Насколько успешной оказалась политика автономных торговых преференций ЕС для Украины?

В апреле прошлого года Европейский Союз в одностороннем порядке предоставил Украине автономные торговые преференции, которые действовали до 1 ноября 2014 года и были продлены резолюцией Европейского парламента в одностороннем порядке на период с 1 января по 31 декабря 2015 года, до вступления в силу экономической части Соглашения об ассоциации.

 

Насколько подобная практика оказалась востребованной и эффективной для украинских производителей и экспортеров мы попробуем рассмотреть в данной статье.

Торговые преференции: принципы работы

Что такое автономные торговые преференции и как они работают? Если быть предельно кратким, то это означает, что украинские товары поставляются на европейский рынок без пошлин, тогда как пошлины на европейские товары на определенное время сохраняются.

 

Таким образом, Европейский Союз исходя из крайне сложного экономического состояния Украины, пошел на уступки и решил максимально отсрочить переход на паритетные условия торговли, когда пошлины на товары/услуги одновременно устранялись или значительно уменьшались двумя участниками процесса торговли, как ЕС, так и Украиной.

 

«Торговые преференции является частью пакета предложений, направленных на обеспечение экономической и финансовой поддержки Украины. Они включают временное снижение или отмену таможенных пошлин согласно графику, изложенному в Соглашении об ассоциации», -идется в официальном сообщении Совета ЕС по поводу принятия автономных торговых преференций для Украины.

 

Это решение было поддержано абсолютным большинством депутатов ЕС: за него проголосовали 497 депутатов, 78 – против и еще 56 воздержалось. При этом пролонгацию действий режима автономных преференций в отношении Украины в ЕС пытались заблокировать партийные группы Европейского парламента, которые занимают пророссийскую позицию.

 

«Наша моральная обязанность, чтобы не оставить Украину одну и предоставить максимально возможную экономическую и политическую поддержку в это исключительно трудное время. Это также важный политический сигнал и значительная экономическая поддержка усилий Украины по уменьшению экономической зависимости от России и противодействию военному, энергетическому и экономическому давлению. За исключением некоторых радикальных оппозиционных групп, основные политические силы в Европарламенте едины в своей поддержке Украины», — отметил докладчик Европарламента по торговым отношениям ЕС-Украина Габриэлис Ландсбергис.

 

Что касается непосредственно сути автономных торговых преференций, то они заключаются в следующих пунктах: отмена ввозных пошлин от всего объема промышленных товаров (товарные группы 25-97) от всех товарных позиций сельскохозяйственных товаров (товарные группы 1-24), снижение тарифов на ряд продукции химической отрасли (дополнение I к проекту соответствующего Регламента ЕС), часть продукции подпадает под нулевые тарифные квоты (приложения ІІ и ІІІ к Регламенту ЕС). Объем тарифных квот – годовой и ЕС не уменьшил их размер на прошлый год, несмотря на то, что фактически преференции действовали всего 4-5 месяцев.

 

Администрирование квот ЕС в условиях осуществляется по принципу «первый пришел – первый обслуживается» независимо от места ввоза товаров в ЕС для товарных позиций: мясо овец, мед, сахар-сырец, карамель, глюкоза и сиропы из глюкозы, крахмал, крупы ячменя, грибы, томаты, сек виноградный, молочные пасты, какао-порошок, овес, чеснок, маннитол (спирт из группы сахаров – авт.), спирт этиловый и некоторые другие, а также через систему импортных лицензий для товарных позиций: говядина, свинина, мясо птицы, молоко, йогурты, сливочное мало, яйца, пшеница, ячмень, кукуруза.

 

Разумеется, что есть и определенные ограничения, но они носят вполне обоснованный характер, и как правило, связаны с соблюдением стандартов сертификации и безопасности, которые приняты в ЕС.

 

Происхождение товаров из Украины должно быть подтверждено сертификатом происхождения EUR.1. Также действуют правила происхождения товаров из Регламента ЕК № 2454/93. На период действия автономных торговых преференций есть возможность использовать режим GSP (необходимый сертификат формы А).

 

К товарам, которые произведены субъектами ведения хозяйства, расположенными в АР Крым, автономные торговые преференции не распространяются.

Охват и эффективность автономных преференций для украинских производителей

Эффективность использования режима автономных торговых преференций можно проследить по исчерпыванию квот, выделенных для Украины по различным видам товаров. Остаток квот можно посмотреть на специальном ресурсе, где отображается остаток конкретной тарифной квоты. Обновление происходит каждый день вечером, так что с высокой долей вероятности можно узнать актуальный неисчерпанный объем экспорта в страны ЕС.

 

Что касается опыта прошлого года, то полностью были исчерпаны квоты на такие товарные позиции: обработанные томаты (10 тыс. т); виноградный и яблочный соки (10 тыс. т); ячменная крупа и мука; зерно зерновых злаков, обработанное другими способами (6,3 тыс. т); мед (5 тыс. т).


 

Однако, по 12 позициям, на которые существует преференциальная квота, торговля в 2014 году вообще не велась и квота не использовалась. Среди «нераспечатанных» позиций следующие товары: мясо баранины, сахарные сиропы, обработанный крахмал, продукция из обработанного молока и масла, обработанная продукция из зерновых и молочных сливок, сахарная кукуруза, продукты переработки солода и крахмала, сигары и сигареты, этанол и маннитол сорбита.

 

Эффективность использования режима автономных торговых преференций позволяет проследить и социологическое исследование, которое провел Институт экономических исследований и политических консультаций на основании опроса бизнеса.

 

Авторы исследования подчеркивают, что ни одно из опрошенных предприятий не оценило действие автономных преференций негативно. Оценки варьируются от «положительно» до «нейтрально». В 2014 году количество украинских предприятий экспортеров в ЕС в целом выросло – 5 302 вышло на рынок ЕС, 2 299 – покинуло его. 3 814, или 42%, что экспортировали в ЕС в 2013 году, продолжали экспортировать в 2014 году. Однако большинство из них – 55%, в связи со сложившимися условиями в экономике и не только, уменьшила объемы поставок в ЕС.


 

Исследователи отмечают, что, по их предварительным оценкам, действие автономных преференций должна обеспечить увеличение украинскому экспорту в ЕС на 4,5% в год.

 

По мнению обозревателя «Европейской правды» Юрия Панченко «основная причина падения украинского экспорта в ЕС – именно в работе предприятий не из зоны болевых действий. Предприятий, которые просто теряют свою долю на европейском рынке, но не могут приспособиться к работе в новых условиях».

 

Также играют свою роль сложность в языковом плане и неосведомленность владельцев малых и средних предприятий о возможностях, которые им предоставляют автономные торговые преференции.

 

«Слабая информированность бизнеса стала одной из ключевых проблем, препятствующих украинскому экспорту. В первую очередь, проблема в работе бизнес-ассоциаций. Они выполняют лоббистские функции, но часто не информируют своих членов о возможностях для работы на внешних рынках», — говорит директор IER Игорь Бураковский.

 

В IER также отмечают, что во многом сложности с поиском европейских партнеров связаны с невозможностью для украинских компаний гарантировать долгосрочные поставки. Если для украинских компаний продажа партии товара ситуативная сделка, то для европейских партнеров важно иметь постоянных и ответственных поставщиков.