Национальное антикоррупционное бюро – новый этап или лишние расходы? Комментарии специалистов и инфографика

          Создание Национального антикоррупционного бюро (НАБ) в Украине должно ознаменовать новый этап борьбы с коррупцией. В структуре этого органа будет около 700 человек, в том числе не более 200 руководителей. НАБ будет состоять из одного центрального и семи территориальных управлений.

 

Возглавить НАБ должен бывший федеральный прокурор и помощник генерального прокурора США Богдан Витвицкий, украинец по происхождению. Вот как высказался Петр Порошенко по поводу назначения главы НАБ: «Маю тут конкретну пропозицію до всіх, хто причетний до визначення керівника цього бюро. Я пропоную запросити на цю посаду людину з-поза меж України. Вона матиме одну перевагу – відсутність зв’язків в українській політичній еліті. Нікому не кум, не сват і не брат, рівновіддалений від усіх політичних сил технократ, якому ми усі довіряємо», по материалам «Зеркала недели».

 

 

Национальное антикоррупционное бюро осуществляет оперативно-розыскные мероприятия с целью предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия уголовных правонарушений, отнесенных законом к его подследственности; досудебное расследование уголовных правонарушений; проводит в соответствии с законом проверку на добропорядочность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления; принимает меры по розыску и аресту денежных средств и другого имущества, которые могут быть предметом конфискации или специальной конфискации в уголовных правонарушениях, отнесенных к подследственности Национального бюро, осуществляет деятельность относительно хранения средств и другого имущества, на которое наложен арест.

 

Глава правления Transperency International Ukraine Андрей Марусов так прокомментировал создание НАБ: «Різниця достатньо проста. Національне антикорупційне бюро – це буде щось на кшталт ФБР, тобто, воно буде займатись виключно корупцією серед високопосадовців, починаючи від суддів та прокурорів і закінчуючи прем’єр-міністром, народними депутатами і т.д…А завдання комісії — це попередження. Вона буде дивитись на стиль життя чиновників, перевіряти їхні майнові декларації», заявил он специалист

.

Национальное антикоррупционное бюро образуется Президентом Украины, директор НАБ назначется на должность и освобождается от неё также Президентом, но с согласия Верховной Рады, треть ВР может выразить недоверие директору, что повлечёт его отставку.

 

 

НАБ будет подотчётен Президенту Украины, Верховной Раде и Кабинету Министров. К тому же, в составе самого бюро будут действовать подразделения внутреннего контроля, которые будут проверять сотрудников бюро, их образ жизни и добропорядочность, а также проверять информацию о сотрудниках бюро, предоставленную в обращениях, СМИ и других источниках. В случае необходимости, может быть проведено внутреннее расследование относительно сотрудников.

 

Борьба с коррупцией, как отмечает теоретик этой проблемы Н.А. Баранов, должна состоять из трёх компонент: прозрачность власти – «её открытость, понятность и возможность влияния на неё», общественное участие в форме общественных слушаний и общественных законодательных экспертиз, а также законодательное закрепление верховенства закона.

 

Н.А. Баранов выделяет три стратегии противодействия коррупции: общественное осознание опасности коррупции и ее последст¬вий (осознание), предупреждение и предотвращение коррупции (хорошее управ¬ление), верховенство закона и защита прав граждан (пресечение).

 

«За каждую реформу в команде будет отвечать один человек, конкретный человек. Причем я лично буду отвечать за борьбу с коррупцией. Ситуация более чем критическая, а коррупция – не меньший наш враг, чем боевики, террористы и наемники», – сказал Порошенко в октябре 2014 года.

 

Андрей Быченко, директор социологической службы Центра Разумкова, отмечает следующее, как сообщает Gazeta.ua: «Ухудшения экономической ситуации ощущают все, поэтому протесты будут обязательно. Будет ли это что-то типа третьего Майдана, зависит от того, как власть будет бороться с коррупцией. Если так, как до сих пор — незначительные акции могут вылиться во что угодно. Если нет возможности уже сейчас посадить коррупционеров, то их, как минимум, нужно выгнать из государственных должностей…».

 

«Безусловно, от Антикоррупционного бюро будут требовать быстрых результатов, громких публичных пиар-процессов. В отношении политических дел есть большая опасность – Президент определяет задачи Антикоррупционному бюро, чего он делать не должен. Потому что эта структура – независимый орган, которому Порошенко уже дал полуполитическую задачу», – констатировал директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

 

“Попередники – это, конечно, хорошо, но это уже случившийся факт. Для того, чтобы страна имела будущее, Антикоррупционное бюро должно заниматься современниками. Ведь главная задача данной структуры – борьба с коррупцией в высших эшелонах нынешней власти. И очень не хотелось бы, чтобы деятельность бюро приобретала политический акцент”, – подчеркнул Р. Бортник.

