Глава I
C.S.I.: На месте преступления
Уже не первый год европейские и национальные СМИ посвящают целые обзоры украино-молдавской «черной дыре», в которой зачастую пропадают угнанные в странах ЕС транспортные средства. Правозащитники наперебой заявляют о катастрофической ситуации на границе, расследуя полулегальные и контрабандные схемы трафика иностранных транспортных средств на территорию Украины и Молдовы. И если борьба с организованной преступностью постепенно приносит свои плоды, то положение дел с незаконным перегоном авто через украинскую границу в последние годы только ухудшилось.
Первые упоминания об Украине как о европейском центре легализации ворованных автомобилей относятся к 1998 году. Уже тогда Региональное отделение безопасности при посольстве Соединенных Штатов отмечало прирост потока нелегально ввезенных транспортных средств, в котором Украина, Молдова и в особенности Приднестровская Молдавская Республика служили как пунктом назначения, так и перевалочной базой на пути в Россию. Тогда у одной из первых задержанных украинскими таможенниками организованных группировок удалось изъять 25 украденных авто. В нее входили двое граждан Литвы, занимавшиеся угоном машин на территории ЕС, двое жителей Феодосии (АР Крым), которые в дальнейшем завозили автомобили в Украину и совместно с гражданином России предоставляли их в распоряжение своих клиентов.
Введение гривны, рост покупательной способности населения, высокие ставки кредитования, постепенное введение многочисленных тарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности (таможенных пошлин и сборов), касающихся импорта автомобилей из-за рубежа, разгул коррупции существенно повысили цены на первичном и вторичном автомобильных рынках. После длительного переходного периода Украина пыталась развивать собственный автопром, и лоббисты способствовали закреплению в законодательстве ряда ограничений, из-за которых покупка автомобилей за границей становилась слишком дорогим удовольствием. Тем не менее, подобные методы так и не принесли желаемых результатов, а только подстегнули украинцев задуматься о поиске нелегальных путей ввоза качественных автомобилей из Европы. Вдобавок ряд усовершенствований украинского законодательства, проведенный за последние 15 лет (ратификация Стамбульской конвенции о временном ввозе иностранного автомобиля, принятие закона об отчуждении в пользу государства конфискованных судом авто, отмена обязательной экспертизы автомобилей при их регистрации, предоставление автосалонами Минфину обязательного отчета о своих клиентах, присоединение Украины к стандарту Евро-5), активно способствовали этому процессу. На выходе имеем вполне устоявшуюся практику полулегального, а подчас контрабандного ввоза легковых автомобилей на территорию Украины.
В последние годы отмечается беспрецедентный рост количества автомобилей с регистрационными номерами стран ЕС, Молдовы и ПМР. Зачастую за рулем иномарок сидит не заезжий немец, литовец, болгарин или молдаванин, а обычный украинец, ставший владельцем подобной машины благодаря одной из многих коррупционных схем, которые широко применяются на государственной границе. Под прицелом активистов, занятых борьбой с нелегальным трафиком иностранных авто в Украину, оказались именно приграничные регионы, некоторые из которых стали настоящими золотыми воротами для незаконного ввоза автомобилей. Помимо западных регионов Украины речь идет, в первую очередь, об Одесской области, находящейся в ведении Южного регионального управления Государственной пограничной службы Украины, которая примыкает к проблемным участкам границы с Молдовой и ПМР.
Ратификация Украиной в 2004 году Стамбульской конвенции значительно облегчила ввоз иностранных авто на свою территорию и дала возможность применять целый ряд полулегальных схем для передачи иностранных транспортных средств в пользование украинским гражданам. Речь идет о машинах, которые не были угнаны и были завезены на территорию Украины вследствие сговора с их непосредственными владельцами, подделки документов, коррупции на границе.
С ворованными же авто все обстоит гораздо сложнее. Преступления, связанные с автомобилями, всегда были в фокусе внимания поддерживаемых Миссией Европейского Союза по приграничной помощи Молдове и Украине (EUBAM) совместных операций по охране границы (СООГ), в ходе которых молдавские и украинские офицеры работали вместе с их коллегами из стран-членов ЕС и международных правоохранителях агентств. Совместный доступ к базам данных Европола и ЕС помог задержать значительное количество автомобилей, которые были угнаны или имели поддельные/фальсифицированные документы. Например, в 2015 году в ходе операции «Данубиус» было задержано 18 автомобилей, а в 2014 году в ходе операции «Ольвия» было задержано 25 автомобилей, однако не все они были задержаны в Украине. Следует отметить, что, хотя до недавнего времени украинские границы не были оснащены базами данных Интерпола (первые 39 пунктов пропуска государственной границы были подключены в ноябре 2015 года, оставшиеся 118 получат доступ в 2016 году), риск самостоятельного ввоза угнанного авто на территорию Украины оставался существенным. Поэтому в основном все поставки осуществлялись через отлаженные каналы. Комплекс подобных услуг предполагает последующее изменение как регистрационных номеров автомобиля, номеров двигателя и кузова, так и создание поддельного техпаспорта для дальнейшего использования в Украине транспортного средства, которое может быть и попросту разобрано на детали. В период с 2012 по 2015 гг. эксперты Миссии EUBAM оказывали партнерским службам помощь по вопросам угнанных автомобилей и поддельных доверенностей. Было проведено более 3100 проверок в базах данных стран-членов ЕС и переговоров с соответствующими нотариусами. Более 300 из них дали позитивный результат и выявили несоответствия. Сегодня, во многом благодаря поддержке EUBAM, все пункты пропуска на молдавско-украинской границе имеют связь с базой данных Интерпола, что позволяет партнерам быстро проверять подозрительные машины самостоятельно.
