Отчет по 2 мая: Никто не планировал пожар в Доме профсоюзов заранее

Трагедия 2 мая, массовые беспорядки 4 мая, гибель десятков людей, противостояние между двумя “лагерями” сторонников единой Украины и пророссийского вектора развития, которое вылилось в столкновения, – все это оставило след в истории не только Одессы. До сих пор ведется следствие по этому делу и судебное рассмотрение, далеко не все виновные установлены, ряд организаторов беспорядков находится в розыске, пребывая за пределами Украины. Но в обществе есть большой запрос – узнать правду о том, что же произошло на самом деле.

Международная совещательная группа недавно опубликовала свой отчет о ходе расследования майских событий 2014-го года в Одессе. Члены Группы, которые основывались на материалах официального следствия, отчетов Верховной Рады, уполномоченного по правам человека, экспертно-журналистской группы 2 мая, документов прокуратуры, в большом докладе изложили известные следствию на данный момент факты. Не в компетенции группы было проверять достоверность данной информации. Основные претензии были к ходу расследования: это затягивание следствия и суда, ангажированность участников расследования, недостаточная информированность общественности о данном громком деле.

В цикле статей мы представляем читателям ряд материалов, изложенных в докладе, способные пролить свет на некоторые детали майской трагедии. 2 мая в Одессе погибли 48 человек – шестеро получили огнестрельные ранения, 42 человека пострадали в результате пожара в Доме профсоюзов, что неоднократно было поводом для различных спекуляций и пропаганды против Украины, в том числе в российских СМИ. Поэтому под особым контролем был вопрос: намерено ли подожгли здание на Куликовом поле, в котором укрылись представители антимайдана, и почему так долго не ехали пожарные.


Так, в отчете Группы сказано следующее: приблизительно в 19.45 в Доме профсоюзов разгорелся пожар. Позднее судебные эксперты установили, что очагов пожара в здании, скорее всего, было пять. Один из очагов находился на первом этаже в фойе, около входных дверей в здание. Второй очаг находился в левом лестничном пролете между первым и вторым этажами. Третий очаг находился в правом лестничном пролете между первым и вторым этажами. Четвертый очаг находился в кабинете на втором этаже. Пятый очаг находился на межэтажной лестничной площадке между третьим и четвертым этажами. Возгорание, кроме первого очага, произошло вследствие поджога лицами, которые на момент возгорания находились внутри здания. Судебные эксперты не выявили ни одного доказательства, что пожар был спланирован заранее. Закрытые двери и эффект вытяжки в лестничном колодце привели к стремительному распространению огня на верхние этажи, а также быстрому и сильному повышению температуры внутри здания.

 


Относительно действий МЧС-ников, то согласно следствию, первый звонок в оперативно-координационный центр ГУ ГСЧС поступил в 19.31, сразу после поджога палаток на Куликовом поле. Далее звонки в службу поступали неоднократно. Хотя ближайшее отделение пожарной части находится в пяти минутах езды от площади, первые пожарные машины появились на месте лишь спустя 30 минут: ГСЧС в своем служебном расследовании определила время прибытия машин в 20.09. Согласно отчету временной следственной комиссии, тогдашний глава областного управления службы Владимир Боделан, который на тот момент сам был на Куликовом поле, позвонил в 19.32 в оперативно-координационный центр и приказал диспетчерам отправлять пожарные машины только по его команде, взяв ситуацию под свою ответственность. Боделан объяснил свои действия тем, что он не хотел подвергать опасности жизни спасателей, поскольку тремя часами ранее на Греческой площади была захвачена пожарная машина. Так, комиссии представили доказательства, что агрессивное поведение со стороны активистов не позволяло пожарным бригадам выполнять свои обязанности, а тушение пожара началось только после переговоров с активистами. Однако экспертно-журналистская группа 2 мая заявляет, что в ходе расследования они не нашли ни одного доказательства препятствования действию пожарных. Более того есть кадры видео с записью того, как проукраинские активисты из сцены для выступлений, которая была на площади, соорудили самодельную лестницу и платформу, чтобы спасти людей из горящего здания. Причем правоохранители не вмешивались в события на Куликовом поле, они начали задерживать участников беспорядков уже после гибели 41 человека.

 

Согласно данным отчета, пожар был потушен в 20.50. 330 людей были задержаны и эвакуированы из Дома профсоюзов. Тела 31 человека были найдены внутри здания, восемь тел обнаружили рядом со зданием. В Доме профсоюзов и на крыше милиция задержала 63 активиста уже после ликвидации пожара. С материалами отчета можно ознакомиться на сайте www.coe.int/uk/web/kyiv/international-advisory-panel.