Битва за Украину. В борьбе за информационное единство

           Помимо привычной конкуренции товаров и услуг, существует конкуренция идей и взглядов. Информация – это та же услуга, неразрывно связанная с основными видами деятельности человека и призванная передавать сведения независимо от формы их представления. Однако в современном мире информация является предметом рыночных отношений наряду с материальными продуктами труда, так как эффективные идеи стали залогом получения прибыли, а роль человеческого капитала всецело возросла. Поэтому, возможность информации влиять на процесс принятия решений и на мотивацию к действиям ценится сегодня очень дорого.

 

         В действительности все мы живем в эпоху экономических и информационных войн, так как вести войны другого рода сегодня просто нерационально. За наше мнение, выбор, голос, сознание ведется постоянная борьба со стороны производителей, организаций, отдельных личностей и, даже, целых государств. В мире глобализации, гиперболизации, стандартизации, демократизации и прочих форм “-заций” найти объективность становится не очень легко. Потребности растут, времени не хватает, медиа-ресурсы становятся все более креативными и искусными и форма их подачи уже начинает влиять на восприятие самого содержания.

 

         Зажатая между двумя титанами мировой геополитики, Украина издавна является полем информационных войн. Медийные потоки, идущие с Запада и Востока, разняться своим стилем и характером восприятия событий, поскольку основаны на разных типах мировоззрений. В зависимости от этого формируется аудитория приверженцев тех или иных СМИ.

 

 

 

 

 

Исследование проведено аналитическим центром «Левада-центр» в марте 2014.

 

 

Как видно из графика большинству аудитории российского медийного пространства свойственна стабильная приверженность к получению информации из одного источника, вследствии чего факт ее объективности становится весьма спорным.  

 

 

Исследование проведено аналитическим центром «Левада-центр» в марте 2014.

 

Наиболее же популярным средством массовой информации, что является весьма предсказуемым фактом, является телевидение, объективность подачи информации которого по определению уступает Интернету, которому, кстати, не смотря на практически 50% коэффициент проникновения по всей территории России (по данным Фонда Общественное Мнение), доверяют всего 19% респондентов.   Дополнительным сдерживающим фактором развития общественных СМИ служит жесткая корреляция количества аудитории интернет-пользователей с ее возрастом. Также из статистики видно, что завидная доля респондентов по прежнему предпочитает доверять мнению друзей и близких в выработке собственного мнения. Таким образом, данный опрос свидетельствует о низком уровне доверия к современным СМИ в России. В этом нет ничего удивительного, если учесть данные другого социологического опроса, проведенного фондом «Общественная мысль» которое в целом констатирует согласие 72% росиян на возможность искажения информации в общегосударственных целях.

 

Исследование проведено аналитическим центром «Левада-центр» в марте 2014.

 

 

Нам всем, возможно, хотелось бы жить в государстве с собственной самобытной идеологией, однако, все наши идеи и взгляды, так или иначе, до сих пор находятся под мощным влиянием европейской и российской системы ценностей. Эту связь невозможно разорвать внезапно. Именно в этих двух плоскостях мы до сих пор ищем свои координаты и находим примеры для подражания. Для Украины это естественный путь развития государственности, предопределенный историческими и культурными особенностями. На данном этапе для идеологической независимости нам не хватает собственной самоидентификации и экономических ресурсов.

 

         Обе борющиеся силы хотят укрепить свою зону влияния, а в идеале видят нашу страну союзной частью своих государственных образований. Для достижения желанного эффекта, и ЕС и Россия прибегают к финансированию различного рода общественных организаций, проектов и отдельных личностей внутри самой Украины. В условиях свободного движения информации и капитала, в Украине насчитывается множество как проевропейских, так и пророссийских агентов, финансируемых из-за рубежа.

 

         Разница в том, что воздействие на Россию производится только со стороны Запада, а потому действующая власть активно бореться за информационную монополию, чтобы обезопасить страну от возможных последствий привнесения либеральных и демократических идей в российское общество.

 

         Украина за неимением собственной идеологической позиции находится под влиянием прозападных и пророссийских медиа, которые и задают электоральные настроения. В данной ситуации можно клеймить те или иные СМИ в присутствии западных ресурсов с целью формирования соответствующего климата внутри страны. Однако проблема заключается не в ликвидации иностранного финансирования национальных СМИ, поскольку многие из них, в отсутствие внутреннего финансирования, просто вынуждены работать за счет иностранцев. И не всегда это связано с продажей собственных убеждений или личных принципов, так как многие партии и общественные организации изначально, по собственной воле и обоснованно выбрали проевропейский или пророссийский вектор. Проблема заключается именно в качестве этого самого воздействия и продуктивности изложения конкретных идей и взглядов, которые всегда будут конкурировать между собой в медийном пространстве и отсеиваться в процессе естесственного отбора.

