Эксперт: грабительская схема передачи Одесского аэропорта лишает город новой взлетной полосы

Одесский кризисный медиа-центр


– По поводу мирового соглашения между одесской мэрией и так называемым инвестором о передаче аэропорта в частные руки напрашивается простая аналогия: два вора пошли грабить квартиру, но один залез через форточку, а другой – остался караулить. А потом они разделили награбленное и заключили «мировое соглашение», что не имеют претензий друг к другу, – так ситуацию прокомментировал эксперт в сфере авиаперевозок Анатолий Мазуренко.


– Одесский аэропорт – одно из самых прибыльных предприятий города. Перед его воровством, а по сути произошло именно воровство аэропорта у городской громады, бюджет города получал дивиденды в размере до 60 миллионов гривен в год. И это были всегда живые деньги: мэр мог позвонить директору аэропорта и попросить заплатить пару миллионов вперед, чтобы закрыть финансовые проблемы, например, по трамвайно-троллейбусному депо. Как только аэропорт отдали в частные руки, эти финансовые поступления прекратились. Все оборотные средства изымаются – частично на строительство уже своего частного терминала. Новые владельцы строят частный терминал не за свои деньги, а на деньги всех одесситов – с оборотных средств предприятия, – пояснил эксперт.


– Международный аэропорт «Одесса» – это очень привлекательный инвестиционный проект. Город мог бы продать его очень дорого, и при этом обязать инвестора в определенные сроки построить не только пассажирский терминал, а и новую взлётно-посадочную полосу (ВПП). ВПП в одесском аэропорту в самом ужасном состоянии. Наши лётчики давно вынуждены при посадке облетать ямы, чтобы хотя бы как-то пытаться не травмировать психику пассажиров от посадки на такую полосу. Полоса по своему состоянию давно ниже сертификационных требований. Если бы комиссия Госавиаслужбы подошла принципиально к сертификации полосы, то Одесса уже давно осталась бы без аэропорта, – рассказал Анатолий Мазуренко.


Строительство новой полосы, по словам эксперта, – это очень дорогое удовольствие, порядка 200 миллионов долларов.


– Новые владельцы поначалу обещали построить полосу, но когда им уже передали аэропорт, от своих первоначальных обещаний отказались. Еще при Януковиче они отдали землю под строительство полосы в государственную собственность, чтобы попытаться за счет государства построить полосу, оставив себе только “жирные” объекты в виде пассажирского терминала и обслуживания воздушных судов.  Эти планы были сорваны из-за революции Достоинства. Но окончательно от этой  идеи они не отказались и продолжают оббивать пороги Кабмина, чтобы за счет государства еще заработать и на строительстве полосы, – пояснил эксперт.


По словам Анатолия Мазуренко, эта грабительская схема лишает одесситов новой взлетной полосы:


– У любого другого цивилизованного инвестора строительство полосы на таком привлекательном коммерческом объекте обязательно было бы включено в инвестиционные обязательства. Даже сейчас еще есть возможность цивилизованно решить вопрос с строительством полосы. Есть западные и китайские инвесторы, которые готовы на определенных условиях за свои средства построить ВПП, но их не пускают из-за того, что на таком дорогом строительстве за бюджетные средства можно еще раз ограбить государство. И пока все это будет продолжаться, то новые западные авиакомпании будут с опаской смотреть на открытие рейсов в Одессу из-за состояния полосы. Это все – очень большая комплексная проблема.