Реформа МВД: Кто и за что будет платить при нарушении дорожного движения

Одесский кризисный медиа-центр


7 ноября вступил в силу закон о полиции в Украине, стартовал очередной этап реформы МВД и начали действовать изменения в Кодекс административных нарушений, в том числе относительно правил дорожного движения. Кратко об изменениях.


Как написал на своей официальной странице в фейсбук министр МВД Арсен Аваков, реформа ведомства займет более года и предполагает обновление и сокращение кадров, реорганизацию милицейской структуры, создание патрульной, уголовной, киберполиции, а также полицейского спецназа. Сотрудников правоохранительных органов ждет масштабная переаттестация под наблюдением активистов. Следует напомнить, что в Украине уже несколько месяцев в ряде городов работает патрульная служба, а до конца года пройдет набор во всех крупных городах страны. Затронет реформа также и госавтоинспекцию, вызывающую в обществе множество нареканий.


Так, с 7 ноября изменились правила фиксации нарушений, ответственности за нарушения правил дорожного движения, а также правил рассмотрения этих дел. Основным ноу-хау является то, что нарушения теперь можно фиксировать в автоматическом режиме, то есть допускаются фото- и видеосъемка. Кроме этого, ответственность за нарушение ложится на владельца автосредства, даже если его за рулем не было.


Новые штрафы за нарушение правил дорожного движения не предусмотрены. По каждому виду штрафа действует минимальный его размер, к примеру, ранее за нарушение пользования ремнями безопасности был предусмотрен штраф от 51 до 85 гривен, то теперь – 51 гривна. Так, к нарушениям правил дорожного движения относятся превышение скорости, нарушение проезда перекрестков, непристегнутый ремень безопасности, нарушение правил остановки, паркования авто.

 

Появилась новая система административных взысканий. Так, каждому водителю с момента получения водительского удостоверения на год начисляется 150 баллов. После каждого нарушения с водителя списываются штрафные баллы, а денежные взыскания накладываются только после использования всех баллов. Баллы списываются либо если нарушение зафиксировано в автоматическом режиме, либо если водитель согласен с правонарушением или не смог доказать в суде обратное. Неиспользованные баллы на следующий год не переходят.


Оплатить штраф можно будет на месте через безналичный терминал. В случае неуплаты штрафа в течение 30 дней начисляется пеня в двойном размере. Фиксация правонарушения в автоматическом режиме предполагает фото- и видеозапись специальными контролирующими средствами. При фиксации нарушения владельцу транспортного средства посылается сообщение при помощи мобильной связи или электронной почтой, данные о которых он оставляет в подразделении МВД. Вместе с тем постановление о наложении админвзыскания приходит почтой по адресу владельца авто. Если же водителя остановил патрульный, то ответственность несет не владелец авто, а водитель, на которого и составляется в этом случае постановление о наложении админвзыскания. Пока неясно, какие устройства для фиксации правонарушений уже установлены, работает ли система видеонаблюдения, полная ли база данных автовладельцев и водителей.

Также законом предусмотрена и остановка водителей патрульной полицией, хотя причины для этого сократились с 12 до 9. Патрульные могут остановить транспортное средство, если нарушены правила дорожного движения, очевидны признаки неисправности транспортного средства, наличие информации о причастности водителя или пассажиров к дорожно-транспортному происшествию, криминальному или административному правонарушению либо же наличие информации о том, что авто или груз может быть объектом или орудием правонарушения. Кроме этого транспортное средство может быть остановлено, если пребывает в розыске, есть необходимость опросить водителя или пассажиров, которые могли быть свидетелями дорожно-транспортного происшествия, криминального или административного нарушения. Патрульные также могут привлечь водителя авто к оказанию помощи или как свидетеля при составлении протоколов. Более того, транспортное средство может быть остановлено, если прнято решение о запрете или ограничении движения, если груз на транспортном средстве создает угрозу для других участников дорожного движения или же водитель авто нарушает порядок определения либо использования специальных световых и звуковых сигналов на транспортном средстве.


Закон позволяет владельцу авто обжаловать решение о взыскании штрафа, если за рулем транспортного средства был не он. Более того, даже заплатив штраф, владелец авто может в судебном порядке взыскать данную сумму с водителя.


Правоохранители рекомендуют “избавляться” от машин, которые имеют второго, третьего пользователя по доверенности. Согласно закону, даже генеральная доверенность на право вождения не дает право собственности на авто. Собственником транспортного средства является то лицо, на кого автомобиль оформлен. Переоформить авто можно по старой системе. Сейчас планируется создание специальных центров по обслуживанию автовладельцев, заявку на переоформление можно подать он-лайн.


Упрощения и изменения не коснулись криминальной ответственности водителей за нарушение в сфере безопасности дорожного движения.