Нефтепровод Одесса-Броды. Спасет ли этот проект договор об ассоциации с ЕС?

Нефтепровод Одесса-Броды строился на протяжении 1996—2002 годов. По нему предполагалось транспортировать каспийскую и казахстанскую нефть в обход турецких проливов из порта Южный под Одессой на НПЗ Восточной и Центральной Европы и в Северную Европу через Гданьский порт. Стоимость строительства — составила около 100 млн долл.  Предполагалось, что впоследствии будет проложена труба из Брод, Львовской области, до польского Плоцка, который уже соединён нефтепроводом с Гданьском. В самом Плоцке функционирует крупный нефтеперабатывающий завод и другие предприятия энергетического сектора.    

 

Однако с 2002 по 2004 год нефтепровод Одесса-Броды простаивал, поскольку правительство Украины не получило от нефтяных компаний, работающих на Каспии, гарантий по загрузке его сырьём. Впоследствии нефтепровод использовали российские нефтяные компании для переброски нефти из Одессы в нефтетерминалы Средиземноморских портов.

 

 

В середине 2010 года эксплуатация нефтепровода в реверсном режиме была прекращена. С ноября того же года начались попытки прокачки венесуэльской и азербайджанской нефти в Белоруссию в рамках двухлетнего контракта. Однако по экономическим причинам вместо плановых 4 млн тонн в год в 2011 году удалось прокачать только 1 млн тонн. С конца 2011 года поставки по этому контракту были прекращены. Фактически с того времени нефтепровод не использовался по назначению. Огромные инвестиции оказались невостребованными.

 

Читайте также на «Информер»: Сотрудничество в Еврорегионе Нижний Дунай: перспективы для Одессы и всего региона  

 

Учитывая, что руководство Украины подписало договор об экономической и политической ассоциации с ЕС существуют предпосылки достройки нефтепровода Одесса-Броды, а также его эффективное функционирование на рынке европейских энергоресурсов. Этому свидетельствует тот факт, что недавно Еврокомиссия  включила нефтепровод “Одесса-Броды” в список ключевых инфраструктурных проектов. Предполагается достройка трубопровода до Адамово (Польша), этот проект позволяет интегрировать украинский трубопровод с нефтепроводной системой Польши и начать поставки каспийской нефти в страны Восточной Европы. Планируется построить нефтепровод протяженностью 317 км и максимальной мощностью 30 млн тонн нефти в год. Как отмечают в Европейской комиссии, Украина выиграет от ускоренной процедуры лицензирования и улучшения нормативных условий, а также получит доступ к финансовой поддержке фонда Объединенной Европы, в котором для трансъевропейской энергетической структуры на период 2014-2020 годов предусмотрено 5,85 млрд евро.

 

 


        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Проект достройки трубопровода до Адамово)

 

Критики проекта называют этот проект экономически необоснованным из-за того, что в Каспийском регионе нет достаточного количества нефти, которая могла бы транспортироваться по этому маршруту в Европу, и сами клиенты не заинтересованы в покупке каспийской нефти из-за ее более высокой цены, по сравнению с российской.


Эксперт, директор консалтинговой компании “А95” Сергей Куюн отмечает, что достраивать трубопровод без контрактов, позволяющих загрузить его нефтью, будет ошибкой.



“Этот нефтепровод останавливался всякий раз, когда его пытались загрузить дорогой каспийской нефтью, поскольку ее переработка обходится намного дороже, чем работа на российском сырье”,- говорит господин Куюн.


 


Он отмечает, что если нефтепровод Одесса-Броды-Адамово и будет запущен, первое время тариф на прокачку нефти по нему будет высоким, чтобы компенсировать затраты на строительство:



“Будет ли в принципе возможно при таких тарифах поставлять нефть – это большой вопрос”.


 

 

В начале года стало известно, что Польша оставила проект достройки нефтепровода в списке приоритетных, который может получить дофинансирование Евросоюза в объеме около 125 млн евро, или 25% стоимости строительства недостающего участка трубопровода на польской территории. Однако в тоже время глава Бюро национальной безопасности Польши (BBN) Станислав Козей отмечает, что польские власти не намерены финансировать достройку польского участка Евроазиатского нефтетранспортного коридора на базе построенного в 2001 году трубопровода “Одесса-Броды”, поскольку сомневается в экономической целесообразности данного проекта”.



