Шоковая терапия от правительства или план действий на следующие 2 года

Премьер-министр Арсений Яценюк 9 декабря обнародовал программу деятельности Кабинета Министров Украины на 2015-2016 годы, впоследствии она была утверждена Верховной Радой.

 

План, по которому страна будет жить следующие 2 года, изложен на 13 страницах и включает все сферы от обороны и до медицины. Во время презентации программы Арсений Яценюк сразу правдиво заявил, что ждать быстрого улучшения социально-экономической ситуации не стоит, а реформы будут болезненными, собственно на то и они реформы.


Основные идеи программы Кабинета Министров Украины изложены в инфографике.

 


 

 

Программа правительства начинается с наиболее актуальной темы для Украины сейчас – с новой оборонной политики. Планируется, что со следующего года на Вооруженные силы будут тратить до 5% ВВП, сейчас же тратят всего 1,9% от ВВП или 29 млрд. грн. Не забыли и о строительстве «Европейского вала», укреплением границ между Украиной и Россией планируют заниматься в 2015-2018 годах.


Собирается правительство наводить порядок и в сфере государственного управления, так как предусмотрено сокращение служащих на 10%, но в тоже время запланировано и соответствующее повышение заработной платы. Кабинетом Министров анонсировано также уменьшение количества контролирующих органов с 56 до 28, но каких учреждений с 2015 года не будет, пока не ясно.

 

В планах передать местным органам власти в распоряжение стабильные источники доходов, таким образом, уменьшив объем межбюджетных трансфертов. И опять же полное отсутствие конкретики, что это будут за доходы.

 

Читайте также на «Информер»Антикоррупционные стратегии партий, прошедших в Верховную Раду. Аналитика  


Учитывая дефицит государственного бюджета, в программе предусмотрено снижение государственных расходов на 10% и в то же время будут уменьшать количество налогов с 22 до 9.

 

Подобные заявления Яценюк делал и раньше, поэтому, скорее всего  речь идет об отмене сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ, рентной платы за транспортировку нефти и нефтепродуктов, сбора за места парковки транспортных средств, туристического сбора, сбора на развитие виноградарства и хмелеводства.

 

Неоднократно эксперты отмечали, что затраты на администрирование указанных налогов превышают денежные поступления от этих сборов. Предлагают также облегчить и  жизнь бизнеса за счет поэтапного уменьшения размера единого социального взноса до 15% (сейчас предприятия платят от 36,76% до 49,7% от начисленной работникам заработной платы), а малым предприятиям за счет уменьшения ставки единого налога вдвое.


Формировать доходную часть бюджета собираются за счет популярного в Украине шага – приватизации объектов государственной собственности, в общем, планируют передать в частную форму собственности более 1200 объектов.


Политика в энергетической сфере также будет строиться на новых принципах. Угольную отрасль ожидают масштабные реформы на следующие годы: ликвидация 32 убыточных шахт, консервация 24 шахт и приватизация 37 шахт. Раздел программы, посвященный энергетической независимости, построен на идее модернизации газотранспортной системы Украины, учитывая, что никакие шаги по достижению этой цели не прописаны, эти замыслы похожи на популизм.


Наиболее актуальными вопросами в программе правительства для подавляющего числа населения является нововведения в социальной сфере. Во-первых, налогообложение высоких пенсий сохранится и на последующие 2 года (введено с июля 2014 года, налог уплачивается с пенсии, превышающей 10 тыс. грн., базой налогообложения является сумма превышения; ставка – 15% или 17%).

 

Хотя уплата налога с начисленной пенсии на самом деле звучит немного абсурдно даже как метод борьбы с социальным неравенством. Однако в программе присутствуют и прогрессивные шаги: введение негосударственного пенсионного страхования. Конкретные меры пока не определены. Но скорее всего речь идет о трехуровневой системе: солидарная система общеобязательного государственного страхования, которая на данный момент действует в Украине – выплата пенсий из Пенсионного фонда; накопительная система общеобязательного государственного страхования – накопление средств в негосударственных пенсионных фондах (таких в Украине уже насчитывается около 88); система добровольного негосударственного пенсионного обеспечения.

 

Читайте также на «Информер»Финансы поют романсы. Что ждет экономику Украины и России в следующем году. Комментарии и инфографика

 

Также Арсений Яценюк предлагает ликвидировать неэффективные льготы и перейти к адресности и монетизации льгот. По этому поводу уже успел предоставить комментарий министр социальной политики Павел Розенко: “Поверьте, единой формулы не будет, мы будем подходить достаточно творчески. Для кого-то будем прямо отменять льготы, для кого-то будем внедрять метод адресной поддержки и методы монетизации”. Не оценила творческий подход директор Института социальных исследований Элла Либанова: «Если государство начинает к чему-то творчески подходить – это широкая дорога к коррупции».


Согласно положениям программы можно надеяться на удешевление лекарственных средств, так как в планах уменьшить количество лицензий и разрешений, которые необходимо получить для фармацевтических изделий. Предполагается также ввести медицинское страхование, так как ни для кого не секрет, что бесплатной медицины в Украине не существует.


Стоит отметить, что в общем виде программа правительства вызвала шквал критики со стороны экспертов. Политолог Владимир Фесенко прокомментировал намерения правительства так: «Главный недостаток этой программы – декларативность. Откровенно говоря, она пуста и не содержит ответов на вопрос: что и как будет делаться. Премьер-министр не хочет брать на себя конкретные обязательства – он оставляет пространство для маневра, чтобы в любой момент уйти от ответственности. Создается впечатление, что Яценюк перепутал пиар и политику. Именно так я объясняю появление этой программы».

 

Поэтому если в будущем  программа от правительства будет подкреплена соответствующими нормативно-правовыми документами от профильных министерств, в которых все эти реформы будут расписаны как по нотам, тогда правительство действительно покажет свой профессионализм и способность к изменениям.


Лукьяненко Наталья