Атомная энергетика Украины: перспективы развития отрасли в условиях евроинтеграции

 

Электроэнергетический комплекс Украины – это основа функционирования и развития национальной экономики, обеспечения нормальных условий жизни людей, поэтому развитие этой отрасли жизненно важно для государства.

 

 Согласно «Энергетической стратегии на период до 2030 года» в Украине предусмотрено добиться «снижения показателей удельного потребления энергии промышленными предприятиями и в быту, кардинально уменьшению объема потребления газа, использование электроэнергии для отопления жилья, развития атомной энергетики, в частности по увеличению срока работы действующих энергоблоков, евроинтеграции, законодательному обеспечению развития ТЭК».

 

 В настоящий момент в Украине, функционируют четыре атомных электрических станций с 15 энергоблоками, которые вырабатывают до 50% всей электроэнергии Украины. Запорожская АЭС, с шестью энергоблоками общей мощностью 6000 МВт, является крупнейшей в Европе.

 

 

Читайте также на «Информер»: Манипуляции в медиа-пространстве vs территориальная целостность Украины   

 

 

По словам исполнительного директора НАЭК Энергоатом Наталии Шумковой украинские атомные электростанции полностью обеспечены ядерным топливом для прохождения осенне-зимнего периода 2014-2015 годов.

  

 

Если говорить о том, обеспечены ли на сегодня атомные станции топливом и могут ли они работать на полную мощность, по крайней мере, в этот сложный период осенне-зимнего максимума 2014-2015 годов, ответ однозначный: «Да», – отметила чиновник ведомства.

 

Вектор европейской интеграции требует от украинской стороны приведения, как законодательства, так и технологического процесса в сфере атомной энергетике к европейским стандартам. Поэтому мы постараемся сосредоточиться на обзоре формирования политики в сфере атомной энергетики в ЕС, общих требований ЕС по отношению к атомной энергетике Украины и перспективах дальнейшего развития отрасли исходя из сложившихся экономических, политических условий.

 

Энергетическая политика в странах ЕС.

 

Анализ развития энергетического сектора Евросоюза свидетельствует о весьма высоком уровне зависимости энергетического сектора от импорта энергоносителей. Вхождение в ЕС стран-кандидатов существенно повысит уровень импортной зависимости. По экспертным оценкам, общая зависимость ЕС от ввоза энергоносителей к 2030 г. может вырасти до 70%.

 

Формирование единой энергетической политики в рамках ЕС было начато в 1970-х годах, когда было решено выработать единую систему, которая бы охватывала все сектора энергетической отрасли. К тому времени скоординированная политика осуществлялась только в сфере угольной и ядерной энергетике и не распространялась на другие секторы ТЭК.

 

Поводом к формированию единой энергетической политики стал нефтяной кризис 1973-1974 гг., который рельефно показал уязвимость энергетики стран ЕС, которая была обусловлена высоким уровнем зависимости от импорта энергоносителей из-за рубежа. Стоит отметить, что полностью единой политики в сфере энергетики не выработано до сих пор, и каждая из стран членов ЕС имеет ряд особенной в этой сфере, но принципы заложены общие, на них мы и остановимся.

 

Что касается непосредственно политики в сфере ядерной энергетики, то сейчас в ЕС не существует совместной политики развития ядерной энергетики, каждая страна, член Европейского Союза самостоятельно определяет необходимость и масштабы ее развития.

 

Читайте также на «Информер»: Достучаться до небЕС или как поменялось мировозрение одесситов за последние месяцы  

 

В целом доля АЭС достигает трети в производстве электроэнергии в ЕС, при этом существенно колеблясь от страны к стране. Безусловным лидером отрасли является Франция, где до ¾ всей электроэнергии вырабатываются на атомных электростанциях.

 

По мнению ряда экспертов ЕС, доля АЭС в производстве электроэнергии в краткосрочной перспективе не претерпит значительных изменений.

