Перспективы развития аэропортов на Юге Украины

В связи с потерей аэропорта в Симферополе (АР Крым) и утратой воздушных аэровокзалов в Донецке и Луганске, общей нестабильной ситуацией в Украине, рынок воздушных перевозок в 2014/2015 гг. демонстрирует тенденции к уменьшению перевозок в некоторых сегментах. Но, тем не менее, у аэропортов Юга Украины есть шансы побороться за свое место под солнцем. 

 

Ситуация на авиационном рынке Украины


Авиационный рынок в Украине в 2015 году переживает серьезный кризис. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года по пассажиропотоку украинские авиаперевозчики потеряли примерно 20%. Весь же рынок поделен между шестью авиакомпаниями: «Международные авиалинии Украины», «Wizz Air Украина» (с конца апреля этого года не выполняет рейсы), «ЮТэйр-Украина», «Днипроавиа», «Роза ветров» и «Авиалинии Харьков».


Разумеется, что падения на рынке были и ранее, но если в 2013 году показатели были приблизительно равны показателям этого года, то произошло это по причинам ухода с рынка крупнейшего украинского авиаперевозчика «АэроСвит», в этом году динамика падения показателей связана с ухудшением макроэкономических показателей и покупательной способности населения Украины.


В наибольшей степени пострадал сегмент чартерных перевозок и туристические рейсы. Несмотря на это весной открылось (и планируется) к открытию несколько новых внутри украинских направлений, в частности, которые свяжут Одессу и Днепропетровск.


Аналитики связывают сезонное повышение пассажиропотока с летним сезоном, но и это увеличение может быть только при условии стабильной ситуации в Украине, в случае активизации военных действий на востоке рынок сразу, же отреагирует обвалом перевозок воздушным транспортом.

 

Одесский аэропорт: перспективы европейского HUB`а?


Одесский аэропорт ещё несколько лет тому назад взял курс на дальнейшее развитие и соблюдение международных и европейских стандартов по обслуживанию воздушных перевозок. Учитывая, что Украина фактически лишилась крупного аэропорта в Симферополе, аэровокзал Донецка также в настоящее время не в состоянии принимать коммерческие рейсы, роль и значение одесского аэропорта значительно возрастает, как для внутренних перелетов, так и в качестве транзитного аэропорта. На конец прошлого года рейсы в Международный аэропорт Одесса выполняет 20 авиакомпаний, в том числе 5 украинских, 15 зарубежных, из них 6 российских.

 



В качестве одного из основных шагов, направленных на модернизацию Одесского аэропорта, было выбрано строительство нового пассажирского терминала, который должен войти в эксплуатацию уже в этом году.


– Помимо строительства нового терминала, руководство аэропорта активно развивает существующие мощности для приведения деятельности аэропорта Одессы к международным стандартам. Самое основное – это изменение технологии обслуживания пассажиров. Теперь она соответствует требованием европейских аэропортов: вначале проводится регистрация, потом контроль на авиабезопасность, далее паспортный и таможенный контроль, – отметил директор ООО «Международный аэропорт Одесса» Виталий Портянко.

 



Европейские стандарты будут внедряться не только в области обслуживания пассажиров, но и в технической сфере. Контроль качества строительства ведет генеральный проектировщик, испанская компания INECO.


– Впервые за много лет начался процесс обновления аэродромной техники, что способствует приведению деятельности аэропорта к международным стандартам. Параллельно с этим ведется работа по повышению квалификации персонала. Для различных подразделений регулярно проводятся тренинги, курсы, приглашаются специалисты ведущих авиакомпаний-партнеров и учебных центров гражданской авиации. Кроме того, на данный момент все сотрудники аэропорта сейчас владеют минимум одним иностранным языком на необходимом уровне для того, что обслуживать иностранных клиентов аэропорта, – сообщает дирекция Одесского аэропорта.


Однако самый важный показатель развития и уровня аэропорта – длина его взлетно-посадочных полос пока что не достигает желаемого уровня. Лишь после того, как новая полоса будет спроектирована и построена, когда её длина составит 2 800 метров при ширине в 45 метров, только тогда Одесский аэропорт поборется за право принимать более масштабные самолеты и увеличить общий пассажиропоток. В планах довести пассажиропоток в Одесском аэропорту до 5 млн. человек в год.

