Европейский опыт реформирования системы здравоохранения и украинские реалии

Украина находится на пороге значительных реформ в социально-экономической и политических сферах жизни государства. Сложившаяся ситуация в сфере государственной (бесплатной) медицины единогласно характеризуется экспертами как катастрофическая. 

 

В частности профсоюз медицинских работников Украины считает, что катастрофическая ситуация в медицинской отрасли связана с неумелыми реформами, которые только увеличивают количество медработников в областных центрах. Приводя к повышению смертность и невозможности оказать квалифицированную помощь на местах.

 

В свою очередь директор частной клиники в Киеве, Виктор Козина уверен, что государство должно заниматься только частью медицинских проблем, а не брать на себя непосильные задачи.

 

Государственная машина делает вид, что лечит, но этого не происходит, поэтому государство должно заниматься только сферой социальных болезней (СПИД, туберкулез и т.д.), сложными операциями (пересадка органов), а также вопросами повышения рождаемости, – считает директор клиники «Исида».

 

Неудовлетворенны качеством медицинской помощи и сами украинцы. Согласно результатам соцопроса агентства IFAK, 87% украинцев в целом не удовлетворены качеством медобслуживания. При этом 32% опрошенных выразили полную неудовлетворенность качеством государственного медицинского обслуживания, а в целом удовлетворены им лишь 13%.

 

Читайте также на «Информер»: Одесский регион после «Майдана»: изменения, риски и перспективы  

 

В последнее время украинское правительство начало привлекать международных экспертов для реформирования медицинской сферы. Последним шагом стало создание в начале августа 2014 г. группы из 12 авторитетных экспертов из Украины, Великобритании, Грузии, Испании, Хорватии и Эстонии. Данная группа будет собираться не менее одного раза в три недели для подготовки Национальной стратегии развития системы здравоохранения на период 2015-2025 гг.

 

Главным критерием отбора участников стали их профессиональные наработки и опыт в области здравоохранения. В целом в министерство поступили 102 заявки на участие в стратегической совещательной группе, – отмечают в пресс-службе министерства здравоохранения Украины.

 

Европейский опыт социальной/ страховой медицины.

 

В то время как в Украине продолжаются дебаты по поводу внедрения обязательной страховой медицины во многих странах ЕС такая система в различных вариациях успешно функционирует.

 

Так, в Германии более 85% населения страны охвачено обязательным медицинским страхованием. Исключение составляет незначительная часть жителей страны, как правило, это лица с высокими стабильными доходами, на которых не распространяется обязанность в силу закона страховать свое здоровье.

 

На сегодня в Германии система медицинского страхования не регулируется одним законодательным актом, но является результатом принятия целого ряда отдельных законов.

 

По типу медицинские страховки разделяются на три основные категории: приватные (частные), «законные» (основной вид страхования, им пользуются до 80% людей охваченных страховой медициной) и социальные (сюда подпадают те, кто может предоставить соответствующую информацию о низком постоянном доходе, а также студенты).

 

Читайте также на «Информер»: Перспективы и риски портовой отрасли в Одесской области  

 

Как правило, отчисления с зарплаты на медицинскую страховку в обычной страховой кассе находятся в пределах 15%. Дети страхуются вместе с работающими родителями, а безработные и большинство пенсионеров от взносов в больничную кассу освобождены.

 

Особенностью германской системы страховой медицины является тот факт, что пациент полностью минует расчеты непосредственно с врачом. Расходы по лечению пациентов несет его больничная касса. Эти расчёты происходят напрямую между лечащим врачом и больничной кассой на основании соответствующих договоров о стоимости того или другого обследования, лечения и т.д.

 

Схожая система работает и в Чехии. Эта страна прошла путь трансформации от бесплатной медицинской помощи, которая существовала в годы социализма к страховой, платной медицине. Индивидуальное медицинское страхование покрывается выплатами работодателя и работника в пропорции 2/3 и 1/3. Страхование неработающего населения осуществляют за счет бюджетных средств. Стоимость медицинской страховки зависит от пола и возраста клиента.

 

Максимальные взносы установлены для 68-70-летних граждан. Медицинская страховка является полноценной и комплексной, включая почти все виды медицинской помощи, за исключением косметических операций и части стоматологического сервиса. Стоимость лекарственных средств рецептурной группы при амбулаторном и стационарном лечении также оплачивает страховая компания.

