По материалам издания “Избирком“
По данным Одесского КИУ, уровень публичности Одесского городского совета измерялся более чем по 200 показателям открытости, прозрачности и подотчетности городского головы, исполнительных органов и депутатов. Сбор информации осуществлялся с помощью подачи информационных запросов, анализа контента официального сайта, а также непосредственного наблюдения за работой Одесского городского совета.
Обобщенные показатели публичности Одесского городского совета позволили определить Индекс публичности Одесского городского головы, исполнительных органов совета и его депутатов.
По результатам измерения индекса публичности в 2016 году рейтинг Одессы составил 49%, что характеризует уровень публичности города как низкий.
Начиная с 2013 года, ежегодные измерения индекса демонстрировали постепенные повышения рейтинга, и по результатам 2015 года город был близок к переходу на более высокий уровень публичности, повышая свои показатели, в основном, за счет обнародования документов и информации, касающейся городского головы, городского совета и его исполнительных органов.
Впрочем, с 2016 года вступили в силу изменения в законодательство по обеспечению открытости и прозрачности, которые распространяются, в том числе, и на органы местного самоуправления. Эти изменения, за редкими случаями, не были оперативно внедрены в работу одесского муниципалитета в течение года, несмотря на длительный подготовительный период.
Кроме того, в течение трех предыдущих лет измерения индекса, в Одессе практически не менялась степень вовлеченности граждан всеми субъектами к выработке местной политики, не происходило в течение предыдущего года и существенных изменений в обнародовании информации по распоряжению коммунальными ресурсами, а также в обеспечении подотчетности обществу всех субъектов.
Именно отсутствие весомых наработок в значительном количестве показателей публичности, а также нереализованные на местном уровне нововведения привели к существенному снижению общего показателя публичности города — на 8%.
Публичность городского головы по результатам измерения индекса в 2016 году составляет 48%. Несмотря на то, что прошел всего год после выборов, для городского головы это уже вторая каденция, поэтому полноценное сравнение с прошлогодними показателями публичности возможно.
Самые высокие показатели публичности городской голова по-прежнему демонстрирует в обеспечении прозрачности, в основном, за счет обнародования документов и информации, вроде долгосрочной Стратегии развития города, программы социально-экономического развития и городских целевых программ, распоряжений городского головы. В то же время, даже по этому параметру, есть информация, которая до сих пор остается недоступной. В частности, не обнародована информация о семейном положении городского головы и партийной принадлежности, о штатных и внештатных помощниках и советниках, служебные номера средств связи, а также электронная почта городского головы.
Не изменился и подход к взаимодействию со СМИ: большинство анонсов об участии городского головы в публичных мероприятиях доступны только для избранных СМИ, а короткие общедоступные брифинги проводятся, как правило, только после сессий и заседаний исполнительного комитета. Существенных изменений не произошло и в направлении информирования о реализации кадровой политики.
В направлении работы с нововведениями, в городе начали использовать систему электронных закупок PROZZORO, но система электронных петиций так и не была введена, хотя и было принято соответствующее положение.
Не проводилась и систематическая работа по повышению уровня открытости к привлечению граждан. Так и не упростили процедуру личного приема мэра, хотя и было увеличено время, которое на него отводится, а также начали проводить выездные приемы в районных администрациях города. В текущем году по инициативе городского головы провели лишь одни общественные слушания, а консультации вообще не проводились.
На снижение уровня публичности городского головы существенно повлияли показатели подотчетности: городской голова не информировал общество о состоянии выполнения программы социально-экономического и культурного развития, не отчитывался перед советом об осуществлении государственной регуляторной политики и о работе исполнительных органов. Отчет о деятельности за год перед обществом был проведен, но по-прежнему только для приглашенных и без возможности задавать вопросы городскому голове.
Начал наполняться информацией Единый портал использования публичных средств, однако до сих пор распорядители бюджетных средств не обнародуют все свои транзакции, заключенные договоры и сопроводительную информацию.
Уровень публичности исполнительных органов по результатам измерения индекса в 2016 году является низким и составляет 54%.
В прошлом году уровень публичности исполнительных органов Одесского городского совета был удовлетворительным и составил 69%. По большинству показателей прозрачности информации и документов исполнительные органы Одесского городского совета демонстрируют высокий уровень публичности. На сайте совета доступно большинство информации, касающейся исполнительных органов, их руководителей и исполнительного комитета.
