25-летняя Валерия Архип вот уже три года является и директором, и единственным сотрудником собственного предприятия. Она изготавливает и продает так называемые бонбоньерки — миниатюрные сувениры, которые принято дарить на память гостям во время торжественных мероприятий. Те, что выходят из-под рук Валерии, представляют собой баночки с мёдом, декорированные тем или иным образом в зависимости от пожеланий клиента.
Молдавский мёд в импортных баночках
«Впервые я увидела такие декоративные изделия, когда училась в Румынии по студенческой программе Erasmus. Они мне очень понравились, и я тоже научилась их мастерить. Главный ингредиент — это мёд, который мне присылает отец со своей пасеки в селе Садова, района Кэлэраш. Часть фурнитуры я закупаю в Кишинэу, часть заказываю по интернету, а баночки приобретаю в нескольких странах Европы».
Свой бизнес она продвигает с помощью интернета, а большая часть ее клиентов — наши соотечественники, живущие за рубежом. Десятки изящно декорированных «сладких» сувениров были заказаны молдаванами, живущими в Италии, Испании, Ирландии, США, Канаде, Франции, Румынии, Дании, Норвегии и других странах. Больше всего заказов у нее весной, летом и осенью — в сезон свадеб и крестин. «Я в шутку говорю, что у меня сезонная работа, как в сельском хозяйстве, потому что зимой и в пост люди реже устраивают торжества», говорит Валерия.
«В этом сезоне моден триколор — молдаване, живущие за рубежом, часто просят украсить баночки с мёдом трёхцветными красно-желто-синими ленточками. Недавно я отослала сто банок во Францию, а сейчас тружусь над похожим заказом, который отправится на крестины в Италию».
Вот уже в течение семи месяцев Валерия совмещает предпринимательскую деятельность с обязанностями мамы. «Работаю я в основном по ночам, когда малыш спит». Она планирует пробыть в декретном отпуске еще в течение одного-двух лет, и за это время нужно будет определиться с дальнейшей судьбой своего маленького бизнеса. И если молодая мама решит продолжить начатое дело, то ей хотелось бы увеличить производство, чтобы расширить ассортимент своих изделий.
Видео: Валерия Архип, молодая мама из Кишинэу, рассказывает, как она открыла собственное делo
«Необходимо постоянно находиться в поиске. Нужно проявлять творческое мышление, изобретательность, прилагать массу усилий, потому что молдаване всегда хотят получить что-то новое, особенное, чего до них не было ни у кого».
Во время декретного отпуска Валерия успевает не только заниматься бизнесом, но и продолжает учебу. Она учится на филологическом факультете, получила степень магистра по специальности «коммуникационный менеджмент», а сейчас готовится стать юристом.
Наталья Настас — еще одна молодая мама, основавшая свое дело год назад, также во время отпуска по уходу за ребёнком. Она дизайнер интерьера, изготавливает на заказ одеяла, постельное бельё, скатерти, полотенца — все эти изделия украшены оригинальной вышивкой и выполнены исключительно из натуральных тканей. Нам удалось пообщаться с Натальей по дороге к заказчице, которой она отвозила набор постельного белья, а уже на следующий день ей нужно было уезжать в Яссы, где молодая мама готовилась принять участие в конкурсе на получение грантов для развития бизнеса.
«Я сказала себе, что если мне удалось дать жизнь здоровому ребенку, тогда не составит труда преуспеть и во всём остальном».
«Начать свое дело не так уж и сложно, это даже не требует особых затрат, как в моем случае. Я вложила самое большее 500 евро. Сначала нужно перебороть страх и неуверенность, которые неизбежно присутствуют. Тебя мучают сомнения: понравится ли твоя работа людям, сможешь ли ты пробиться на рынок, какой доход тебе это принесет и т.п. После рождения дочери я сказала себе, что если мне удалось дать жизнь здоровому ребенку, тогда не составит никакого труда преуспеть и во всём остальном!»
