Итоги анализа нормативно-правовых актов органов местной власти Одессы

 

Доступ к публичной информации, свободный доступ к помещениям органов власти, подотчётность депутатов и городских голов, доступ к проектам решений и участие в общественных слушаниях, доступ к заседаниям совета – одни из основополагающих политических прав граждан Украины.


Анализ нормативно-правовых актов местной власти на соответствие новым  поправкам к законодательству, проводимый совместно Институтом Политической Информации (Одесса) и Центром политических студий и аналитики (ЦПСА, Киев)  выявил множество несоответствий положений регламентов Одесского городского и областного советов. В своих действиях органы власти нередко ссылаются на положения общего закона, в то время как определённые пробелы права должны быть заполнены соответствующими решениями, программами и регламентами местной власти. Вот одни из них:

 

<!–[if !supportLists]–>1.                     <!–[endif]–>В Регламентах Одесского городского и областного советов отсутствует порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, который регулируется ч. 1 ст. 35 Закона Украины «О предотвращении коррупции», а также ч. 1 ст. 59/1 Закона Украины «О местном самоуправлении». Он гласит о том, что правила урегулирования конфликта интересов в деятельности Президента Украины, народных депутатов Украины, членов Кабинета Министров Украины, руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины, судей Конституционного Суда Украины и судей судов общей юрисдикции, председателей, заместителей председателей областных и районных советов, городских, сельских, поселковых председателей, секретарей городских, сельских, поселковых советов, депутатов местных советов определяются законами, регулирующими статус соответствующих лиц и основы организации соответствующих органов.

 

<!–[if !supportLists]–>2.                     <!–[endif]–>В Регламентах не определена постоянная депутатская комиссия, которая контролирует вопросы конфликта интересов в соответствии с ч. 1 ст. 35 Закона Украины «О предотвращении коррупции», ч. 2 ст. 59/1 Закона Украины «О местном самоуправлении».  Положения статьи свидетельствуют об осуществлении контроля над соблюдением требований части первой статьи, предоставление указанным в ней лицам консультаций и разъяснений по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обращение с имуществом, неправомерной выгодой и подарками, возлагается на постоянную комиссию, определенную соответствующим советом.

 

<!–[if !supportLists]–>3.                     <!–[endif]–>Доступ граждан на пленарные заседания городского совета, а также на заседания исполнительного комитета городского совета / президиума (коллегии) областного совета регулируется п.4 ч.1 ст.3 ЗУ «О доступе к публичной информации»; а также  ч. 16.ст. 46 ЗУ «О местном самоуправлении». Право на доступ к публичной информации гарантируется доступ к заседаниям коллегиальных субъектов властных полномочий, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Этому положению полностью соответствуют нормы регламента Одесского областного совета, а также Одесского городского совета.

 

<!–[if !supportLists]–>4.                     <!–[endif]–>Обнародование решений сессии совета, как и исполнительного комитета соответствует ч.2 ст.15 ЗУ «О доступе к публичной информации». Здесь идёт речь о том, что информация, предусмотренная частью первой настоящей статьи, подлежит обязательному обнародованию безотлагательно, но не позднее пяти рабочих дней со дня утверждения документа. В случае наличия у распорядителя информации официального сайта такая информация публикуется на сайте с указанием даты публикации документа и даты обновления информации.


         Ч.5 ст.59 ЗУ «О местном самоуправлении в Украине» говорит об актах органов и должностных лиц местного самоуправления нормативно-правового характера, которые вступают в силу со дня их официального обнародования, если органом или должностным лицом не установлен более поздний срок введения этих актов в действие.

 

Эти нормы содержит Регламент Одесского областного совета. Регламент Одесского городского совета частично соответствует законодательству:  обнародование решений сессий совета не подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте совета, в отличие от решений исполнительного комитета.

 

 

<!–[if !supportLists]–>5.                     <!–[endif]–>Обнародование протоколов, заключений и рекомендаций постоянных депутатских комиссий совета соответствуют ч.10 ст.47 ЗУ «О местном самоуправлении в Украине». По закону, выводы и рекомендации постоянной комиссии, протоколы ее заседаний открыты и обнародуются и предоставляются по запросу в соответствии с Законом Украины «О доступе к публичной информации». Нормы полностью соответствуют Регламенту Одесского областного совета.

