Виктор Берестенко: реформирование одесской таможни тормозится сверху

Одесский кризисный медиа-центр

Заместитель генерального директора Всеукраинской ассоциации экспедиторов Украины Виктор Берестенко рассказал о ходе реформирования Одесской таможни: грузы по-прежнему уходят в другие регионы, стоимость высокая, старые кадры не уволены. Но есть и ряд положительных моментов.

По словам общественника, со времен Майдана на таможне проходила, по большей степени, имитация реформ. Вместе с тем с назначением Юлии Марушевской на пост главы Одесской таможни был анонсирован курс на реформы и системные изменения.

 

Но не все структурные подразделения может назначать начальник таможни, большинство ключевых постов закреплено за руководителем фискальной службы, которую сейчас возглавляет Насиров. Вторым негативным моментом, по мнению Виктора Берестенко, является то, что на большинство сотрудников таможни есть компромат у представителей правоохранительных органов, они могут влиять на них для лоббирования своих бизнес-интересов.

– Мы сейчас находимся в состоянии вакуума, никто не знает, как будет работать Одесская таможня в будущем, никаких системных изменений, которые могли бы привести к системному упрощению таможни, пока нет, потому что многое зависит от центральных органов исполнительной власти, – заметил общественник.

Виктор Берестенко сообщил, что планируется введение новой зоны таможенного оформления, что значительно упростит процедуру оформления грузов, минимизирует человеческий фактор, компьютеризирует работу. Но возникает вопрос: как это воплотить в отдельно взятой Одесской таможне:

– По моей информации, центральные ведомства делают все, чтобы оттянуть реформы либо заложить какую-то норму, которая будет препятствовать в реализации данного проекта. Есть препятствование со стороны Насирова. У меня есть информация о ценах оформления грузов на разных таможнях. К сожалению, как было и раньше, стоимость оформления грузов в Одессе выше, начиная от 10%, заканчивая в 2-3 раза. Грузы по-прежнему уходят в другие регионы, – подчеркнул общественник.

 

Но есть уже и положительные моменты: подписание двух Меморандумов, которые минимизируют вмешательство правоохранительных органов и упрощают процедуру оформления грузов из 30 стран мира.

– Юлия Марушевская пытается переломить этот стереотип внутри системы, когда каждый инспектор смотрит на руководителя и ждет ответа: как оформить груз, сколько взять платежей, брать взятки или нет. Сейчас просто говорят инспекторам: оформляйте груз по Таможенному кодексу, если есть нарушения, фиксируйте, составляйте протоколы. Никаких задач по сбору и другим манипуляциям не ставится. Также ведет контроль по времени оформления грузов, – подчеркнул Виктор Берестенко.

По мнению, общественника, всем надо подключиться, чтобы реформа таможни таки состоялась.