Европейские стандарты. Часть 1. Есть ли в Одессе необходимые условия для людей с ограниченными возможностями?

 

           В последние десятилетия проблема людей с ограниченными возможностями достаточно широко обсуждается и исследуется во всем мире. В решение этой проблемы вовлечены международные организации, государственные и местные органы власти, частные предприятия и негосударственные организации.  Несмотря на это, приспособленная для всеобщего использования антропогенная среда остается проблемой во многих странах.

«Информер» анализирует стандарты и опыт Европейского Союза в создании комфортных условий для жизнедеятельности инвалидов,  пенсионеров и людей с ограниченными возможностями.

Основой Европейской политики в решении проблем людей с ограниченными возможностями выступает понятие «accessibility», которое в русском языке переводится как «общедоступность» или «безбарьерная среда».  Само понятие «общедоступность» существует уже несколько десятилетий, однако приоритетным для государственной политики развитых стран оно стало в последние десятилетия.

В 2000 году еврокомиссия утвердила план «На пути к безбарьерной Европе» в соответствии с которым  должны быть удалены экономические, технические, экологические и юридические препятствия для полноценного участия людей с инвалидностью в жизни общества. В том же 2000 году Совет Европы принял директиву «2000/78/ЕС» запрещающую прямую или косвенную дискриминацию в отношении доступа к занятости. В частности, эта директива признает, что не предоставление возможности для работы инвалида и ненадлежащие  оборудование рабочего места является дискриминацией.

          В эти же годы для содействия свободному передвижению граждан в Европейском Союзе создана координация систем социальной политики. Основным принципом в её деятельности является  агрегирование социальной политики. Это означает, что приобретенные права на пособия в одном государстве ЕС необходимо учитывать и в других странах союза.  Данные правила применяются ко всем  традиционным отраслям социального обеспечения:  беременность и роды, болезни, несчастные случаи на производстве, пособия по инвалидности, пособия по безработице, выход на пенсию и др.  

 

 

В период с 2000 по 2004 год в ЕС было предложено множество инициатив, законов и решений,  направленных на решение проблем безбарьерной среды. Для их систематизации была создана программа «Равные возможности для людей с ограниченными возможностями: Европейский план действий 2004-2010».  В соответствии с ним в Европейском союзе были приняты основы Европейского социального фонда, финансирующего меры направленные на интеграцию людей с ограниченными возможностями на рынок труда. Также Фонд позволяет государствам членам ЕС компенсировать до 60% годовых расходов связанных со страхованием, пониженной производительностью и адаптацией рабочего места для предприятия, нанявшего работника-инвалида.

        Для преодоления барьеров, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями, на пути образования и профессиональной подготовки была внедрена система электронного образования ориентированная на изучение иностранных языков и навыков способствующих трудовой мобильности.

Также, Европейский Союз стремится обеспечить  людей с ограниченными возможностями доступом наравне со всеми к онлайн ресурсам, охватывающим коммунальные услуги, электронное правительство, электронное обучение и электронное здравоохранение.

Наличие доступных культурных и развлекательных объектов имеет большое значение для улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями. В Европейском Союзе действует резолюция «о доступности культурной инфраструктуры и культурных мероприятий для людей с ограниченными возможностями». Целью резолюции выступает стимулирование государств-членов ЕС и других заинтересованных сторон активизировать свои усилия в облегчении доступности туристических объектов для людей с ограниченными возможностями.

Конвенция ООН о правах лиц с ограниченными возможностями», которая была принята в 2006 году, регламентирует важность обеспечения равного доступа к окружающей среде, транспорту, информации, средствам коммуникации, услугам и сервисам всеми людьми, несмотря на их физические, интеллектуальные,  психические и сенсорные нарушения. Фактически это означает устранение барьеров, которые мешают полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

 

 

       Для улучшения социально-экономической положения людей с ограниченными возможностями и соблюдения конвенции ООН, Европейский Союз и государства-члены приняли «Европейскую стратегию  безбарьерной среды 2010-2020». Общая цель стратегии – расширение возможности людей с ограниченными возможностями для реализации ими своего права участия в жизни общества.

В этой стратегии определены восемь главных направлений для работы по устранению барьеров: доступность, участие, равенство, занятость, образование и обучение, социальная защита, здоровье и среда за пределами ЕС. Люди с ограниченными возможностями должны иметь равный доступ к окружающей среде, транспорту, информации, коммуникационным технологиям и системам. До 2020 года Европейский Союз планирует стимулировать развитие антропогенной среды, транспорта и коммуникаций на основе новых технологий и цифровых механизмов.