“Мы не склонны, в отличие от других стран, тратить бюджетные деньги на проекты, которые должны быть самоокупаемыми. Главным условием участия поляков в этом проекте является экономическая выгода, и с этой точки зрения проект до сих пор до конца “не играет”, – считает Станислав Козей.


 


В свою очередь аналитик консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко высоко оценивает перспективы достройки Одесса-Броды.



“Россия стимулирует экспорт не нефти, а готовых нефтепродуктов, за счет льготного налогового режима. Поэтому Польше стоит подстраховаться и достроить трубопровод, получив альтернативный источник сырья для своих НПЗ”, – считает специалист.


 


Заинтересована в проекте и Азербайджанская сторона. Госнефтекомпания этого государства «SOCAR» готова финансово участвовать в строительстве нефтепровода, который бы соединил украинскую сеть «Одесса-Броды» и Польшу в рамках проекта «Сарматия». Об этом неоднократно сообщал в СМИ заместитель вице-президента SOCAR Виталий Беглярбеков. По словам Баяларбаева, польская сторона может использовать потенциально доступный грант Евросоюза в размере 120 млн евро для строительства нефтепровода на своей территории. На территории Украины достроить нужно немногим более 100 км.



«Если деньги Евросоюза будут получены, а SOCAR будет в проекте как минимум в качестве продавцов нефти, то проблем в инвестициях в украинскую часть трубопровода с азербайджанской стороны не будет», – отмечает Виталий Беглярбеков.


 

   

Читайте также на «Информер»: Перспективы и риски портовой отрасли в Одесской области

 

 


«Польша должна построить свою часть нефтепровода для соединения с общей системой, Украине надо достроить нефтепровод до польской границы. Наша задача – доставить сырую нефть, загрузить трубу. И мы это сделаем, как только будет готов нефтепровод» — считает министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев о перспективах “Одесса-Броды”.


 

 В начале сентября 2014 года, Украина и Азербайджан продолжили обсуждение вопроса поставки азербайджанской нефти на украинские нефтеперерабатывающие предприятия. Об этом заявил глава Минэнергетики и угольной промышленности Украины Юрий Продан.

Министр подчеркнул, что поставка нефти из Азербайджана — это «задача краткосрочной перспективы».


Следует отметить, что подписание соглашения об Ассоциации Украины с Европейским Союзом предусматривает  для нашей страны  развитие совместных региональных проектов в энергетике между странами Вышеградской четверки (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия). Это связано с возможностью присоединиться к европейской энергетической хартии, что подразумевает не только  второй энергопакет, но и третий. В соответствии с этими европейскими документами руководство Словакии не сможет, как это было ранее, отказывать Украине в транспортировке энергоносителей через свои нефтепроводы в Чехию.

 

Читайте также на «Информер»: Межнациональная политика в Одесской области  

 

Именно через нефтепровод Одесса-Броды планировались поставки каспийской нефти, в том числе,  на чешские НПЗ. Однако по политическим причинам правительство Словакии отказывали предоставить коридор украинским компаниям. При этом ничего достраивать, как в первоначальном проекте функционирования нефтепровода «Одесса-Броды», не нужно. Вся инфраструктура готова для этих поставок. 

 


(Действующие нефтепроводы с возможностью выхода на Словакию)

        

Разговоры о запуске Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора на базе украинского трубопровоода «Одесса-Броды» идут уже давно. Однако стороны никак не могут прийти к единому мнению и выразить общую готовность. Однако подписание договора об Ассоциации с ЕС дает надежду на новую жизнь для этого амбициозного проекта. Принимая Украину в свою торговую орбиту, европейцы готовы вкладывать в проекты, которые выгодны Европейскому Союзу, особенно если это касается диверсификации поставок энергоносителей и последующей энергетической независимости от ненадежных торговых партнеров на востоке.