верховной Радой Украины.


В Евросоюзе с января 2011 года заработал новый механизм, призванный выявлять опасность глобального финансового кризиса на ранних этапах, называемый Европейским комитетом по системным угрозам (European Systemic Risk Board – ESRB), членами которого являются главы всех 27 стран ЕС. ESRB стал одним из четырех новых структур, созданных в последние годы Евросоюзом для мониторинга финансового, банковского, фондового и страхового рынков ЕС. По мнению О. А. Шевчука, значимость внимания к глобализационным процессам при организации государственного финансового контроля обусловлена необходимостью учета при формировании системы обеспечения финансовой безопасности государства транснационального характера угроз, исходящих из функционирования мировой финансовой системы и мирового валютного рынка.

 

Надо отметить, что Счётная палата Украины председательствует в рабочей группе EUROSAI по аудиту средств, выделенных на предотвращение и ликвидацию последствий катастроф с 2014 по 2017 год.

 

Реанимационный Пакет Реформ видит эту реформу несколько по-иному.

 

Первоначально, эксперты инициативы подчёркивают, что необходимо совершенствование законодательства, регулирующего вопросы привлечения и мониторинга средств международных финансовых организаций в части упрощения процедуры согласования проектов для финансирования и усиления механизмов мониторинга за их использованием.


Во-вторых, разработка и наполнение информацией онлайн-портала по мониторингу средств, привлеченных правительством Украины в международных Финансово организаций.


В-третьих, проведение анализа и оценки проектов, представляемых Правительством на финансирование в международных финансовых организаций (работа проводится совместно с другими группами).


В-четвёртых, анализ и совершенствование системы внутреннего государственного финансового контроля (аудита).


В-пятых, мониторинг внедрения системы внутреннего контроля и аудита в соответствии со стандартами ЕС, предусматривает выполнение соответствующими структурными подразделениями органов власти функций оценки реализации стратегических и оперативных планов этих органов, достижение стратегических целей.


В-шестых, введение адвокации и общественного аудита внедрения полноценной системы планирования и оценки выполнения государственного бюджета по результатам (ввести комплексную систему ключевых показателей эффективности, в частности, результативные показатели эффективности предоставления государственных услуг) на основе системы государственного планирования и прогнозирования;


РПР планируют участие в разработке нормативных актов, направленных на создание Службы финансовых расследований (единого органа для предупреждения, выявления, раскрытия и расследования экономических преступлений против государства. А также мониторинг обеспечения соблюдения «структурных маяков», предусмотренных в Меморандуме об экономической и финансовой политике между Украиной и МВФ относительно дефицита сектора общегосударственного управления (по методологии МВФ). Введение адвокации и сопровождение внедрения Закона Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования».


РПР планируют  разработать нормативные акты, направленные на введение открытости, прозрачности и доступности информации о бюджете, которой владеют органы власти и местного самоуправления для общественности.

 

На наш взгляд, реформирование финансовой отчётности в политике будет предусматривать возможность осуществить контроль и публичный мониторинг за расходами от государственных служащих всех рангов, правоохранительных органов и прокуратуры, а также законодательной власти. Возможен и дополнительный онлайн-контроль за наполнением государственного бюджета, средств Счётной палаты, данные по которым будут обновляться и публиковаться ежедневно на сайте с помощью автоматической программы расходов и доходов. Этому послужит и введение программы и законодательства, закрепляющего прозрачность финансирования всех партий Украины, как парламентских, так и не непарламентских. В свою очередь, прозрачность государственных закупок может быть достигнута в ходе внедрения электронной программы, позволяющей отслеживать проведение государственных тендеров.

 

 

Ксения Селина