 Участие. Существует много препятствий для людей с ограниченными возможностями в осуществлении своих основных прав, в особенности в участии в жизни общества наравне с другими. Основные права включают право на свободное передвижение, право на выбор места жительства, право на доступ к культурным, рекреационным и спортивным объектам. В Европейской стратегии безбарьерной среды определенны следующие действия в решении этой проблемы: 

          развитие европейской модели парковок, учитывающей потребности людей с ограниченными возможностями;

          развитие в сельских районах фондов повышающих осведомленность населения о положении людей с ограниченными возможностями проживающих в интернатах и воспитательных  учреждениях;

          улучшение доступности спортивных, культурных, рекреационных и других учреждений;

          решение проблемы доступа к процессу голосования и реализации избирательного права;

Равенство. Европейский Союз активно развивает законодательную базу с целью защиты от дискриминации людей с ограниченными возможностями. Дополнительно, прилагаются усилия для информированности общества о существующих проблем инвалидов и формированию толерантного отношения.

   Работа.  Качественное рабочее место должно обеспечить экономическую независимость личности и способствовать личным достижениям. Для развития европейского общества работа людей с ограниченными возможностями должны оплачиваться в соответствии с открытым рынком труда.  В рамках программы 2020 государствам-членам ЕС будет предоставляться исследования, анализ и политические руководства которые увеличат информированность, выявят проблемы и предложат правовые механизмы их решения. Особое внимание будет уделено молодежи с инвалидностью в её дальнейшем трудоустройстве.

Образование и обучение. Люди с ограниченным возможностями(в частности дети)  должны быть интегрированы в систему общего образования и обеспечены индивидуальной поддержкой в интересах ребенка. Образование и обучение обеспечивает людей с ограниченными возможностями большей мобильностью на протяжении жизни. Для этого необходимо устранить правовые и организационные барьеры, обеспечить своевременную поддержку инклюзивного образования и ранее выявление специальных потребностей, систематически повышать уровень квалификацию специалистов работающих в сфере образования.

Социальная защита. Низкий уровень образования и ущемления на рынке труда ведут к бедности людей с ограниченными возможностями и их социальной изоляции. Для решения проблем связанных с жильем и материальной помощью по инвалидности необходимо разрабатывать и усовершенствовать программы социальной защиты и программы сокращения бедности.

Медицина. Люди с ограниченными возможностями могут иметь неполный доступ к медицинским услугам, несвязанных с их инвалидностью, что приводит к неравенству в обеспечении здоровья. 

Окружающая среда за пределами ЕС.  Европейский Союз стремиться поднять осведомленность о принципах, закрепленных в конвенции ООН и нуждах людей с ограниченными возможностями не только среди граждан ЕС. Несколько программ ориентировано на информирование населения стран сотрудничающих с ЕС и желающих присоединиться к союзу.  Такая деятельность ведется в расчете на то, что кандидаты на вступление в Европейский Союз добьются прогресса в защите прав людей с ограниченными возможностями и обеспечат условия для их полноценной жизнедеятельности.

  По мнению разработчиков  «Европейской стратегии  безбарьерной среды 2010-2020» данные стандарты и действия приводят в движения процесс расширения возможностей людей с ограниченными возможностями. «Эти действия с каждым годом будут приобретать все более ощутимое влияние, в свете старения населения Европы» — указано в стратегии.

Как считает инициатор социального проекта «город для всех» Сергей Пудич: «в Одессе практически не развита инфраструктур для передвижения людей с ограниченными возможностями. Во многих подземных переходах отсутствуют пандусы, а там, где они установлены, угол наклона не позволяет самостоятельно спуститься и подняться. Большинство съездов с тротуаров не имеют специальных пологих спусков».

«Предприятия перевозчики в нашем городе, как правило, не соблюдают расписание движения транспорта, предназначенного для перевозки людей с ограниченными возможностями. Это создает трудности с перемещением» — сообщает член общества инвалидов Киевского района Одессы Виктор Осипенко

«Украине необходимо в кротчайшие сроки принять и применить европейские стандарты, способствующие развитию безбарьерной среды. Как правило, в любом обществе от 10 до 15% это люди с ограниченными возможностями. А то, что мы крайне редко видим этих людей на наших улицах свидетельствует, что город не приспособлен для их комфортного передвижения» — резюмирует Сергей Пудич.