Марку, под которой она реализует продукцию своего небольшого бизнеса, Наталья назвала именем дочери. Она делает эскизы будущих изделий на выбор клиента, после чего заказывает их пошив в одном из пригородных ателье, с которым у нее заключен контракт. Наталья хотела бы открыть собственное ателье, но осуществить эту мечту она надеется после получения денежного гранта в одном из конкурсов, проводящихся в Республике Молдова и Румынии.
«Женщины наравне с мужчинами в состоянии создать свой бизнес, набрать команду, выплачивать зарплаты…»
«Я тщательно обдумала идею создания такого бизнеса, который со временем можно будет постепенно развивать и который можно будет оставить после себя. Запуская проект, я подыскивала самые доступные рекламные средства, какие только имелись на тот момент, создала логотип, заключила полугодовой контракт с местным телеканалом, что оказалось очень эффективным шагом. Затем я узнала о возможности получить грант на развитие бизнеса, и в настоящее время мы готовим заявку на участие в конкурсе».
На работу она пока еще никого не нанимает. С бизнесом они справляются вдвоем с мужем.
«Я призываю женщин осуществлять свои мечты, организовать собственное дело, которое будет способствовать, в том числе, и вашему саморазвитию. Как правило, женщины полностью посвящают себя воспитанию детей, в то время как их мужья становятся успешными бизнесменами. Выросшие дети уезжают учиться за границу или начинают самостоятельную жизнь, а женщины, достигнув определенного возраста, будто уходят в тень. И вот поэтому я призываю их следовать своей мечте и заниматься собственным развитием. Женщины наравне с мужчинами умеют создать свой бизнес, сколотить команду, выплачивать зарплаты и так далее. Я считаю, что не нужно кому-то доказывать или демонстрировать равенство между мужчинами и женщинами. Надо просто работать».
«Если ты выбираешь занятие по душе и не рассчитываешь на миллионные доходы, твоё хобби может стать бизнесом и принести тебе как моральное, так и материальное удовлетворение»
Родика Гарштя, гендерный эксперт в вопросах личностного развития, уверена, что бизнес, основанный на хобби, имеет больше шансов на успех — в основном благодаря тому факту, что такие предприниматели не ставят своей целью сказочное обогащение.
«Приведу пример знаменитой Коко Шанель, которая превратила свое увлечение в грандиозный бизнес. Но это единичный случай, скорее, исключение. Всё же, открывая своё дело на основе хобби, необходимо проанализировать экономические аспекты, то есть изучить рынок: спрос, продвижение, соотношение затрат и стоимости и т.д. Здесь нужно учитывать массу разных моментов. Если ты выбираешь себе занятие по душе, если не претендуешь на колоссальные миллионные доходы, то это хобби может превратиться в бизнес, который принесет тебе не только моральное, но и материальное удовлетворение».
В северных районах страны каждое второе предприятие было открыто женщиной
Татьяна Пуга, президент Ассоциации деловых женщин города Бельцы, утверждает, что всё больше женщин в Молдове решают заняться предпринимательством во время отпуска по уходу за ребенком, или же приходят к такой идее, разочаровавшись в своей профессии.
По ее словам, в северном регионе страны женщины составляют более 60% от общего числа предпринимателей, отдавая предпочтение, в основном, таким отраслям, как легкая и пищевая промышленность, образовательные услуги или информационные технологии:
«Большинство женщин решаются открыть свой бизнес, когда в их жизни складывается какая-либо сложная ситуация, например, когда ребенок готовится поступить в школу или в детсад, а маме не удается подстроиться под новый график, либо ее что-то не устраивает на основной работе. И всё же в большинстве случаев это происходит, когда женщины желают добиться финансовой независимости».
Согласно статистике, чаще всего женщины добиваются успеха в качестве руководителей малых предприятий. Таким образом, каждая третья женщина, открывшая свой бизнес, управляет малым предприятием, в то время как каждая четвертая возглавляет среднее предприятие. Наряду с этим 18% женщин руководят предприятиями, коллектив которых насчитывает более 100 сотрудников.
Текст, фото, видео: Информационное агентство „New Project Media”