Украина имеет большой потенциал для развития речного транспорта. Государство имеет значительные речные ресурсы, которые используются в незначительном объеме, хотя и являются удобным, дешевым и экологически чистым способом перевозки грузов и пассажиров.
В Украине наличествует три крупные судоходные реки: Дунай, Днепр и Южный Буг. Все они имеют выход к Черному морю, а Дунай и Днепр входят в число пяти самых больших рек Европы. Кроме того судоходны на части своей протяженности и более мелкие реки.
Но, принимая во внимание все вышесказанное, потенциал украинских рек используется незначительно. В Украине речным транспортом перевозится только около 0,5% товаров. В то время как в странах ЕС этот показатель достигает 16,3% в Болгарии, 12,3% в Германии; при среднем проценте по странам ЕС в 6,7%.
Возможно, что именно интеграция в ЕС даст стимул к росту стандартов перевозок по рекам и приведет к появлению и реализации новых инфраструктурных проектов в этой сфере.
Структура речного хозяйства Украины
Общая длина судоходных рек в Украине составляет 4 400 км., а самая длинная внутренняя водная артерия – река Днепр имеет протяженность почти 1 200 км.
Речной транспорт Украины в настоящее время представлен межотраслевым государственным объединением «Укрречфлот», которое было преобразовано в акционерную судоходную компанию, которая состоит из Главного предприятия и 290 структурных единиц. Речным транспортом перевозят грузы Днепром, Дунаем, Черным и Средиземным морями с заходом в речные порты Румынии, Германии, Венгрии и Австрии.
Несмотря на относительную дешевизну перевозок по рекам, общий грузооборот по рекам существенно сократился в сравнении с началом 1990-х годов.
«Если в той же Германии речной транспорт за год перевозит 220-230 млн. тонн грузов, то в Украине – 4-6 млн. тонн. Эта цифра явно не соответствует возможностям украинских рек – в 1990 году грузопоток речного транспорта УССР превышал 60 млн. тонн. Таким образом, перед отраслью сегодня стоит очевидная задача: нужно вернуть груз на реку», – пишет директор аудиторской и консалтинговой компании «Делойт» Дмитрий Павленко.
Таким образом, существующие показатели позволяет сделать вывод, что мощности украинских речных портов загружены примерно на 8-12 раз меньше, чем в 1990 году.
«Переориентация с автомобильных перевозок на речные – процесс целесообразный. Автомобильные дороги разбиты, тарифы высокие, а на речном транспорте тарифы однозначно ниже. Такие грузы, как зерно, более выгодно возить по реке баржами. Во всем мире речное судоходство развито. В Америке река Миссисипи активно загружена, Рейн, Дунай – в Европе. Это судоходные реки, по которым активно осуществляются перевозки грузов. У нас, к сожалению, Днепр сейчас не используется. А мог бы – для зерна, для навалочных грузов, песка, цемента, – подчеркнула руководитель сектора транспортно-коммуникационной безопасности Национального института стратегических исследований Екатерина Михайличенко.
Отметим, что Украина имеет возможности, чтобы выйти на судоходные каналы Рейн-Майн-Дунай и через разветвленную систему внутренних водных путей и устьевых портов Амстердам, Роттердам, Антверпен, Констанца доставлять грузы внутренним водным транспортом практически по всей Европе. Также для Украины перспективны внутренние водные маршруты Одер-Висла-Припять-Днепр и Западная Двина-Припять-Днепр с устьевыми портами Рига-Херсон. Все перечисленные направления могут развиваться исключительно при тесном партнерстве со странами-членами ЕС и с финансовой и консультативной помощью со стороны ЕС.
Законодательное регулирование речных перевозок и евроинтеграция
На официальном сайте Министерства инфраструктуры есть раздел «евроинтеграция», где расписаны основные мероприятия, которые предпринимает ведомство для того, чтобы имплементировать европейские нормы и стандарты в отрасли речных перевозок.
Основные достижения процесса евроинтеграции в сфере речных и морских перевозок за 2015 год заключаются в частности в приближении норм украинского законодательства к европейским.
