Беженцы в Европе: современное состояние проблемы и отношение основных стран-членов ЕС

2015 год стал рекордным по количеству людей, которые ищут убежища в Европе. Активизация военных действии в Сирии, ухудшение ситуации на Ближнем Востоке в целом, возросший поток беженцев из неблагополучных стран Африки, края Косово привел к тому, что мировые СМИ смогли показать ужасающие картины массового наплыва беженцев, которые атакуют пропускные пункты в Греции, Македонии и Венгрии, штурмом берут поезда или пешком идут по направлению к Германии или Австрии, для того, чтобы получить там статус беженца.

 

Германия и беженцы: вопрос демографии

Почти все беженцы попадают в Германию из Венгрии – страны с ограничительной иммиграционной политикой. Многие из прибывших беженцев подчеркивали, что с ними в Венгрии обошлись негуманно. В связи с этим возникает вопрос, почему одни страны ЕС приветствуют беженцев, другие же закрывают границы и строят стены?


Причин тому много, но одна выделяется: это демография. В Германии, например, быстрое старение населения. Становится все острее осознание того, что необходимость привлекать иностранцев, чтобы поддержать развитие экономики на нынешнем уровне. В других странах, в свою очередь, беженцы становятся опасностью для местных жителей на рынке труда, в частности.


Пристальный взгляд на следующие карты, которые сравнивают демографические тенденции в Европе в период между 2001 и 2011, помогает объяснить некоторые из причин, почему Европа так разделилась в своем отношении к беженцам.

 


Хотя, есть ещё одно объяснение, но оно носит характер исторического или этического. Германия, как страна, которая пережила денацификацию и которая имеет самую большую степень исторической вины за события Второй мировой войны, готова искупать эту вину тем, что с энтузиазмом принимает беженцев.


«То, что мы испытываем сейчас – это то, что будет занимать и изменять нашу страну в ближайшие годы. Мы хотим изменений, чтобы они были положительным», – говорит канцлер Германии Ангела Меркель.


Очевидно, что решающий фактор принятия беженцев – это все-таки негативная демография. Население Германии стремительно сокращается. По прогнозам к 2060 году в Германии будет проживать от 68 млн. до 73 млн. человек, в то время, как сейчас около 81 млн. человек.


Уже сегодня Германия испытывает недостаток в молодых, квалифицированных работниках. Компаний не могут заполнить сотни тысяч рабочих мест, потому что они не могут найти достаточно кандидатов. Дитер Цетше, глава авто компании Daimler, заявил в интервью: «большинство беженцев являются молодыми, хорошо образованными и высоко мотивированными. Это как раз те люди, которых мы ищем».

 


Европейские мусульмане действительно в среднем на восемь лет моложе, чем остальное население. Daimler и другие компании сейчас хотят найти для заявителей в центрах по приему беженцев, чтобы заполнить свои вакансии. Между тем, уже запущен веб-сайт, который должен связать беженцев с потенциальными работодателями.

 

Наплыв беженцев может также принести пользу немецкому обществу в целом. Система социального обеспечения в Германии – одна из самых щедрых. Но это в свою очередь и значительное напряжение на экономику, потому что все большее количество пенсионеров должны финансироваться за счет меньшего количества трудоспособного населения. На сегодняшний день существует следующая пропорция: три трудоспособных немцев на одного пенсионера. К 2060 году, однако, это соотношение будет менее чем 2 к 1, по данным Еврокомиссии.


Поэтому, несмотря на массовые протесты против мигрантов и дебаты в обществе, экономическая составляющая, очевидно, перевесит и Германия будет и дальше принимать мигрантов.

 

Швеция: принимает много беженцев, но по разным причинам

Пример Швеции показывает, что не только экономические причины могут стать основой для приема беженцев. Швеция приняла наибольшее количество беженцев на душу населения в Европе. При этом население этой скандинавской страны не снижается, как в Германии.


Хотя шведское правительство позволяет просителям убежища работать сразу, шансы найти работу в течение длительного времени весьма низкие. Почти половина всех людей в возрасте от 25 до 64 лет являются безработными.


«Там просто не так много рабочих мест очень низкой квалификации», – говорит Тино Санандайи, шведский экономист исследовательского института промышленной экономики.