 

         Для того чтобы донести до общества определенные идеи и завоевать его лояльность, европейская и российская стороны действуют различными методами. Европейское сообщество старается открыть для украинцев Европу, всячески способствуя реализации творческого и идейного потенциала через предоставление различных грантов в сфере образования, науки, реализации проектов, профессионального сотрудничества. Российское сообщество с неохотой идет на вкладывание собственных средств в формирование общественного мнения украинцев и использует более жесткие меры воздействия через реализацию собственных политических проектов в Украине. Российские власти слишком уверенны в лояльности бывшей союзной республики и поэтому не считают нужным доносить все преимущества российского выбора. Они спекулируют на ностальгических настроениях, идеи славянского единства, вместо того, чтоб открыть для украинской аудитории другую Россию, социально и экономически привлекательную. Если такая, конечно, существует. Помимо грантовых механизмов, обе стороны прибегают к инструменту пропаганды, но многие украинцы уже имеют возможность воочию сравнить российские и европейские жизненные реалии.

 

         По мнению военного эксперта, руководителя Центра военного прогнозирования Анатолия Цыганка информационная война в событиях на Украине приняла характер информационного беспредела.

 


«Каждая сторона пытается полностью очернить другую – это следствие нового витка Холодной войны. Помимо этого есть и осязаемое, визуальное проявление ужесточения информационной войны. Еще 10 лет назад многие кадры, которые сегодня показывают по телевидению крупным планом, не попали бы ни на один канал. Однако, сегодня кадры, подобные посмертным фото и видеокадрам растерзанного Муаммара Каддафи – фактически, норма» – отмечает специалист.


 

         Во время последних событий важную роль в информационных баталиях  играю социальные сети и блоги. Доктор наук по социальным коммуникациям Александр Чекмышев считает, что украинские блогеры в условиях информационной войны перенимают на себя функцию социальной ответственности и противодействуют российской пропаганде.

 


«В условиях информационной войны, которую сейчас переживает Украина, в тех условиях, когда люди, которые постят в социальных сетях, создают блогозаписи, фактически перенимают на себя функцию социальной ответственности. Это связано с тем, что просто своей гражданской активностью, своими сообщениями, фактически реагируют на тот «троллинг», который мы имеем в социальных сетях от обученных и подготовленных российских агитаторов», – отмечает Александр Чекмышев.


  

         По мнению эксперта “самоорганизованное украинское интернет-сообщество противостоит скоординированным информационным террористам, которые, в частности, используют такие медиа-эффекты и манипуляции как дезориентационные месседжи; ссылки на анонимные источники; “отмыв информации”; манипуляции с модальностью сообщений; боты на форумах”.

 

         Единая государственная политика в сфере подачи информации и усилие всех государственных институтов по манипулированию общественным сознанием являются эффективным оружием, если медийное пространство оказывается изолированным от получения разнородной информации извне. В данном случае с течением времени, если информационная блокада не будет прорвана или если не наступит предлог усомниться в объективности полученной информации, общество будет радикализироваться вокруг тех или иных убеждений, что мы и видим на графике во временном разрезе.

 

 

 

Исследование проведено аналитическим центром «Левада-центр» в марте-мае 2014.

 

Основная же цель европейского воздействия – это дать индивиду возможность сравнить и самому прийти к мысли, что преимущества от жизни по европейским стандартам и принципам намного лучше тех, которыми он располагает. Российская сторона предлагает принять ее позицию на основе понятий, взятых за абсолют, а значит неоспоримых, таких как ментальное единство, славянский мир, традиции, религия, историко-культурные особенности, язык, устройство общества и власти. При этом право на сравнение она не предоставляет, а заведомо клеймит западный мир в аморальности, заблуждении и упадке.

 

         Как следствие, в глазах украинского среднего класса Россия выглядит менее привлекательно, чем ее главный идеологический противник. И дело тут не только в количестве денег, потраченных на завоевание симпатии рядового украинца. А дело в том, что ничего кардинально противоположного тому, что сейчас имеет Украина, Россия предложить не может. За все годы нашей независимости, мы находимся в едином с Россией постсоветском пространстве со всей его олигархической структурой, коррупцией, застоем, разрозненностью и отсутствием верховенства права. И если бы Украина и Россия хотели бы действительно что-то изменить, то времени на это было предостаточно. Евросоюз же являет собой некую мечту о лучшей жизни, которую тоже не все воспринимают адекватно. Ведь ответственность за благосостояние нашего общества всегда будет лежать только на нас, даже в рамках другой формации. Однако сама способность верить в будущее и стремление идти вперед, а не оглядываться назад, уже кардинально меняет расстановку приоритетов. Однако важно понимать, что в любой войне необходима победа, иначе, как известно,  историю проигравших напишут победители. Особенно это актуально в информационную эпоху.

 

  Александр Замковой, экономист, общественно-политический обозреватель