В регламент городского совета, принятый 11 ноября, были добавлены новые положения, рекомендации касательно которых были разработаны в июне-августе 2015 года совместно Институтом политической информации (Одесса) и Центром политических студий и аналитики (Киев).
Одной из новелл стало введение понятия конфликта интересов. Он подразумевает, что в случае возникновения у депутата реального или потенциального конфликта интересов, он не имеет права принимать участие в принятии решения советом или его органом, в состав которого входит депутат. При этом предотвращение и урегулирование конфликта интересов возлагается на постоянную комиссию совета по вопросам законности, депутатской этики и реализации государственной регуляторной политики, учреждение которой также является новшеством. Депутат обязан в письменной форме уведомить постоянную комиссию об имеющемся конфликте интересов до заседания совета, что соответствует на национальному уровне ч. 1 ст. 35 Закона Украины «Про запобігання корупції» и ч. 1 ст. 59/1 Закона Украины «Про місцеве самоврядування».
Кроме того, ч. 17 ст. 25 Регламента гласит о том, что «в случае наличия конфликта интересов, городской голова, секретарь совета, депутат, которые принимают участие в рассмотрении, подготовке и принятии соответствующего решения советом, самостоятельно публично оглашают об этом во время пленарного заседания совета, на котором рассматривается такой вопрос».
В предыдущем регламенте горсовета эта норма отсутствовала. введение этих поправок в регламент теоретически должно предотвращать функционирование коррупционных схем. Однако самостоятельное оглашение о конфликте интересов полагается исключительно на совесть депутатов.
Далее. По представлению секретаря обязательному опубликованию в печатном органе совета теперь подлежат выводы и рекомендации постоянных, временных контрольных комиссий совета. Срок ограничен 7 днями с момента поступления в редакцию печатного органа. Напомним, что в предыдущем регламенте эта норма отсутствовала.
К тому же, в новый регламент была добавлена норма о публикации проектов решений городского совета не позднее, чем за 20 рабочих дней до дня проведения пленарного заседания сессии совета.
Статья 24 нового регламента гласит о возможности внесения на рассмотрение совета вопросов общим собранием граждан в порядке местной инициативы, предусмотренном Уставом города. Таким образом, порядок внесения местной инициативы на рассмотрение совета определяется уставом территориальной общины. В уставе значится, что проведение инициативных общественных слушаний возможно, если инициативная группа собрала в поддержку их проведения не менее 300 подписей членов городской общины.
В Регламенте городского совета VI созыва отсутствовала процедура отчетности городского главы перед территориальной общиной. В части 7 статьи 42 Закона Украины «Про місцеве самоврядування в Україні» говорится о том, что сельский, поселковый, городской голова не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед территориальной общиной на открытой встрече с гражданами. Регламент VII созыва по-прежнему не дополнен этой нормой. Однако эта процедура описана в Уставе города.
Тот же пробел сохранился и касательно пункта об освобождении от должности городского головы. Согласно части 4 статьи 55 ЗУ «Про місцеве самоврядування в Україні» в своей деятельности председатель совета подотчетен совету и может быть освобожден от должности советом путем тайного голосования. Вопрос об освобождении председателя совета может быть внесен на рассмотрение совета по требованию не менее трети депутатов от общего состава совета. Однако в этом случае регламент не приведен в соответствие национальному законодательству и в нём по-прежнему отсутствует норма об освобождении городского головы от должности.
Нововведения в регламенте касательно его процедурной части сработали достаточно успешно. Однако позитивные новеллы уравновешиваются пробелами. Отсутствие прописанных процедур отчетности городского головы, а также его увольнения сказывается на внесенных «косметических» изменениях.
Ксения Селина