«В сферах морского и речного транспорта статьей 138 Соглашения об ассоциации и Дополнением 17 предусмотрено применение принципов неограниченного доступа к международным морским рынкам, приближению законодательства, в том числе административных, технических и других норм в сфере международного морского транспорта с соответствующими нормами, принятыми стороной ЕС, – сообщает сайт министерства Инфраструктуры Украины.
С целью выполнения положений соглашения ГАТТ/ВТО относительно открытия внутренних водных путей Украины для приема судов под флагами иностранных стран разработан проект Закона Украины «О внутреннем водном транспорте», с учетом лучших практик и законодательства ЕС.
Данный законопроект активно обсуждался на протяжении 2015 года и был принят в ноябре прошлого года. Его применение рассчитано как раз на первую половину текущего года.
Важность принятия закона и его гармонизацию с европейскими нормами в сфере тарифообразования прокомментировал Юрий Васьков, заместитель министра инфраструктуры.
По его словам «законопроект соответствует опыту европейских стран, который говорит о том, что система перевозки грузов и пассажиров по внутренним водным путям должна быть максимально простой. Поэтому, мы предусмотрели один сбор – речной, который будет зависеть от количества грузов, пассажиров и расстояния. Работу по Сборнику тарифов мы начнем раньше, но юридически он появится только после принятия закона».
В уже принятом Законе есть положение, которое закрепляет приверженность интеграции речной отрасли Украины к стандартам ЕС. В Ст. 4 Закона написано, что одной из целей государственного регулирования в сфере внутреннего водного транспорта является «обеспечение развития внутреннего водного транспорта и речных водных путей в соответствии с целями европейской интеграции Украины и приближения к европейским стандартам судоходства». В Ст. 6 также подчеркивается, что функционирование и развитие внутреннего водного транспорта будет осуществляться в согласовании с «выполнением обязательств по международным договорам Украины в отрасли судоходства, унификация законодательства с европейскими и мировыми стандартами в сфере этой».
Также в Законе неоднократно подчеркивается приверженность европейским стандартам безопасности и сертификации водных судов, а также унификация информационной службы по европейскому образцу.
Очевидно, что при выполнении заложенных в Закон положений украинские речные порты и перевозки по рекам смогут стать более успешными, т.к. упрощение процедур и повышение безопасности привлечет дополнительные инвестиции и перевозчиков из стран-членов ЕС.
Проблемы украинского речного транспорта
Несмотря на явные преимущества, которые заложены в принятом Законе нынешнее состояние речных перевозок в Украине далеко от идеального. Недостаточная развитость одного из самых дешевых и экологически чистых способов перевозки грузов связана с целым рядом проблем. В частности сдерживают развитие речных перевозок в Украине устаревшая материально-техническая база, невысокий уровень механизации перегрузочных работ, значительный физический и моральный износ речных судов, малая доля пакетированных грузов, в общем объеме.
Почти весь украинский речной транспорт имеет вспомогательный характер, и он ориентирован на крупные партии грузов (в основном строительных материалов, зерна). Таким образом, он не может конкурировать по тарифам и услугам с железнодорожным транспортом. Существуют и проблемы в логистике.
В числе тех мер, которые проводятся для повышения эффективности речного транспорта и перевозок по рекам – активные работы по дноуглублению в Днестровском лимане и работы по приведению в судоходное состояние украинского участка Дуная. Также идет разработка проектов речных перевозок на перспективных направлениях внутри страны.
Министерство инфраструктуры Украины поставило целый ряд задач. В их числе: создание новой организационно-правовой и экономической модели управления внутренним водным транспортом; развитие конкуренции на рынке речных перевозок, создаст предпосылки для образования новых субъектов ведения хозяйства разных форм собственности, которые будут осуществлять грузовые и пассажирские перевозки; повышение конкурентоспособности внутреннего водного транспорта на внутреннем и внешнем рынке транспортных услуг; повышение инвестиционной привлекательности отрасли и прочее.
Оптимизм, основанный на сотрудничестве с ЕС
Более года тому назад в феврале 2015 года на «Форуме развития инфраструктуры Украины» был представлен оптимистичный план развития речного сообщения, который предусматривает развитие главной речной артерии Украины – реки Днепр.
