Публичность Одесского городского совета: попытки измерения

В 2015 году Институт политической информации (Одесса) совместно с Центром политических студий и аналитики (Киев) проанализировал местное законодательство касательно регуляции трёх аспектов: гендерного равенства, прозрачности бюджетов и электронной подотчетности общественности. По итогам исследования Одесский горсовет выполняет 19% из всех необходимых норм антикорупционного законодательства.


Исследование проводилось путем анализа нормативно-правовых актов, полученных на информационный запрос, на соответствие их национальному законодательству и принятым новым поправкам к нему. В частности, это касалось Законов Украины: «Про доступ до публічної інформації», «Про запобігання корупції», «Про місцеве самоврядування в Україні» та «Про забезпечення рівних прав та можливостей жінок і чоловіків». Соответствие конкретных норм присваивало балл, в совокупности составивший 15%.


По итогам анализа документы Одесского городского совета отвечают таким нормам украинского законодательства:


1. Заседания постоянных комиссий являются открытыми и гласными, кроме случаев, когда большинство от общего состава постоянной комиссии приняло решение о проведении закрытого заседания.


2. Заседания исполкома, как правило, являются открытыми. В случае необходимости исполком принимает решение о проведении закрытого заседания. К участию в заседании исполкома могут приглашаться руководители исполнительных органов горсовета, предприятий, учреждений и организаций коммунальной собственности территориальной громады г. Одессы, представители заинтересованных предприятий, учреждений и организаций города, средств массовой информации.


3. Заседания постоянных комиссий являются открытыми и гласными, кроме случаев, когда большинство от общего состава постоянной комиссии приняло решение о проведении закрытого заседания.


4. Решение совета, не позднее чем в десятидневный срок после их принятия, направляются департаментом по организации работы совета постоянным комиссиям совета, исполнительным органам совета (отделам, управлениям), предприятиям, организациям, учреждениям, должностным лицам, на которых распространяются данные решения, а также (в электронном и печатном виде) в газету Одесского городского совета “Одесский вестник” и в управление информации на Официальный сайт Одесского городского совета WWW.ODESSA.UA для обнародования.


5. Управлением информации создан веб-сайт Одесского городского совета по целью обеспечения открытости в деятельности органов местного самоуправления, информации об их деятельности. Информация о выполнении программ, планов, действующих и отмененных нормативных актов, форм и образцов документов обязательно размещается на веб-странице.


6. Проведение инициативных общественных слушаний возможно, если инициативная группа собрала в поддержку их проведения не менее 300 подписей членов городской общины.


7. Важным шагом на пути к обеспечению процесса прозрачности в деятельности Одесского городского совета стало введение практики публикации информации о работе заседаний комиссий, которые  размещаются на официальном сайте городского совета.


8. Прозрачности также способствует введение практики публикации информации о работе депутатского корпуса Одесского городского совета. Отныне объявления (анонсы) о датах проведения заседаний постоянных комиссии Одесского городского совета и протоколы заседаний комиссий публикуются на официальном сайте городского совета.


9. На официальном сайте Одесского городского совета КП «Городской информационно-аналитический центр» совместно с департаментом информации и связей с общественностью обеспечивает онлайн-трансляцию хода открытых заседаний исполкома. Гласность заседаний исполкома обеспечивается путем их трансляции по телевидению и радио, публикации решений исполкома в печатном органе Одесского городского совета, а также путем размещения информации на официальном сайте Одесского городского совета».


Однако нормативно-правовая база деятельности городского совета – лишь вершина айсберга. Неправовые и неформальные нормы, регулирующие жизнедеятельность органа составляют главный массив для анализа, проведение которого затруднено сложившимися традициями вести политику за закрытыми дверями. По результатам проведенного анализа, Одесский городской совет получил разработанные рекомендации, которые в дальнейшем смогут стать основой для изменений в реглменты Одесского городского совета.


По данным «Опоры» за 2014 год, общий уровень публичности Одесского городского совета составляет 51%. Это в целом свидетельствует о том, что городской совет проводит непрозрачную деятельность. При этом самый низкий уровень публичности демонстрируют депутаты Одесского городского совета.  Уровень публичности городского головы и исполнительных органов несколько выше.


Как отмечают аналитики, процедура отчётности депутатов городского совета перед обществом не урегулирована, отсутствует и практика отчетности перед обществом исполнительных органов, а также публичного предоставления информации о выполнении местного бюджета. Несколько увеличилось количество депутатов, которые обнародовали свои отчеты, однако об отчетности около 3/4 депутатов городского совета ничего не известно.


На низком уровне находится взаимодействие с общественностью городского головы, депутатов и исполнительных органов. Отсутствуют в муниципалитете и общественные советы, а рабочие группы не способны самостоятельно влиять на принятие решений.


Недостаточно прозрачной остаётся кадровая политика. В частности, протоколы конкурсной комиссии на замещение вакантных постов не публикуются, их невозможно получить через запрос на информацию.

 

Аналитики отмечают, что на низком уровне находится публичность работы депутатов городского совета, в частности, нет возможности для рядового гражданина находиться на пленарных заседаниях совета, отсутствуют графики заседаний (или анонсирования) постоянных депутатских комиссий. В свободном доступе отсутствуют сведения о регистрации депутатов на пленарном заседании и результаты поименного голосования по каждому вопросу. Также не публикуют и протоколы заседаний постоянных депутатских комиссий.


Общий уровень публичности депутатов остается очень низким и составляет лишь 40%, хотя и демонстрирует незначительный рост по сравнению с предыдущим проанализированным 2013 годом, когда уровень публичности депутатов составил 38%.

 

Попытки измерения публичности Одесского городского совета, а также имплементации поправок к законам в местный нормативно-правовой массив абсолютно необходимы для осуществления контроля над властью, её анализа и понимания природы её функционирования в нашем государстве.

 

Ксения Селина