 

В целом в ЕС существует две тенденции. Первая, связана с тем, что развитие ядерной энергетики диктуется экономическими условиями и должно быть всячески поддержано государством. Вторая, проводниками которой являются многочисленные партии зеленого направления в Германии, Швеции и других странах ЕС выступают за сокращение доли атомной энергетики и отказ от её использования в среднесрочной перспективе.

 

Требования к атомной энергетике в Украине.

 

По величине установленной мощности на АЭС Украина занимает седьмое место в мире. На государственное предприятие НАЭК «Энергоатом» возложена ответственность за безопасность всех АЭС страны, при этом уровень безопасности ядерной установки должен обеспечиваться на основании международных требований.

 

Потенциальное членство Украины в Европейском Союзе требует соблюдения ряда формальных признаков и выполнения целого ряда условий. Учитывая отличия энергетических секторов (и экономики в частности) стран-кандидатов, требования Европейского Союза к каждой из них являются индивидуализированными, предусматривают исключения, установление переходных периодов, выбор правительствами стран-кандидатов методов и средств достижения определенных целей.

 

Эксперты выделяют целый ряд сложные для выполнения странами-кандидатами требования относительно формирования внутреннего энергетического рынка. Среди них и «создание или повышение эффективности работы регулирующего органа в секторе ядерной энергетики».

 

В целом требования ЕС к уровню ядерной безопасности стран-кандидатов базируются на двух обязательных пунктах: страны-кандидаты должны достигнуть уровня ядерной безопасности, принятого в странах-членах; требования к странам-кандидатам не должны быть выше требований к странам-членам ЕС. Требование повышения уровня ядерной безопасности базируется на основании положений «Конвенции о ядерной безопасности». Уровень требований к каждой стране существенно отличается – от имплементации общих рекомендаций о ядерной безопасности до выведения из эксплуатации АЭС.

 

Читайте также на «Информер» Грузинские реформы в украинских реалиях  

 

В целом, ЕС не ставит условием для вступления отказ от ядерной энергетики. Вместе с тем существует ряд проблем, связанных с повышением уровня ядерной безопасности. Так, ряду стран было предложено закрыть АЭС. Это было мотивировано невозможностью повысить их уровень  безопасности. В частности Литва была вынуждена закрыть оба блока Игналинской АЭС.

 

У них перед глазами был Чернобыль, а там реактор чернобыльского типа. И австрийская сторона сказала, что в Европейском Союзе государства с такими реакторами вообще не нужны и наложили вето. Нам пришлось отказаться от Игналинской АЭС. Это был довольно болезненный шаг. До сих пор Литва импортируем электричество главным образом из России, – говорит литовский политический журналист Рамонас Бограс.

 

Заключение.

 

Таким образом, главные проблемы возникают с обеспечением странами-кандидатами требований ядерной безопасности, соблюдением технических вопросов модернизации реакторов советского образца (в том числе и т.н. Чернобыльского типа), схем поставки ядерного топлива. Кроме того, не следует сбрасывать со счетов и политическую подоплеку требований к закрытию АЭС, обусловленную политизацией вопроса (мощным лобби партий «зеленых», в особенности в Германии) и конкуренцией на рынке электроэнергии в ЕС.

  

– Именно комплексный характер проблем в энергетическом секторе и отсутствие системного подхода к их решению усложняют движение к общему европейскому энергетическому рынку и обуславливают сложные экономические и социальные последствия реформирования внутри страны. Несмотря на это, Украина имеет определенный потенциал, который, при условии устранения недостатков преимущественно в политической и административной сферах, мог бы в значительной мере способствовать продвижению энергетического сектора Украины к европейскому рынку, стать толчком к проведению эффективных экономических реформ, – считает кандидат технических наук, эксперт в энергетической сфере Владимир Сапрыкин.

 

Не смотря на то, что Украина уже более десяти лет работает в сфере приведения атомной энергетики к стандартам ЕС, в этой сфере есть немало проблемных моментов. Хотя перспективы для нашей страны остаются неплохими, учитывая и тот факт, что в странах-членах ЕС Словакии, Венгрии и Чехии также работают реакторы ВВЕР (проекта 213).

  

 

Станислав Кинка