В отличие от Швеции, большинство свободных рабочих мест в Германии требуют технические специальности или рабочих, которые не требуют предварительных знаний, потому что работники будут обучаться по стажерским программам или на производстве. Кроме того шведы требуют от соискателей высшее образование и отличное знание шведского языка.

 

Великобритания: позиция по отношению к мигрантам

В отличие от Германии демографическая ситуация в Великобритании в общем благоприятная. Эта страна уже имеет одну из наиболее разнообразных и устойчивых популяций в Европе. По прогнозам к 2060 году благодаря иммиграции и уровню рождаемости, который выше, чем у большинства ее соседей, она может выйти на первое место по населению в Европе.


В Великобритании пока что избегают говорить о числовых значениях по привлечению иммигрантов, но текущие прогнозы предсказывают долю мигрантов в 14% для Великобритании, и только 9% для Германии к 2060 году.

 


 


Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в последнее время сосредоточил внимание на программе переселения 20 000 «дополнительных» беженцев. Британские комментаторы в свою очередь подчеркивают, что эта стратегия превалирует над моральными соображениями, базируясь на конкретных экономических интересах.


В целом же британское общество настроено насторожено по отношению к мигрантам. Страхи и опасения по поводу экономической конкуренции и способности ассимилировать все большее число более мигрантов может объяснить, почему такие настроения сохраняются.

 

Франция: демографические мотивы приема мигрантов и проблемы интеграции

Как и Великобритания, Франция является одной из немногих стран в Европе, у которой наблюдается рост населения, благодаря иммиграции и высокой рождаемости. Что особенно поражает, так это то, что общенациональный прирост населения происходит даже в сельских районах.


Между тем, страна находится в состоянии повышенной готовности к различного рода террористическим актам, которые совершаются, как правило, мигрантами из мусульманских стран.

 


Не смотря на то, что всего 7,5% населения страны – мигранты-мусульмане, консервативные политики серьёзно обеспокоены демографическими изменениями, которые происходят во Франции.


Президент Франсуа Олланд по-прежнему проповедует руководящий принцип в отношении всех граждан государства как «равных». При этом многие французские мигранты чувствуют себя забытыми правительством страны, поскольку «все граждане равны» и они не чувствуют, чтобы работали специальные программы по интеграции. Стоит отметить, что во Франции не собирают данные относительно расы, этнической принадлежности или религии граждан. Все это сделало крайне трудно доказуемым факт дискриминации.


Таким образом, неэффективная политика по интеграции мигрантов в общество может привести к тому, что Франция попросту откажется принимать дополнительные контингенты беженцев.

 

Страны Центральной Восточной Европы и беженцы

В отличие от Франции, многие страны Восточной Европы сталкиваются с сокращением численности населения. Тем не менее, они вообще отказываются принимать больше беженцев.


Венгрия, которая в последнее время построила пограничный забор, стала наиболее ярким фактом. Премьер-министр Венгрии заявил, что он защищает европейское христианство от мусульманского наплыва.


«Мы должны признать, что Европейский Союз из-за ошибочной иммиграционной политики несет ответственность за эту ситуацию», – подчеркнул венгерский политик.

 


В стране отмечается демографический спад. К 2030 году в население Венгрии может уменьшиться на 5,8%. Страна находится среди наиболее стремительно сокращающихся наций Европы. Подлобные процессы проходят и в соседней Словакии.


Демографические исследования, которые были проведены институтом Инфостат пришли к выводу, что Словакия стала стремительно стареть и для поддержания текущей численности населения общество должно быть подготовлено к «интеграции большого числа иностранцев». Местные СМИ в свою очередь публикуют материалы под заголовками, что Словакия готова принимать только беженцев-христиан.


Другие страны с похожими демографическими прогнозами, в том числе Эстония и Болгария, также хотят ограничить приток мусульманских беженцев.

 

В целом мотивы принятия или неприятия мигрантов-беженцев странами ЕС могут розниться, однако главными негативными факторами выступают: опасение повышения уровня безработицы и слабые экономические показатели стран. При этом часть стран вынуждена принимать мигрантов для того, чтобы стабилизировать естественную убыль населения в связи с неблагоприятной демографической ситуацией. Не стоит сбрасывать со счетов и факторы культурного и исторического характера, которые в большей степени характеры для стран Центральной и Восточной Европы, в то время как скандинавские страны наиболее либеральны к мигрантам, которые отвечают их высоким требованиям в плане образования и квалификации.

 

Станислав Кинка