 

<!–[if !supportLists]–>6.                     <!–[endif]–>Обнародование проектов решений местного совета за 20 рабочих дней согласно ч.3 ст.15 ЗУ «О доступе к публичной информации». Проекты нормативно-правовых актов, решений органов местного самоуправления, разработанные соответствующими распорядителями, обнародуются ими не позднее, чем за 20 рабочих дней до даты их рассмотрения с целью принятия. К счастью, и эта норма содержится в Регламенте Одесского областного совета.

 

<!–[if !supportLists]–>7.                     <!–[endif]–>Доступный механизм инициирования общественных слушаний находится в ст. 13 Закона Украины «О местном самоуправлении Украины», где порядок организации общественных слушаний определяется уставом территориальной общины. Порядок инициирования проведения общественных слушаний и количество подписей должно не превышать цифру указанную ниже (исходя из количества жителей общины): 1000000 и> членов территориальной общины – 150 подписей

        500000-1000000 – 100 подписей

       100000-500000 – 50 подписей

       10000-100000 – 25 подписей

       10000 и меньше – 15 подписей.


         Этой норме полностью соответствует норма Статута территориальной громады г. Одессы.

 

<!–[if !supportLists]–>8.                     <!–[endif]–>Доступный механизм местной инициативы содержится в ст. 9 Закона Украины «О местном самоуправлении Украины». Члены территориальной общины имеют право инициировать рассмотрение в совете (в порядке местной инициативы) любого вопроса, отнесенного к ведению местного самоуправления. Порядок внесения местной инициативы на рассмотрение совета определяется представительным органом местного самоуправления или уставом территориальной общины. Доступный механизм местной инициативы содержится также в Статуте территориальной громады г. Одессы.

 

<!–[if !supportLists]–>9.                     <!–[endif]–>В Регламентах не определен порядок отчётности депутатов городского совета перед членами территориальной общины согласно ч.1,3,4, 8 ст.16 ЗУ «О статусе депутатов местных советов». По закону: 1. Депутат местного совета периодически, но не реже одного раза в год, обязан отчитываться в своей работе перед избирателями соответствующего избирательного округа, а также объединениями граждан. Совет определяет ориентировочные сроки проведения отчетов депутатов местного совета перед избирателями. 3. Отчет депутата местного совета может быть проведен в любое время по требованию собрания избирателей по месту жительства, трудовой деятельности или учебы, а также органов самоорганизации населения. 4. Депутат местного совета не позднее, чем за семь дней оповещает избирателей о времени и месте проведения отчета через местные средства массовой информации или иным способом. 5. Отчеты и встречи депутатов местного совета с избирателями освещаются средствами массовой информации.

 

<!–[if !supportLists]–>10.                <!–[endif]–>Не указан в Регламентах также порядок отчетности городского головы перед членами территориальной общины по ч.7 ст.42 «О местном самоуправлении в Украине», где сельский, поселковый, городской голова не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед территориальной общиной на открытой встрече с гражданами.

 

<!–[if !supportLists]–>11.                <!–[endif]–>Не приведены в соответствие с изменениями в действующем законодательстве пункты регламента советов об освобождении председателя совета от должности, что не соответствует ч. 4 ст. 55 ЗУ «О местном самоуправлении в Украине». Статья гласит: «В своей деятельности председатель совета подотчетен совету и может быть освобожден от должности советом путем тайного голосования. Вопрос об освобождении председателя совета может быть внесен на рассмотрение совета по требованию не менее трети депутатов от общего состава совета».

 

По итогам мониторинга законодательства, правовая база Одесского городского совета соответствует национальному на 23%, Одесского областного совета – на 16%.


Задачей мониторинга был анализ нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, а также оценка уровня их соответствия действующему законодательству Украины, в частности, в сфере противодействия коррупции и усиления общественного контроля за органами местного самоуправления.


Мониторинг и оценка нормативно-правовых актов органов местного самоуправления базировалось на принципах объективности, системности, логичности, структурированности и публичности.


Учитывая тот факт, что Украина выбрала европейский путь развития, остро стоит вопрос повышения уровня публичности, прозрачности и подотчетности органов местной власти. Это непосредственно влияет на качество предоставления услуг, привлечение населения к политическому процессу и внедрение политики, направленной на реализацию законных прав и интересов граждан. В свою очередь, это может поспособствовать формированию доверия и уважения к институтам власти.

 

 

Ксения Селина