Согласно исследованиям навигация по Днепру возможна почти весь год в течение 275-300 дней, при средней глубине 3.65 м и оценочной пропускной инфраструктуре в 35 млн. тонн грузов в год. Потенциальная грузовая база в районе Днепра примерно в два раза выше и достигает 70 млн. тонн. На Днепре также расположено 13 специализированных грузовых терминалов и 10 речных портов.
«Если говорить о Днепре, перевозчиками являются в большинстве своем частные компании, их 99%, но объемы речных перевозок незначительны, особенно сравнительно со временами СССР. Государство должно создать условия, чтобы их было больше. Для этого нужно позволить заходить в порты судам под всеми флагами, улучшить экономическую модель, устранить технические преграды», – считает заместитель министра инфраструктуры Юрий Васьков.
Дальнейшее развитие речного транспорта в Украине приведет к ряду положительных аспектов. Во-первых, будет разгружен железнодорожный узел у Одессы (экспорт зерна). Во-вторых, речной транспорт значительно более чистый с экологической точки зрения, чем иные виды перевозок. В-третьих, развитие речного транспорта укрепит позиции Украины в международных транспортных коридорах.
Также развитие речного транспорта будет способствовать развитию торговых отношений с близлежащими странами-членами ЕС, в частности с Польшей, странами Балтии, а также северным соседом республикой Беларусь.
17 ноября 2015 года в Бресте (Беларусь) представители Министерства инфраструктуры Украины участвовали во 2-й сессии Комиссии по вопросам развития воднотранспортного соединения Е-40 на участке Днепр-Висла.
Пересекая Польшу, Беларусь и Украину, водная магистраль Е-40 соединяет порты Гданська и Херсона по рекам Висла, Западный Буг, Припять и Днепр. В настоящее время участок между Варшавой и Брестом является непригодным для судоходства. Но возобновление активной речной торговли позволит странам обмениваться 4 млн. тонн товаров в год и развивать логистические центры, из которых грузы смогут отправляться в любые уголки Европы или Азии.
Подобная перспектива является чрезвычайно важной для Украины, которая за последние два года лишилась ряда рынков сбыта.
Еврорегион Нижний Дунай и речные перевозки
Одесский регион имеет ряд преимуществ связанных с развитием торгового судоходства по рекам. В пределах Одесской области есть несколько крупных рек, по которым осуществляется судоходство. Наиболее привлекательным является участок Дуная.
Дунай связывает Украину со странами-членами ЕС в Центральной и Западной Европе, а также с Балканами.
В настоящее время идет строительство паромной переправы «Исакча-Орловка», которая может активизировать судоходство в регионе.
Первые идеи создания переправы из Украины в Румынию по Дунаю уходят корнями в конец 1990-х гг. но договорно-правовая основа сотрудничества в сфере паромных перевозок между Украиной и Румынией была заключена только в 2014 году, когда Кабинет министров Украины принял распоряжение «Об одобрении Соглашения (в форме обмена нотами) между Кабинетом министров Украины и правительством Румынии об открытии международного пункта пропуска через украинско-румынскую государственную границу для паромного, пассажирского и грузового сообщения между населенными пунктами Орловка (Украина) – Исакча (Румыния)».
Подобный транспортный коридор способен пропустить в год до 200 тысяч легковых автомобилей, 50 тысяч грузовых автомобилей и туристические автобусы. При наличии паромной переправы между Украиной и Румынией экономия по времени составляет 10-12 часов и по топливу – на 200-250 км пробега.
Летом 2015 года вопрос с переправой на Дунае обсуждали министры иностранных дел Украины и Болгарии. В настоящее время срок сдачи переправы в эксплуатацию определяется концом 2016 года.
Таким образом, Украина имеет большой и нереализованный потенциал перевозок речным транспортом. Перспективными регионами для развития речной навигации традиционно остаются две крупнейшие реки Днепр и Дунай. Развитие инфраструктуры и обновление речного флота, принятие ряда законодательных инициатив направленных на упрощение работы речных перевозчиков может стать дополнительным фактором активизации экономической активности в Украине. Исходя из перспективности развития речного сообщения в западном направлении, актуальным выглядит реализация инфраструктурных проектов в партнерстве Украины и стран-членов ЕС.