В этом году на Одессу обрушилось целое цунами туристов. Лишь по предварительным данным департамента туризма городской администрации, летом в Южную Пальмиру приехало около 5 миллиона человек. Информер.od.ua решил не зазнаваться, поэтому собрал истории туристов, чтобы понять, над чем стоит работать.
Мы начинаем публикацию материалов об опыте разных туристов. Для серии публикаций мы пообщались с людьми, посетившими Одессу в этом году. Некоторые сталкивались с однотипными проблемами, у других они были уникальны. Хотя, конечно, были и те, чей отпуск гладко прошел по волнам Черного моря. Из этого делаем вывод, что проблемы, о которых пойдет речь, не являются для одесситов правилом. Хотя это не означает, что их не нужно решать.
Итак, первая история случилась с автором статьи.
Плющ на окнах за 400 гривен
– Нас было трое, решили отдохнуть в начале августа. Предварительно договорились про квартиру. Нашли приемлемый вариант – 350 гривен, без роскоши, но с нормальными условиями. С нас требовали предоплату, но мы отказались – знали немало историй, как риелтор и хозяин испаряются после получения денег. Риелтору это не понравилось, но мы договорись, что, сев в поезд, мы ей позвоним, чтобы она была уверена, что мы ее не обманули. Мы так и сделали, но в 10 часов ночи она перезвонила и сказала, что прямо сейчас в квартиру заселяются другие люди за 400 гривен. Но если мы заплатим ту же сумму, они уступят квартиру нам. Мы, мягко говоря, были в шоке. Решили стоять на позиции, что квартиру обещали нам и за 350 гривен. Все это смахивало на развод. Да и даже если новые постояльцы были реальны, нас возмущало, что риелтор и хозяйка не придерживаются договоренностей.
Приехав на место, мы действительно встретили других жильцов. Они убирали за собой и собирали вещи. Зайдя в квартиру, мы были поражены: темная, грязная и вонючая. В обычных квартирах через окно видны двор или улицы, но в этой – лишь плющ на окнах. Туалет с дырочками в полу для душа оказался размера с лифт в советской многоэтажке. Мы были удивлены, что за это помещение хотели взять больше денег, было непонятно, зачем фотошопить фотографии и дезинформировать клиентов. Мы решили, что не будем здесь селиться. Люди, которых хотели взять на наше место, сказали, что тоже не собираются там оставаться – условия им не подходят, они остались там на ночь за неимением другого варианта. Мы покинули это место, но хозяйка и риелтор обвинили нас в том, что потеряли других жильцов.
Одесские (не) шарлатаны
В поисках нового жилья мы отправились на вокзал. Там риелторы накинулись на нас, как голодные волки на овец. Нас расстроило, что они не носят с собой фотографии квартир и домов – мотаться по всему городу очень утомительно. Мы посмотрели несколько вариантов, но ничего не подошло. Собрались ехать на смотрины следующего жилья, но риелтор отказался везти нас без вещей. Пришлось взять их и надеяться, что жилье окажется нормальным. Из всего, что мы видели, оно оказалось лучшим. Чистая комната в своем доме с отдельным входом. Она на втором этаже, куда ведут крутые ступеньки – ничего, подумали мы, будет тренировка. Туалет на улице – не страшно, нормальный туалет, а не дыра в земле. Летний душ – не беда, в Одессе жарко. От 13-й станции фонтана, где расположен дом, до центра ехать около часа (вместо обещанных 20 минут) – зато море близко, и пляж не чересчур заполненный. В общем, мы решили осесть. Но тут оказалось, что мы можем заселиться только в 5 вечера (было 12 часов дня), потому что предыдущие постояльцы еще не выехали. Риелтор просто не сказал нам об этом. Нам разрешили оставить вещи в доме и (спасибо хоть за это) сходить в душ.