 

В борьбе с коррупцией на высшем уровне соблазны в виде взяток будут измеряться десятками миллионов гривен. Поэтому все будет зависеть от позиции руководства – если подчиненные будут видеть, что у него нулевая толерантность к коррупции и он будет следить за подчиненными, уровень коррумпированности такого бюро будет крайне невысоким.

 

 

 

Согласно действующему законодательству, зарплата детектива Антикоррупционного бюро составит сумму, кратную 19 минимальным зарплатам, старшего детектива – 22-м. Ставка директора Антикоррупционного бюро составляет 50 минимальных зарплат. Специалист отметил, что объемы теневого сектора экономики, которые сейчас фигурируют в Украине, составляют не менее 1 триллиона гривен.

 

В конечном итоге деньги, которые находятся в теневом секторе экономики, прокручиваются через власть, через политику – они инфицируют их. Поэтому, если Антикоррупционное бюро заработает и сможет противостоять этому инфицированию, потенциальный доход от него в государственную казну может быть очень значительным.

 

Член правления украинского Антикоррупционного центра Галина Сеник комментирует ситуацию с коррупцией в Украине так:  «Проблема осталась. Невозможно за год – а ведь еще и года не прошло – отстроить судебную систему, правоохранительные органы. Янукович не был заинтересован в том, чтобы иметь отлаженную и нормально работающую государственную систему. Сейчас на Украине приняли новые антикоррупционные законы. Но поскольку многие законы принимались пакетами, то некоторые из них придется дорабатывать…»

 

Читайте также на «Информер»Финансы поют романсы. Что ждет экономику Украины и России в следующем году. Комментарии и инфографика  

 

«Не секрет, что любые решения можно купить в суде. И хорошие, и плохие. Они продаются сейчас и продавались раньше. Если мы не сможем обновить судейский корпус, это приведет к тому, что все антикоррупционные реформы, которые предусматривали посадку за решетку коррупционеров, будут разбиваться об суды, где будет покупаться освобождение», – подчеркнул исполнительный директор Transparency International и член антикоррупционной группы реанимационного пакета реформ Алексей Хмара.

 

«Нам нужно, чтобы на государственной службе работали профессиональные люди, которые получают достойные деньги за свою работу. Мы должны четко знать, что они не украдут, что они подотчетны гражданам», – отмечает эксперт.

 

Николай Хавронюк, профессор Киевского национального университета считает таким образом: «Возьмите государственные закупки. Когда в 2009 году приняли закон о госзакупках, он был хорошим и прогрессивным. Он предусматривал прозрачные процедуры. В нем было два-три исключения, которые касались закупок имущества, связанного с государственной тайной. Потом в течение двух или трех лет парламент принял около 20 поправок, которые расширили список исключений. Эти поправки предусматривали возможность проводить закупки без тендера или с тендером всего одного участника. Потом уже в административном порядке начали распределять государственный бюджет: вот это будешь покупать ты, а вот это – ты…Вся суть борьбы с коррупцией имеет три составляющие. Первое – это установление правил. Второе – прозрачность всех процедур. Третье – неотвратимость ответственности…Под прозрачностью понимается подконтрольность гражданскому обществу. Это очень важный фактор. Так что Украина избрала правильный путь борьбы с коррупцией, начала по нему движение. Но это движение еще очень неуверенное, и есть много факторов, тянущих страну назад…».

 

Владимир Фесенко считает, положительым моментом то, что депутаты проголосовали за создание Антикоррупционного бюро. “Это пока предпосылка, законодательная, правовая предпосылка для активизации борьбы с «элитной» коррупцией…Антикоррупционное бюро как раз должно быть направлено на борьбу с «элитной» коррупцией. Я бы еще отметил одну очень важную задачу…, я думаю, что усилия Антикоррупционного бюро должны быть также сосредоточены на борьбе с коррупцией в правоохранительных органах. Если там удастся побороть коррупцию, а речь идет и о прокуратуре, судебной системе, о милиции, СБУ…если там удастся преодолеть коррупцию, особенно в «верхах», тогда будут шансы и на успех борьбы с коррупцией в других отраслях…”.

 

Таковы комментарии экспертов по проблеме, а останется ли создание НАБ очередным громким заявлением либо бесполезным шагом, покажет только время.

 

Ксения Селина