В современном обществе большую роль играют масс-медиа. Часто СМИ являются важным игроком на региональном политическом поле, так же они могут провоцировать и помогать решению конфликтов социального, политического и иного происхождения. «Революция достоинства» показала, что только благодаря широкому освящению событий на Майдане стала возможной его массовая поддержка.
Современные технологии позволяют доставить информацию за считанные секунды в любой конец планеты, но, не смотря на это, роль масс-медиа в решении конфликтов, в особенности региональных противоречий, обсуждаема в среде медиа экспертов.
Региональные СМИ: proetcontra
Региональные СМИ имеют ряд особенностей. Исследователи журналистики отмечают начавшееся в середине 1990-х годов перенесение центра тяжести предпочтений читателей с общенационального уровня на местный. Региональные медиа становятся важной площадкой для информационных войн.
Тенденция имеет подтверждение данными о количестве региональных газет и о совокупном тираже региональных и местных газет в общенациональном тираже, динамикой подписных тиражей. В последние годы все большую популярность набирают Интернет-издания, традиционно влиятельными являются телеканалы, в особенности для людей средних лет и старше.
(По данным компании TNS)
Ряд исследователей отмечает, что региональные СМИ далеко не всегда могут адекватно отразить реальную картину жизни региона.
– СМИ пытаются влиять на политическую жизнь региона, формируя общественное мнение и информируя о событиях. Однако вопрос относительно политического влияния СМИ продолжает оставаться открытым в силу своей сложности. Результаты исследования касательно данной проблемы свидетельствуют о следующем. Мнения экспертов о политическом влиянии СМИ разделяются. Примерно половина экспертов считает, что региональные масс-медиа не могут и не осуществляют влияние на принятие и реализацию политических решений. Вторая половина экспертов настроена более оптимистично, считая, что СМИ могут воздействовать на политическую жизнь, в частности, на представителей политических сил, что может выражаться в их политической социализации, открытости и честности к СМИ, – считает Лилия Змий, специалист из Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина.
Подобное разделение мнений экспертов связано со сложной дуалистической природой средств массовой информации, которые являются в одно и то же время институциями для выражения общественных интересов и бизнес структурами.
Читайте также на «Информер»: Битва за Украину. В борьбе за информационное единство
Последние анализы работы местных СМИ демнстрируют, что основная проблема местных СМИ заключается в их подконтрольности бизнес структурам. Это приводит к тому, что материалы социального или некоммерческого характера попросту не попадают на телеэкраны или страницы газет или Интернет-изданий.
Коммерциализация журналистики приводит к тому, что общественники всерьез задумываются над тем, чтобы организовать сетевую систему для обмена мнениями и полезной информацией в рамках города, района и региона.
Масс-медиа и конфликт: провокатор, медиатор или наблюдатель?
Роль масс-медиа в обществе рассматривается различными экспертами по-разному. Причем мнения могут быть противоположными.
– Я думаю, что роль СМИ в разжигании или решении конфликтов чрезвычайно велика. В последнее время журналисты стали отдавать себе отчет, что они очень сильно влияют на общество и стали более ответственно относиться к своей работе. Но часто мы наблюдаем некорректное и ангажированное отношение к событиям и подачи информации. Когда в стране происходят военные действия, то это особенно ярко заметно. Многие СМИ позволяют себе некорректный «нейминг [от англ. Name – имя, – авт.]». Некорректно говорить обо всех людях, что они сепаратисты или «бандеровцы», – считает журналист издания «Украинская правда» Валерия Ивашкина.
При рассмотрении совершившегося факта журналисты должны руководствоваться нормами профессиональной этики, однако сама по себе объективность вызывает скепсис у многих практикующих журналистов.
– Журналисты должны говорить правду, но правды нет в принципе. Я увидел одно, а человек, стоявший рядом со мной, увидел другое. Существуют разные точки зрения, которые передают журналисты. Есть разница в ангажированности подачи материала. Журналист просто должен передавать информацию, которую он видел, – отмечает одесский журналист, редактор издания «Одесса. Комментарии» Кирилл Бойко.
Таким образом, журналистика, во многом профессия, связанная с субъективной передачей действительности. На помощь в этом случае приходят довольно простые правила, которые обязаны соблюдать журналисты вне зависимости от уровня издания, покрытия аудитории и др. Журналист обязан придерживаться свободы слова (т.е. давать слово разным сторонам конфликта), не провоцировать конфликт, не прибегать к незаконным способам получения информации, уважать частную жизнь.
На этом не заканчиваются стандарты журналистики, однако они являются фундаментальными. Однако, в последнее время стандарты журналистики меняются, появляется множество антикоррупционных сайтов, на которых «сливают» информацию, которая может быть добыта незаконным путем (взлом электронной почты, несанкционированное копирование и проч.), стирается грань между личным и публичным в особенности того, что касается политиков и лидеров общественного мнения. В таких условиях роль журналиста становится ещё более важной и ответственной.
Проблемы и перспективы развития региональных СМИ на примере Бессарабского региона Одесской области.
Проблемы, которые стоят перед СМИ Бессарабии схожи с теми, которые стоят перед любыми другими региональными медиа, с поправкой на особенные условия региона.
Бессарабия последние двести лет развивается как полиэтнический регион, где имеют свои интересы различные страны и национальные группы. На основании ряда интервью с политиками, общественными деятелями и журналистами региона можно сделать вывод о том, какие проблемы стоят перед региональными СМИ Бессарабии и очертить круг возможностей, которые могут стать реальными шагами на пути к решению данных проблем.
Читайте также на «Информер»: Балтийский опыт реализации европейских реформ в экономике и IT-сфере. Актуальный пример для Украины
В первую очередь, общественников Бессарабии беспокоит тот факт, что региональные СМИ коммерциализуются и не уделяют значительного внимания общественным инициативам. В этой ситуации общественники видят выход в создании ресурсного центра и инициировании процесса создания независимых СМИ местного уровня.
– В Измаиле действует ресурсный центр для неприбыльных организаций. В рамках него мы пытаемся охватывать не только Измаил, но и Болград, Рени, Татарбунары. Это наши коллеги, которые приезжают к нам. Выстраиваются связи между общественными организациями, – подчеркивает Валентина Стойкова, председатель правления фонда поддержки предпринимательства.
По мнению ряда общественников региона, ангажированность общенациональных СМИ и то, что они мало уделяют внимание ситуации в особом регионе Украины (Бессарабии), как раз приводит к тому, что возникают конфликты, люди вместо аргументированного спора выходят за рамки зоны комфорта, идут на обострение противостояния. Вместе с тем, провокация конфликта и роль иностранных СМИ (российских в первую очередь), в этом процессе также вызывает определенные опасения.
Вместе с тем, даже на региональном уровне наблюдается уменьшение уровня доверия к масс-медиа, которое было на традиционно высоком уровне, обходя на порядок уровень доверия к выборным органам власти, судам, чиновникам.
В целом же перспективы развития региональных СМИ в Бессарабии зависят от того насколько скоро будет создана сетевая структура независимых масс-медиа, возможно, что они будут строиться по образу «Громадського» радио или телевидения. В любом случае это зависит от финансирования, а оно приводит, как правило, к зависимости от собственника/инвестора и соответственно к коррекции редакционной политики.
Исходя из сложившейся ситуации, многие общественные организации региона готовы объединиться ради создания независимых СМИ, которые бы могли своей профессиональной работой участвовать в разрешении конфликтов в регионе.
Станислав Кинка