Одесский порт возник даже раньше, чем город. Именно благодаря морю и порту небольшое поселение на берегу Черного моря стало крупным морским хабом. В настоящее время одесский порт является одним из крупнейших в Украине, входя в тройку портов Большой Одессы (Южный, Одесса, Черноморск в порядке расположения с севера на юг).
С начала 1990-х годов в одесский порт приходят иностранные инвестиции. Постепенно государственные стивидоры уступают место частным, которые инвестируют в развитие портовой инфраструктуры и строительство новых комплексов для складирования зерна, масличных, контейнеров и проч. Значительное место занимают инвестиции из стран ЕС.
История инвестиций с 1991 года
История прихода иностранных (европейских) инвестиций в одесский порт уходит в первые годы независимости Украины. Тогда ещё не существовало понятия евроинтеграция, но европейский бизнес уже начинал осваивать украинский рынок и порты были тем местом, куда потекли первые инвестиции.
За более чем 25 лет работы в одесском порту общая сумма инвестиций составила порядка 500 млн. долл. В отсутствии законодательства, которое позволяло бы отдавать порты в концессию или осуществлять приватизацию были найдены адекватные законодательству формы сотрудничества, которые более или менее удовлетворяли все заинтересованные стороны.
«Руководители предприятия находили правовые формы, которые давали возможность европейским компаниям управлять отдельными активами порта, образовывать стивидорные компании и заниматься перевалочной портовой деятельностью. Таким образом, образовалось порядка 13 стивидорных компаний, которые уже на протяжении десятилетий ведут свою работу в Одесском морском порту. За это время удалось реализовать несколько серьезных инфраструктурных проектов, вложить частные средства и дать серьезный толчок для развития производственных фондов и мощностей. Это тянет за собой и увеличение налоговых отчислений, и увеличение рабочих мест, и прежде всего сохранение грузовой базы», – говорит Руслан Сахаутдинов, первый заместитель начальника администрации Одесского морского порта в 2016 году.
Среди крупных европейских игроков, которые инвестировали в портовую индустрию одесского порта стоит отметить следующие проекты:
- Компания «Альфред С. Топфер» (с 2014 г. изменила название на «ADM Украина»), мировой зерновой трейдер, реализовала свой инвестиционный проект на базе предприятия «Укрэлеваторпром». Тогда был построен причал № 29, сейчас № 43. В тылу причала вырос современный элеватор мощностью 213 000 тонн с высокой производительностью, до 15 000 тонн в сутки.
- Ещё один проект был реализован совместно с компанией CHS. Эта компания совместно с украинским инвестором построили зерновой терминал в тылу причала № 3.
Европейские кредиты на развитие портовой инфраструктуры
Часть инфраструктурных проектов в одесском порту реализуется с привлечением средств европейского банка реконструкции и развития. В частности на территории порта реализуется важный проект «Карантинный мол». Большего по объемам инфраструктурного проекта пока в Украине не было. По параметрам проекта он подразумевает намывка 19,3 га территории, постройку соответствующей инфраструктуры, которая позволит функционировать на его базе специализированному контейнерному терминалу, создание причальной линии в 650 метров, Ланжероновской гавани, южного берегового укрепления и волнолома. Реализация всего проекта оценивается в 640 млн. долл.
Проект связан с целым рядом сложностей, но 17 июля 2014 года были получены положительные заключения Государственной строительной экспертизы. С тех пор государство получает отдачу от уже построенных мощностей. В 2017 году было принято решении о завершении проекта «Карантинный мол».
«Мы, наконец, подошли к четким и понятным действиям по окончанию строительства на Карантинном молу. Это стало возможным, в том числе благодаря договоренностям АМПУ о привлечении финансирования со стороны немецкого правительства. Реализация проекта должна обеспечить увеличение мощностей переработки контейнеров на 600 тыс. TEU в год, а это – дополнительные рабочие места и дополнительные поступления в государственный бюджет страны», отметил и. о. председателя ГП «АМПУ» Райвис Вецкаганс.
Привлекает кредитные средства ЕБРР и крупный частный стивидор – компания «Бруклин-Киев», которая оперирует в порту с начала 1990-х годов. В этом случае инвестиции пошли на создание крупного элеватора объемом 244 000 тонн.
«Это одна из старейших компаний, которая имеет двухсотлетнюю положительную историю. Мы очень рады, что нашему партнеру, компании «Бруклин-Киев» удалось найти возможность для сотрудничества с такой важной европейской компанией. Мы благодарны учредителям компании, что они в такое нелегкое время смогли привлечь инвестора. Компания «Бруклин-Киев» показала себя на высоте в такое сложное время, когда стабильность только на горизонте и принятие решений дается нелегко», – говорит Руслан Сахаутдинов.
В 2015 году компания отстаивала свое право на земельный участок в суде. И только в 2017 году смогла снести мешающие строительству комплекса пустующие здания на территории порта.
«Исторический момент – демонтаж «голубого здания» в Одесском морском порту, которое стояло преградой инвестиционному проекту стоимостью более 100 млн. долл. Несколько лет бюрократической волокиты мешали развитию и завершению реализации инвестиционного проекта компаний «Бруклин-Киев» и Louis Dreyfus. При финансовой поддержке Европейского банка реконструкции и развития в объеме 60 млн. долл. проект позволит иметь терминал пропускной способностью до 4,5 млн. тонн. А это новые рабочие места и развитие порта», – подчеркнул министр инфраструктуры Владимир Омелян.
Перспективы развития город-порт
В настоящее время Одесский порт обеспечивает до пяти тысяч рабочих мест и генерирует до 1,5 млрд. грн. налоговых отчислений в бюджеты разных уровней.
По мнению Юрия Мельника, специалиста по планированию, все предприятия, так или иначе связанные с морехозяйственным комплексом, обеспечивают в Одессе до 30 тыс. рабочих мест и 1 млрд. грн. налоговых поступлений только в городской бюджет. Таким образом, значение порта в экономической и социальной жизни города весьма велико.
Очевидно, что увеличение европейских инвестиций в портовую отрасль, и одесский порт в частности, позволит развиваться городу, получая необходимые налоговые поступления от функционирования отрасли. При этом важным является имплементация законодательного корпуса и обеспечения защищенности иностранных инвестиций.
«Одним из альтернативных механизмов увеличения объема инвестиций в портовую отрасль являются тесные коммуникации с международными компаниями, инвесторами и операторами. В течение этого года АМПУ активно развивает международное партнерство, в том числе путем заключения меморандумов о сотрудничестве с крупнейшими компаниями и организациями мирового уровня, в которых декларируются намерения Администрации морских портов Украины по развитию стратегических объектов в портах, а инвесторов – по развитию наземной инфраструктуры и обеспечение ее соответствующим грузопотоком», – подчеркивает Владимир Шемаев, Начальник отдела стратегического планирования и развития ГП «АМПУ».
Согласно перспективным развития портовой отрасли на период до 2038 года объем грузооборота может вырасти от 0,5% до 7% ежегодно. Это может привести к общему росту грузооборота с имеющихся 132 млн. тонн до 150 млн. тонн (пессимистический сценарий) или до 596 млн. тонн (оптимистический сценарий).
Необходимость привлечения частных инвестиций и развитие формы государственно-частного партнерства является и отражением реальной ситуации в отрасли: если в 2012 году на долю государственных стивидорных компаний приходилось 39% перевалки грузов, то в 2016 году этот показатель составляет всего 29%, то есть частные операторы переваливают 71% всех грузов украинских портов. И сохраняется тенденция к увеличению процента участия частных стивидоров в общем объеме перевалки грузов в украинских портах.