Реформа системы национальной безопасности. Инфографика и мнения специалистов

 

Изменение общей военно-политической ситуации требует от Украины принятия новой Стратегии национальной безопасности и Военной доктрины.

 

В проекте, который передан для обсуждения политическим силам, которые должны составить парламентскую коалицию речь идет о реформе в пяти сферах: стратегическом планировании (выработка и введение в действие новой Стратегии и Военной доктрины), реформировании Вооруженных сил Украины, военно-промышленного комплекса, системы военной разведки и оптимизации Национальной гвардии Украины.

 

Реформирование системы национальной безопасности должно начаться с определения важнейших направлений новой Стратегии национальной безопасности, которая будет основана на стратегическом планировании и прогнозировании с целью предотвращения угроз национальной безопасности и определения порядка действий в кризисных ситуациях.

 

– То, что сейчас происходит в Украине, это попытка «ремонта поломавшегося самолёта в полёте». Это является следствием того, что украинская система не перестраивалась, а реформировалась, да и то медленно. В нашей стране это просматривается ярче, чем в других странах постсоветского пространства. Многие структуры были созданы для решения советских задач, и армия была размещена соответствующим образом. Для своего времени эти вещи были хороши, но прошло двадцать лет, изменились задачи, а система – нет; были приняты и концепции, и стратегии, и законы, но это было все слишком абстрактно, – считает главный советник института стратегических исследований «Новая Украина» Вячеслав Потапенко.

 

Согласно предварительному плану реформ, Вооруженные силы Украины будут разделены на силы специальных операций, силы быстрого реагирования, силы поддержки, силы резерва, а также силы и средства боевого дежурства. Программа предусматривает восстановление военной инфраструктуры, пересмотр расположения мест постоянной дислокации соединений и частей Вооруженных сил Украины в частности, с целью постоянного военного присутствия на востоке страны.

 

 

(Инфографика – газета “Тиждень”) 

 

Реформы военного ведомства определены руководством государства как первоочередные. Только после начала этой реформы можно будет действительно трансформировать экономику, сферу юстиции и права, осуществить децентрализацию государства.

 

Мы ставим пять заданий на следующий год. Первое – это национальная оборона и безопасность. Реформирование украинских Вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса. Новое вооружение, новая система управления Вооруженными силами, новая логистика и построение украинской армии, которая способна остановить российскую военную агрессию, которая способна защитить украинских граждан, – подчеркнул премьер-министр Украины Арсений Яценюк.

 

Среди других важных положений реформы: постепенный переход на стандарты НАТО и повышение довольствия военнослужащих. Причем первая помощь от американской стороны в деле реформирования украинских вооруженных сил уже поступила.

 

– Представители руководящего состава Генерального штаба Украины и командование Вооруженных сил США в Европе 17 октября [2014 года – авт.], создали первую общую украино-американскую комиссию. Её возглавляют начальник Генерального штаба Украины и начальник командования вооруженных силы США в Европе по вопросам политики, стратегии, партнерства и потенциала. В состав помощи, которую США уже предоставили или собираются предоставить, входят более 100 млн. долларов, – говорится в официальном сообщении.

 

Читайте также на «Информер»: Старые проблемы нового парламента  

 

Реформа оборонно-промышленного комплекса должна будет заключаться в оптимизации финансовой деятельности государственного концерна «Укроборонпром», разработки программы импортозамещения, разработки новых образцов военной техники совместно со странами ЕС, Канадой, США и странами Юго-восточной Азии. Данный аспект реформы связан с тем, что на протяжении последних 23 лет независимости украинская оборонная промышленность была доведена до упадка, в ней не развивались тенденции кооперации, а финансирование отрасли было недостаточным.

 

В конце 1990-х годов из-за недостаточного финансирования Министерства обороны и оборонно-промышленного комплекса Украины было прекращено приблизительно 90% научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, количество которых еще в 1995 году составляло почти 600. Более 50% от общего количества предприятий оборонно-промышленного комплекса, изменив форму собственности, стали частными. Производственная база предприятий украинской оборонки требует значительного обновления. Физический износ основных фондов составляет более 70%, – приводит неутешительные цифры аналитик независимого аналитического центра геополитических исследований «Борисфен Интел» Алексей Волович.

 

Среди конкретных шагов – предусматривается восстановление важнейших для оборонно-промышленного комплекса Украины предприятий и разработка многоцелевого оперативно-тактического ракетного комплекса, самолета Дальнего радиолокационного обнаружения и управления.

 

 

(Инфографика – газета “Тиждень”)   

 

Правда, представители украинских оборонных заводов не уверены, станет ли эта реформа действенным шагом для поднятия отрасли на новый уровень, или окажется очередной декларацией о намерениях.

 

Нам уже больше двадцати лет власти обещают развивать военно-промышленный комплекс, но кроме постоянных проверок со стороны пяти государственных ведомств мы от государства ничего не видим, – отметил директор радиозавода «Орион» Ярослав Карлик. – Мы уже 3 месяца ждем ответа от украинского правительства по вопросу финансирования новых разработок. Но ответа нет. А ведь мы можем обеспечить нашу армию, пограничников и спецслужбы современными средствами связи.

 

О том, каким образом будут изыскиваться средства на масштабную реформу по сути государственной структуры, в которой невозможно изыскать средства массовой приватизацией эксперты имеют различное мнение.

 

Все новации и технологии, используемые в военной сфере, можно будет впоследствии применять и в мирных целях, – считает Артур Огаджанян, специалист фирмы Deloitte, – Поэтому можно однозначно сказать о том, что это путь к прогрессу экономики в целом.

 

Таким образом, развитие военно-промышленной отрасли может создать новые рабочие места и позитивно повлиять на экономический климат Украины. Тем не менее, о прямых инвестициях в военную отрасль речь пока не идет.

 

Читайте также на «Информер»: Антикоррупционные стратегии партий, прошедших в Верховную Раду. Аналитика    

 

– Учитывая то, что эта сфера жестко регулируется государством, привлечь прямые инвестиции будет сложно. Полагаю, что будут создаваться совместные предприятия, в которых примут участие иностранные компании, – подчеркивает генеральный директор Инвестиционного банка «Standart NV» Карен Чифталарян.

 

Двумя другими пунктами реформы вооруженных сил является реформа разведки, согласно предложенному проекту, она связана с повышением её материального оснащения и формированием отдельных подразделений специального назначения на уровне корпусов. Реформа Национальной гвардии будет заключаться в увеличении её численности, создания инфраструктуры для военных и их семей, переход к переподчинению Национальной гвардии Украины Генеральному штабу Украины в случае введения режима военного положения.

 

Кроме того, реформа системы национальной безопасности тесно связана с изменением внеблокового статуса Украины. Согласно предложенному проекту реформы планируется внести ряд изменений в законы Украины, в том числе «предусмотрев отмену внеблокового статуса Украины».