 



– В рамках масштабного проекта реконструкции планируется и строительство новой взлетно-посадочной полосы. Её несущая способность будет в два раза выше существующей. Это резко увеличит парк судов, которые сможет принимать аэропорт, поскольку с новыми возможностями можно будет осуществлять полеты с незначительным ограничением максимальной взлетной массы, как это происходит в большинстве аэропортов Европы с длинами взлетно-посадочных полос в пределах 2400-2900 м. В качестве примеров можно отметить аэропорты Зальцбург, Австрия; Ларнака, Кипр; Бирмингем, Великобритания; Варна, Болгария; Сплит, Хорватия и др. – подчеркивает директор ООО «Международный Аэропорт Одесса».


Среди основных нововведений, согласованных с европейскими требованиями: строительство отдельного терминала под международные вылеты, местные вылеты останутся в старом терминале, особое внимание к людям с ограниченными возможностями (всевозможные лифты, эскалаторы, пандусы и др.), расширение номенклатуры услуг, которые предлагает аэропорт и формирование комфортной зоны отдыха для транзитных пассажиров.


Кроме того развитие любого аэропорта в настоящее время предусматривает приход дешевых авиаперевозчиков, лоукостов, что является европейской и общемировой тенденцией.


Напомним, что в настоящее время из одесского аэропорта не совершается вылетов компаниями лоукостами. Да и общая тенденция не благоприятствует дешевым авиаперевозчикам. Весной этого года с украинского рынка ушла компания «Wizz Air Украина», которая позиционировала себя как лоукост и осуществляла вылеты из Киева (аэропорт «Жуляны») и Львова.


Однако не все так гладко, как может показаться. Строительство нового терминала Одесского аэропорта проходит на фоне ряда скандалов и имущественных споров, инициированных Одесским городским советом. Проблемы Одесского аэропорта связанны с тем, что его функции были частично распределены между частным предприятием и коммунальным предприятием.

 

Аэропорты Юга Украины: забвение и перспективы


На Юге Украины в советское время было немало аэропортов, но лишь немногие могут похвастаться тем, что они сохранили свои позиции, и функционируют по сей день.


В полумиллионном Николаеве есть КП «Международный аэропорт Николаев». Однако с 1 февраля 2014 года предприятие фактически не функционирует, т.е. аэропорт не прошел сертификацию и не имеет права принимать самолеты на свою взлетно-посадочную полосу. В настоящее время от 240 человек трудового коллектива осталось едва 75.


В принципе аэропорт Николаева вполне мог бы стать привлекательным для туристов и местных жителей, связав полумиллионный город у моря внутренними и международными рейсами с другими городами Украины и ближнего зарубежья. Длина взлетно-посадочной полосы николаевского аэропорта составляет 2550х44 метра, что позволяло в прошлом принимать воздушные суда типа Ту-154, Ил-76, Ан-22, Ил-62.


Для того, чтобы аэропорт вновь начал функционировать предприятию необходимо получить сертификат и для этого аэропорт должен выполнить ряд условий и требований, в частности восстановление периметра аэропорта, ремонт взлетной полосы.


В 2013 году была принята программа по возобновлению авиационной деятельности аэропорта г. Херсон. В результате значительных финансовых вливаний, а также сложившихся внешнеполитических событий, аэропорт этого областного центра стал принимать ежедневные международные рейсы Стамбул-Херсон-Стамбул. Напомним, что турецкий авиаперевозчик «Turkish Airlines» с момента аннексии Россией Крыма перестал совершать прямые рейсы в аэропорт Симферополя.


Об аэропорте города Измаил (Юг Одесской области, население 73 тысячи человек) приходится говорить в прошедшем времени, так как с ноября 2010 года аэропорт находится на консервации. Хотя до этого он принимал региональные и малые самолеты как внутренних, так и международных авиалиний из Австрии, Болгарии, Испании и Турции.


Подводя итог, стоит отметить, что далеко не исчерпан туристический, деловой и транспортный потенциал региональных аэропортов на Юге Украины. Однако, безусловным лидером является аэропорт Одессы, который при благоприятном развитии инвестиционного климата и реализации перспективных планов развития сможет стать важным транспортным узлом, а также ещё одним звеном для повышения туристического потока в Украину.