 

В Польше страховая медицина была введена законом от 1999 года. Взносы на медицинское страхование наряду с взносами на социальное страхование обязаны платить все лица, имеющие постоянную работу, то есть принятые на работу на основании трудового договора или выполняющие рабочие обязанности в рамках договора-поручения. Это также касается работающих в Польше иностранных граждан. Как и в случае обязательных взносов на социальное страхование, взнос на медицинское страхование платит работодатель. Полис медицинского страхования в Польше стоит от 10 до 200 евро и зависит от спектра предоставляемых услуг.

 

Украинские реалии и дискуссии о перспективах страховой медицины.

 

Украина как государство, которое имеет тесные и постоянные контакты со странами ЕС берет активное участие в Подкомитете № 7 «Наука, технологии, научные исследования и разработки, образование, культура, охрана здоровья, информационное общество и медиа» Комитета по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС.

 

В числе прочих проблем в рамках сотрудничества с ЕС идет планомерное внедрение Международных медико-санитарных правил в Украине, осуществляется реформы системы здравоохранения, внедряется эпидемиологический контроль и обмен информацией об инфекционных болезнях, которые имеют международное значение.

 

Читайте также на «Информер»: Битва за Украину. В борьбе за информационное единство    

 

Дискуссии о внедрении в Украине европейской модели страховой медицины длятся уже более десяти лет. Ещё в 2006 году на Всеукраинской конференции работников отрасли охраны здоровья было принято решение о переходе к бюджетно-страховой медицине. Данное положение было закреплено в резолюции и внесено в «Национальный план действий в интересах здоровья народа Украины».

 

В дальнейшем дискуссии о страховой медицине периодически вспыхивали и потухали, однако не прекращались. Ряд экспертов считает, что лишь переход к стандартам страховой медицины может вывести наименее реформированную сферу жизни Украины на новый уровень. Иные, предполагают, что наоборот, страховая медицина окончательно разрушит систему медицинского обслуживания в Украине.

 

Попытки введения страхования в медицине носят пока что эпизодический характер, и наблюдаются в виде пилотных проектов в отдельных областях. Страховая медицина является одним из решений в сложившейся сейчас ситуации ничтожного бюджетного финансирования этой сферы. Кроме того, «страховая» модель подразумевает исключение из практики прямого финансового контакта пациент-врач, что зачастую делает медицинскую помощь финансово зависимой от кармана пациента. Отчисляя определенный процент своих доходов в страховой фонд, человек, будет четко знать, на какой перечень услуг он может рассчитывать на этапе амбулаторного лечения или при госпитализации в стационар, – считает ассистент кафедры симуляционной медицины ОНМедУ Дмитрий Новиков.

 

В настоящее время в Украине не выбрана единственно верная модель страховой медицины, не определены сроки перехода на обязательное страхование. Более того, на сегодняшний день, Украина является единственной страной Европы, где до сих пор отсутствует конкретная и выразительная государственная концепция перехода на страховую систему организации и финансирования здравоохранения.

 

Это связано с неполнотой банка данных относительно заболеваемости и распространенности болезней, их распределению по полу, возрасту, а также по количеству обращений за медицинской помощью, что связано, с одной стороны, с нечетким статистическим учетом в самих медицинских учреждениях, а с другой стороны, с самолечением больных без обращения за квалифицированной медицинской помощью. Подвижки в сторону внедрения хотя бы элементов страховой медицины все-таки предпринимаются, однако до полноценной системы страховой медицины Украине еще далеко.

 

 

Первые удачные примеры внедрения медицинского страхования мы можем наблюдать в частных клиниках города Одесса. Диапазон медицинских услуг, в зависимости от страхового полиса, колеблется от определенного количества медицинских осмотров и консультаций в месяц, до покрытия трудных и дорогостоящих хирургических операций. И всё же, в настоящий момент, переход на медицинское страхование в Украине маловероятен из-за наличия стойкой уверенности в головах наших чиновников, что врач должен прокормить себя сам. Также не добавляет надежд необходимость реформы не только в медицинской сфере, а и в законодательной, и страховой, – отмечает Дмитрий Новиков.

 

Станислав Кинка