Туристический сезон-2015 в Одессе: на старт, внимание, марш?! Интервью с Владимиром Полтораком

Утрата Украиной Крыма воспринималось некоторыми едва ли не шансом для Одессы стать туристическим центром Юга Украины, привлекательным, как для внутреннего туриста, так и путешественникам из-за рубежа. Но события второго мая прошлого года, все ухудшающаяся общественно-политическая ситуация в Украине нанесли серьёзный удар туристическому сезону в Одессе. 

 

Каким будет новый туристический сезон, что стоит предпринять, чтобы повысить туристическую привлекательность Одессы и региона для туристов? Эти и другие вопросы мы затронули в беседе с кандидатом исторических наук, консультантом туристической компании «Саликс-Экотуры», Владимиром Полтораком.


(Владимир Полторак)


 

– Как повлияли события на востоке на ситуацию в прошлом году, наверное, говорить не стоит. Но есть ли какие-то подсчеты за счет чего и в каком объеме функционировала туристическая отрасль в прошлом году, и какие ожидания на туристический сезон 2015 года?


– Наша компания проводила в августе прошлого года опрос работников туристической сферы дунайского региона – отелей, ресторанов, баз отдыха, музеев. Мы были в Татарбунарском, Килийском, Измаильском, Ренийском, Болградском районах. Всего более 150 респондентов. По прошлому году на август было падение количества туристов вдвое по сравнению с 2013. Особенно показательно падение количества иностранных туристов – практически до нуля.


Ожидания по туристам простые. Россияне к нам приедут, но на порядок в меньшем количестве. Европейцы и американцы будут избегать посещения юга Украины – немцам к примеру посольство этого не рекомендует. Поэтому наш ресурс для роста – украинцы и граждане сопредельных стран, для которых падение наших цен на услуги (в связи с колебаниями курса валют) более важно, чем вопрос иллюзорной безопасности. В Нью-Йорке к примеру риск пострадать от грабежа выше, чем в Белгороде-Днестровском. Так вот, к нам могут приехать молдаване, румыны, болгары, сербы, белорусы, поляки и венгры. Нужно их ангажировать, с ними надо целенаправленно работать.


– Если абстрагироваться от внешнеполитической ситуации, и принять за исходное положение текущую ситуацию в Украине, то, какого туриста стоит ждать в Одессе в этом году? Вообще существует некий обобщающий образ туриста, который едет в Одессу, в Одесскую область?


– Это будет неприхотливый турист, можно сказать небогатый. Скорее всего индивидуально путешествующий мужчина. Семьями ехать будут скорее украинцы на наши пляжи. Группы друзей – из соседних стран. Организованные туры в основном из Киева и Западной Украины.


– Что может привлечь новые группы туристов в наш регион? Новые виды, направления туризма? Развиваются ли они в рамках программ местных властей (области, города, районов области) или это инициатива туристических операторов?


– Первое, что будет показателем привлекательности – постоянно позитивная информация. Никаких негативных посылов. Только образ мирного, тихого, некриминального, респектабельного, дешевого и качественного Юга. И распространение этого образа – задача для всех. Власти должны скоординировать всех участников процесса, но работать должны все – от простого одессита до хозяина газет, домов, пароходов.


– Что необходимо сделать в сфере брендинга Одессы, региона, на чем стоило бы, по вашему мнению, акцентировать внимание?


– Одесса – город интеллектуальный. Город вдохновения. Место особой дружеской атмосферы. Сложное время пройдет, но образ именно респектабельного, дружелюбного города останется. С корнем нужно искоренять образ криминального центра. Тут нечем гордиться. Обманщики, торгаши, спекулянты, фальсификаторы – это что наши герои? Нет. Их нужно подавать как периферию городского общества. Они маргиналы, они этим обществом отторгаются.

 

Герои привлекательной для туриста Одессы – честные люди, если хотите, работяги. Они умеют отдохнуть, но они любят вдохновенно трудиться. Они ищут выгоду, но мораль не позволяет им «кидать» своих гостей. Такие одесситы должны воспитываться с детского сада. И они на самом деле доминируют в городе, просто масс-медиа у нас странные – маргиналов освещают, а прекрасных людей, с которых стоит брать приме и которыми стоит гордиться – обходят стороной…


– Многие говорят о необходимости совместной работы туроператоров, отельеров местных властей и проч. Есть ли координация усилий в этой сфере или каждый сам за себя и за своего туриста? Что нужно изменить, чтобы достичь более высокого уровня координации усилий и повысить эффективность?


– Координация есть. Как минимум есть три центра, где аккумулируются усилия. Но общей платформы, понимания единого рынка нет. Ни у кого нет. Все ищут выгоду там, где ее нет. В конкуренции. А надо искать в синергии. Такой этап развития туристического бизнеса у нас. Яма такая глубокая, что любой рост возможен только при совместных усилиях. Добрая воля и понимание единых задач – вот, что в ближайшем времени станет фундаментом такой платформы для туристического бизнеса и всех смежных организаций.


В Одесском регионе есть немало малоизвестных мест, которые могли бы стать привлекательными для туристов, как из Украины, так и из-за рубежа: дельта Дуная, Буджак, Бессарабия и проч. Есть ли программы, которые занимаются региональным туризмом, туризмом с местной спецификой, зеленым туризмом и насколько это востребовано на сегодняшний день?


 

– Это огромная перспектива для Одещины. У нас есть ресурс. Это памятники природы, культуры, истории. Этот ресурс нужно сохранить, приумножить и правильно подать. Программы есть, многие из них запущены, некоторые ожидают общеукраинских перемен. Ключевые задачи сейчас такие: сформировать единый подход к охране объектов интереса, привлечь заинтересованные в этом организации, бизнес в частности; провести работу с населением – объяснить выгоды и перспективы ожидаемых изменений; и после этого – ремонт дорог. Вот и все. Остальное заработает, завертится вокруг этих трех столпов. Охрана достояния, работа с населением, доступность объектов.

 

Беседовал Станислав Кинка

 


(Статья подготовлена при поддержке Фонда развития СМИ посольства США в Украине)