Осенью 2015 года в Украине состоялись очередные выборы в местные органы власти. Это совпало с внедрением некоторых положений законодательства, которое регулирует представительство женщин в списках политических партий, и теоретически, будет способствовать их большей репрезентативности во власти.
В действующем Законе, который регулирует выборный процесс, записано, что «Представительство лиц одного пола в избирательных списках кандидатов в депутаты местных советов в многомандатных избирательных округах должно составлять не менее 30% от общей численности кандидатов в избирательном списке. Правда, в настоящее время нет четкого механизма наказания нарушителей этой нормы.
Гендерное равенство: pro et contra в украинских реалиях
В настоящее время в Украине предпринимаются определенные шаги в направлении уравновешивания шансов мужчин и женщин в доступе к выборным должностям. Одной из действенных форм воздействия является механизм квот.
«Гендерно-чувствительная политика и равный доступ женщин и мужчин к принятию решений на государственном уровне гарантирует более равномерное представление интересов разных социальных групп. Достижению этой цели служит такой инструмент привлечения женщин в политику, как гендерные квоты, которые могут быть или законодательными (регулируемыми государством), или добровольными (закрепленными на уровне партий; такой подход более популярен в мире)», – пишет обозреватель Ирина Троян.
В целом Украина занимает весьма средние места в списке стран по уровню доступа женщин к власти. Согласно данным Отчета по изучению гендерного разрыва за 2014 год, Украина занимает 56 место среди 142 стран по величине гендерного разрыва в таких сферах неравенства, как экономика, образование, здоровье и политика. Именно в политике наблюдается сильное гендерное неравенство (105 место в мире): будучи образованной и экономически активной частью населения, украинские женщины не имеют ни надлежащего представительства, ни полномочий в сфере политической (в мировом рейтинге Украина заняла 82-ге место по количеству женщин – должностных лиц в правительстве). По Индексу гендерного неравенства 2015 года, который отображает такие аспекты человеческого развития, как репродуктивное здоровье, экономический статус и расширение прав и возможностей женщин в сравнении с мужчинами, Украина занимает 83 место из 150 стран.
Как мы видим, ситуация далека от идеала, хотя, что касается формальной стороны вопроса, то Украина ратифицировала целый ряд международных обязательств относительно соблюдения гендерного равенства во всех его проявлениях и сферах. Среди международных обязательств Украины: Конвенция по ликвидации всех форм дискриминации относительно к женщинам CEDАW 1981, Пекинская декларация и платформа действий 1995, а также Цели развития Тысячелетия 2000, в соответствии с которыми Украина до 2015 года должна была бы достичь представительства женщин в парламенте и среди высших государственных служащих на уровне 30% среди женщин-депутатов местных органов власти.
Женщины в парламенте: результаты 25 лет выборов
Эксперты неоднозначно расценивают репрезентативность женщин в украинском парламенте за годы независимости. С одной стороны, есть тенденция к увеличению женщин в высшем выборном органе власти, с другой, они по прежнему подвергаются ряду ограничений (нехватка ресурсов и связей, гендерная дискриминация, двойные стандарты и тому подобное), вызванных системой гендерного неравенства.
По данным мониторинга «Женщины в национальных парламентах», Украина занимает 117 место в мире по уровню включенности женщин в процесс принятия решений на национальном уровне, а также принадлежит к европейским странам с наименьшей частью женщин в парламенте и правительстве.
«Патриархальность гендерного порядка в украинском политикуме иллюстрирует наличие и горизонтальной (разграничение сфер компетенции женщин и мужчин на soft и hard policy), и вертикальной гендерной сегрегации. Если на местном уровне женщины являются активными в решении проблем общества (в сельских советах имеем паритет по гендерному признаку), то в большой политике количество женщин заметно уменьшается», – подчеркивает Ирина Троян.
Отчет CEDAW Комитету ООН также засвидетельствовал «недостаточную репрезентативность женщин на высших уровнях в ряде сфер деятельности общества и непринятия мероприятий по борьбе с дискриминацией, таких, как ввод квот и другие временные специальные мероприятия».
Социологическое измерение участия женщин в выборах
В 2012 году Центр Разумкова по заказу Национального Демократического института (NDI) провел исследование с целью выявить барьеры, которые стоят на пути участия женщин в политической жизни, и разработать план их преодоления.
Участники круглого стола по вопросам гендерного мониторинга выборов-2015
Согласно результатам исследования, большая часть украинцев (53%) уверена, что существуют отличия между мужчинами и женщинами, которые занимают выборные должности, хотя 41% считает такие отличия значительными.
Украинцы считают женщин душевными, приятными, честными, этичными, объективными и справедливыми, а такие черты, как сила, жесткость, лидерские качества и решительность использовались для характеристики мужчин. Поскольку мужчин рассматривают как способных лучше разрешать проблемы, преодолевать кризисные ситуации и наводить порядок, то мужчины-кандидаты получают высшие электоральные преференции на выборах. При этом часть опрошенных считает женщин в большей степени способными сотрудничать с другими и правильно расставлять приоритеты.
Современная ситуация с гендерным равенством в украинском политическом поле и результаты выборов 2015 года
Законодательная база обеспечения равных прав мужчин и женщин в сфере политики имеет в Украине некоторую историю. Законом Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» 2005 года предусмотрена необходимость представительства женщин и мужчин в политике и процессе принятия решений, однако не указаны механизмы достижения этой цели. Тем не менее гендерные политические квоты в законе определены как один из инструментов «позитивных действий» – специальных временных мер, направленных на устранение дисбаланса возможностей женщин и мужчин реализовать уровни гражданские права, предоставленные им Конституцией и законами Украины. Позитивные действия не считаются дискриминационными относительно мужчин, поскольку эти мероприятия в любом случае не должны подкреплять двойные стандарты и с устранением гендерного дисбаланса их положено устранить.
Результаты гендерного мониторинга в г. Винница
Внесенные в 2013 году изменения в Закон Украины о «Политических партиях Украины» предусматривали 30% добровольную гендерную квоту в избирательных списках кандидатов в депутаты, но несоблюдение данного принципа не предусматривало никаких санкций для партий-нарушительниц. Как результат, 20 из 29 партий во время парламентских выборов 2014 года не придерживались этих требований, а те партии, которые придерживались квотного принципа формирования избирательных списков, отводили женщинам непроходимую часть.
Участники круглого стола по вопросам гендерного мониторинга выборов-2015
Нововведения избирательной системы 2015 года содержатся в Законе Украины «О местных выборах», которым была предусмотрена система открытых списков, а также гендерные квоты в списках кандидатов в депутаты местных советов во многомандатных избирательных округах. Пунктом 1 части 1 этого закона предусмотрено, что основанием для отказа в регистрации кандидатов является «нарушение установленного порядка выдвижения кандидатов», то есть любых положений закона, в частности и Статьи 4. Кроме того, в Статье 8 Закона Украины «О политических партиях в Украине» отмечается, что устав политической партии должен содержать информацию о «размере квот, который определяет минимальный уровень представительства женщин и мужчин в избирательном списке не менее 30%».
Невзирая на поощрение женщин к более активному участию в политической жизни путем законодательного обеспечения применения гендерных квот в партийных списках, во время местных выборов 2015 года эти нормы закона остались на бумаге. Как результат в Украине есть примеры соблюдения квот, есть примеры почти равного представительства женщин и мужчин на уровне местных советов, советов городов, но на уровне парламента о равноправии говорить ещё преждевременно.