Как и в прошлом году, доступ к решениям и проектам решений исполнительного комитета обеспечен, обнародование происходит преимущественно с соблюдением сроков, но распространены случаи несвоевременных сообщений о заседании исполнительного комитета с ориентировочной повесткой дня. Выполняются процедуры обнародования проектов регуляторных актов, а уже утвержденные доступны в специальном разделе на официальном сайте совета. Также обеспечен доступ к стратегическим документам совета. Обнародована на сайте и сводная информация о тарифах на коммунальные и об услугах, которые предоставляются коммунальными предприятиями, однако без указания стоимости таких услуг.
Вообще отсутствует информация о муниципальных льготах. На сайте совета не обнародован перечень заключенных договоров. Удовлетворительный уровень публичности продемонстрирован в обеспечении доступности административных услуг.
Впрочем, традиционно непубличными являются исполнительные органы по показателям открытости к привлечению граждан, несмотря на формальное наличие процедур в Уставе и проведение общественных слушаний. Также отсутствует практика обнародования протоколов заседания градостроительного совета. Непубличными исполнительные органы совета остаются в обеспечении доступа к информации о коммунальном имуществе и земельным ресурсам муниципалитета, которая с текущего года должна публиковаться еще и в формате открытых данных. Так, создан градостроительный кадастр и соответствующая служба городского уровня, однако отсутствует информация о свободных земельных участках, о таких, которые доступны к застройке, об объектах коммунальной собственности и о таких, которые переданы в аренду.
Вообще недоступна финансовая отчетность коммунальных предприятий, и информация об их долговых обязательствах, а также об операторах наружной рекламы, которым предоставлено разрешение на ее распространение.
Информация о маршрутах общественного транспорта, перечень коммунальных предприятий и комплексные схемы размещения временных сооружений для ведения предпринимательской деятельности обнародованы в форматах, недоступных для автоматической обработки. Только перечень перевозчиков доступен в формате открытых данных. Отдельного собственного раздела или портала для публикации открытых данных не создано. Также непубличными исполнительные органы являются в вопросах информирования о расходах бюджетных средств на содержание исполнительных органов, обнародования отчетов о ходе отчуждения коммунального имущества и обнародованы финансовой отчетности коммунальных предприятий.
Изменение состава депутатского корпуса не повлияло на уровень его публичности.
Депутаты совета, как и в прошлом году, продемонстрировали низкий уровень публичности, оставшись на отметке в 45%. Высокий уровень публичности обеспечен в информировании о структуре представительного органа и об организации его работы. В то же время, непубличной остается информация о самих депутатах: не обнародована контактная информация и графики приема 12 из 64 депутатов совета, фотографии 14 депутатов, биографические сведения 13 депутатов. Не обнародована информация о правах и обязанностях депутатов.
В текущем созыве, как и раньше, низким является уровень публичности пленарных заседаний совета. Систематически проекты решений, которые выносятся на сессии, не в полном объеме публикуются с соблюдением десятидневного срока, распространенной стала практика внесения на рассмотрение совета проектов решения без предварительного обнародования с голоса во время заседания. Заседания постоянных комиссий не всегда предварительно анонсируются, несмотря на наличие электронной системы голосования, сводная информация о посещении пленарных заседаний депутатами не обнародуется. В текущем созыве была продолжена практика онлайн видео-трансляций сессионных заседаний, и доступными стали записи пленарных заседаний, которые размещаются на YouTube канале совета.
Удовлетворительным является уровень публичности в обнародовании решений совета, но существенным недостатком является обнародование со значительными нарушениями сроков решений по земельным вопросам и протоколов заседаний постоянных депутатских комиссий.
Наконец, традиционно низкий уровень публичности депутаты продемонстрировали по критериям открытости к взаимодействию с гражданами и собственной подотчетности избирателям: по состоянию на начало декабря имеющиеся отчеты только 6 из 64 депутатов совета.
Исходя из нынешних результатов измерения индекса публичности, значительно улучшить показатели публичности одесского муниципалитета способна активная работа всех субъектов: городского головы, исполнительных органов и депутатского корпуса по взаимодействию с обществом, а также в направлении обеспечения собственной подотчетности. Кроме того, первоочередными стратегическими задачами для исполнительных органов должны стать вопросы перехода на работу по обнародованию информации в открытых форматах, в том числе, всей информации о коммунальных ресурсах.
Измерение индекса публичности Одесского городского совета осуществлялось Одесской областной организацией ВОО «Комитет избирателей Украины» в рамках сравнительного исследования, которое уже четвертый год подряд осуществляется независимыми экспертами Сети партнеров по измерению индекса публичности органов местного самоуправления, инициированного Львовской командой Гражданской сети ОПОРА. Объектом мониторинга уже традиционно стали муниципалитеты всех областных центров Украины (кроме Донецка и Луганска).
Презентация ТУТ.
Подробный отчет ТУТ.