Это была не единственная особенность этого жилья. Выяснилось, что хозяин берет отдельную плату за Wi Fi – 10 гривен за день. Не то, чтобы это много, но оскорбительным было отношение. Лишь однажды приходилось платить отдельно за интернет, это было в отеле, как ни странно, тоже в Одессе. Еще постояльцы должны были сами покупать средство для мытья посуды, туалетную бумагу и выкидывать оттуда мусор. Опять же, не дорого и не сложно, но странно встретить такой «сервис». До аннексии приходилось отдыхать в Крыму, где сервис был на низком уровне, но то, что встретили в этом доме, оказалось еще ниже. Было даже обидно, что одесситы, получив больше туристов, не работает над тем, чтобы этим туристам захотелось вернуться. Доходило до абсурдного. В нашей комнате был кондиционер-дуйчик, но мы не могли разобраться, как его включить. Спросили у хозяина, и оказалось, что за него тоже нужно отдельно платить.
– Это очень по-одесски, – ответили мы. – Спасибо, тогда не надо нам кондиционера.
– Зря ты так, – ответил хозяин, прикручивая ручки к кондиционеру. После он часто говорил нам, что в Одессе живут не только шарлатаны.
Простые хитрости: пакет может сэкономить ваши деньги
Смирившись с правилами в доме, мы решили не отчаиваться. Главное – это море. Но и там было легкое разочарование: пляж очень грязный. Повсюду валяются окурки, целлофановые пакеты, упаковки от чипсов. Конечно, многое зависит от отдыхающих, непонятно, как можно уйти с пляжа, не убрав за собой. Но также непонятно, что делают коммунальные службы. За весь отдых побывали еще на пляже в центре, там ситуация еще хуже, поскольку людей приходит больше.
Дальше были проблемы с такси. Как-то мы гуляли до поздней ночи и вызвали такси на Ланжерон. Диспетчер сказала, что оно будет стоить 90 гривен (в результате заплатили больше 100 гривен). Мы очень удивились, по подсчетам выходило, что километр стоит 9-10 гривен. Водитель сказал, что до 1 сентября их тарифы увеличены на 15%, и заезд в пляжную зону (мы вызвали машину на парковку Ланжерона, да и по всей береговой линии есть асфальтированная дорога, где несложно проехать) стоит 10 гривен. Дальше мы вызывали другое такси, что стоило нам всего 60 гривен. Хотя заказать такси из центра было большой проблемой – во всех службах, куда мы звонили, не было машин. При чем как днем, так и ночью.
Перед поездкой нас пугали высокими ценами в кафе. На еду они нам показались приемлимыми, но в одном из баров за зарядку телефона с нас хотели взять 5 гривен. И снова: этих денег не жалко, но неприятно. Нигде до этого мы не встречали услуги «платная зарядка телефона». Неоправданные условия и в камере хранения на Одесском вокзале – только счет здесь идет уже не на 5 гривен. Хранение одной сумки стоит 24 гривны, независимо от размера. Берут даже за маленькие детские рюкзаки и пляжные зонтики. В результате, люди часто платят 100-200 гривен. Но если положить вещи в большой пакет, то это будет стоить 24 гривны. Например, в Киеве действует подобная система, но там есть еще и автоматические камеры хранения, куда за 22 гривны влезает много сумок. Одесса такого не предлагает. Здесь мы упаковали все рюкзаки в большие пакеты, потом отдали их другим людям. Очень хотелось устроить флешмоб, и раздать пакеты каждому стоящему в очереди.
В целом Одесса нам понравилась. Архитектурно она прекрасна, море также чудесное. Но нам категорически не понравилось отношение к туристам. Имея такой туристический потенциал, растрачивать его – просто преступление. Туристы не будут ездить в Одессу постоянно, если им предлагать только красоты города. Особенно те, кто не может себе позволить дорогие отели с качественным сервисом. Поэтому у Одессы нет другого выхода, как улучшать качество услуг.
Виктория Топол