Реставрация Воронцовской колоннады: вопросы к срокам и качеству

Южный Курьер проверил, как идет реставрация Колоннады и всего Воронцовского дворца – и убедился в двух вещах. Во-первых, закончить реставрацию ко Дню города не успеют, во-вторых – в процессе прошли существенные изменения технологии, уже ставшие необратимыми. Аутентичной Колоннада уже не будет.

Заявление руководителя НПЦ “Экострой” Владимира Суханова о том, что реставрацию Воронцовской колоннады не успеют закончить ко Дню города, не вызвало удивления среди архитектурной общественности Одессы.

Как известно, в 2016 году по заказу Управления капстроительства Одесского горсовета  были проведены комплексное научное исследование Воронцовского дворца, техническое обследование зданий, входящих в его ансамбль, и геологические изыскания, а также разработан проект ремонтно-реставрационных работ дворцового ансамбля. Документация прошла государственную экспертизу и была согласована с Министерством культуры Украины.

Проект реставрации ансамбля Воронцовского дворца разрабатывался компанией “Экострой+” по заказу городского УКСа. В декабре 2016 года победителем тендера стало ООО “Одессакоммунэкология”.

На весь комплекс реставрационных работ из городского бюджета требовался 31 миллион гривен, 22 миллиона из них были запланированы на 2017 год. Руководитель группы архитектурного отдела Украинского государственного научно-исследовательского и проектного института Анатолий Изотов считал реставрацию комплекса, начатую с Колоннады-бельведера, уникальной не только в масштабах Одессы, но и Украины.

В мае 2017 года реставрационные работы начались. Разборка перекрытий Колоннады показала, что почти все деревянные несущие балки попросту сгнили,  а основание с полуподвальным помещением просело и дало трещины. Естественно, что в такой ситуации ряд конструкций нужно не просто ремонтировать, а воссоздавать заново.  Не удивительно, что стоимость реставрации после проведенной корректировки выросла более чем 615 тысяч гривен или на 1,98%.

Затем последовала череда скандалов. К примеру, в начале июня 2018 года общественники и представители архитектурного сообщества обвинили подрядчика – “Одескоммунэкологию” – в уничтожении памятника. С жесткой оценкой происходящего выступил архитектор Анатолий Изотов. «На сегодня это не реставрация, а уничтожение”,   – отметил он. Соучредитель ОО “Ассоциация архитекторов Одессы” Андрей Черненко обратил внимание на опалубку и перекрытие с использованием железобетона. По его мнению, если это будет более жесткая конструкция, то “наша колоннада может сломаться”. Дело дошло до того, что Управление охраны объектов культурного наследия ОГА выдало предписание о временной приостановке реставрации.

Тогда представитель генподрядчика “Одессакоммунэкология” Максим Игнатьев и главный инженер проекта Сергей Тихонюк выступали , заверяя, что все реставрационные работы идут согласно проекту, что в ходе реставрации некоторые конструктивные элементы восстановят из пиленого ракушечника, то есть, согласно первоначальной форме амфитеатра.После этого скандала доверие общественности обернулось тем же словом, но только с частицей “не”.

К сожалению, сегодня вряд можно ожидать авторитетного ответа на вопрос кто же прав в этой непростой истории. А заверения, объяснения руководителя НПЦ “Экострой” Владимира Суханова, осуществляющего  авторский надзор за работами, многие или не услышат, или же не ходят слышать. Поскольку доверие к этому специалисту крепко подорвано реставрацией Потемкинской лестницы.

Скорее всего на вопрос – кто же прав в этой сложной истории – ответит только время: если в ближайшие 5-10 лет  колоннада устоит, не наклонится, не начнет сползать к берегу, если с колонн не будет обрушатся штукатурка и т.д. – то и представитель генподрядчика “Одессакоммунэкология”, и главный инженер проекта, и разработчик проекта с честью справились со своими задачами, а общественность ошибалась в своих оценках. Пока же ясно одно: аутентичное состояние Колоннаде уже не вернуть. Кроме того, завершить ее реставрацию не успеют к Дню города 2 сентября. И есть сомнения в том, что реставраторы вообще успеют закончить работу до наступления зимы.