Время от времени в польской и другой европейской прессе появляются публикации, посвященные раскрытию организованных групп, осуществляющих угон авто и дальнейший их трафик через границу с Украиной. По данным источников, примерно 80% украденных авто идут на разборку, в то время как 20% получают новую регистрацию для отправки за границу. К сведению: в 2014 году в Польше было украдено около 14000 автомобилей, значит, порядка 2800 из них с большой вероятностью попали в Украину, а это составляет 4,6% всего объема первичного авторынка Украины (около 60000 единиц в год). И это без учета машин, угнанных в Германии, Австрии, Чехии и прочих странах ЕС, часть из которых также направляется в Украину и Молдову.
Совсем недавно в Польше было раскрыто бандформирование, занимавшееся угоном элитных авто в Германии. Одну из центральных ролей в этой группировке играл 42-летний украинец, который обеспечивал подделку всех необходимых документов на угнанные авто. По информации польских СМИ, в банду помимо самих поляков входили и россияне. Подделка документов и перебивка номеров агрегатов авто производилась в приграничном городе Слубице, откуда автомобили предназначались для дальнейшей отправки на территорию Украины и России. По неофициальной статистике, сегодня из 10 ввезенных в Украину машин восемь нелегальные, из них значительная часть имеет криминальное прошлое. Другие же просто не растаможены или ездят с поддельными документами.
В январе 2016 года в территориальных сервисных центрах МВД в Одесской области были отмечены неоднократные случаи попыток зарегистрировать автомобили с поддельными номерами агрегатов. Однако официальный ответ на запрос, сделанный нашей журналистской группой Южному региональному управлению Государственной пограничной службы Украины, засвидетельствовал тот факт, что в течение всего 2015 года органами Государственной пограничной службы Украины в пунктах пропуска через государственную границу выявлено в установленном порядке 3 украденных автомобиля, из них 1 на территории Одесской области. В то же самое время Комитет ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики в ходе рассмотрения закона о передаче Министерству обороны конфиската с таможни, заявляет о 3717 конфискованных авто, находившихся на границе на начало 2015 года. Примечательно также, что в Украине правовой механизм передачи автомобилей, украденных в странах ЕС, их истинным владельцам до сих пор не налажен. Работа украинских правоохранителей больше носит карательный характер, нежели направлена на восстановление справедливости в этом вопросе. Следует отметить, что Администрация Государственной пограничной службы Украины дополнительно сообщила нам, что учет и обобщение данных, касающихся регистрационной принадлежности транспортных средств (в том числе с регистрационными номерами Болгарии, Молдовы, ПМР), пересекающих границу Украины, не проводится вообще.
Глава II
Автовойны
Серия резонансных ДТП всколыхнула Одессу осенью 2015 года. Особенностью каждого из происшествий стало не только количество жертв и уникальность обстоятельств трагедии, но также и тот факт, что за рулем автомобилей находились иностранцы. В одном из таких ДТП погибло сразу 6 иностранцев, в другом студент из ближневосточного государства на элитном внедорожнике снес символ Одессы – якорь, расположенный в центре города. Регистрационные номера автомобилей были отнюдь не украинские: авто были зарегистрированы в странах, входящих в Европейский союз, – Болгарии и Литве. На территории Одесской области в особенности участились случаи использования таких автомобилей студентами-иностранцами из ближневосточных стран.
Рис. 1. Резонансные ДТП, совершенные на автомобилях с регистрацией ЕС, Молдовы и ПМР, в Одессе в 2015 году
Источник: Кадры из сети Интернет
По информации отдела взаимодействия со СМИ Администрации Госпогранслужбы Украины, сотрудники Белгород-Днестровского пограничного отряда 24 ноября 2015 года установили, что житель Одесской области в течение последнего года ввез в Украину 9 легковых автомобилей регистрации Германии, восемь из которых так и не покинули территорию нашей страны. Следствием установлено, что с октября 2014 года этот гражданин ввез в Украину автомобили марок Mazda, Volkswagen, Audi, Mitsubishi, BMW, Opel, Peugeot и Nissan, за что ему грозит уплата штрафа в размере 17000 гривен за каждую ввезенную им на территорию Украины машину. Всего несколькими днями позже работники таможенного поста «Раздельная» в сотрудничестве с пограничной службой Украины выявили гражданина Литвы, который ввез в Украину с нарушением законодательства свыше двух десятков машин. Во время проверки документов выяснилось, что на гражданина Литвы составлено 24 протокола за нарушение режима временного ввоза авто – иностранец ввез в Украину свыше двух десятков машин, которые не покинули территорию в сроки, определенные законодательством. Многие автомобили были ввезены из ПМР, и за них, соответственно, не было уплачено никаких таможенных сборов. Следствием установлено, что для ввоза в Украину такого количества машин гражданин Литвы пользовался пунктами пропуска разных областей. Отметим, что подобные случаи, согласно анализу правоохранительных сводок, на пунктах пропуска в Одесской области происходят регулярно. В то же самое время Одесская таможня ГФС, официально ответила нам, что «за период 2014–2015 гг. ни одного автомобиля с номерными знаками других государств, в том числе Европейского союза, в режиме импорта оформлено не было». Также «транспортные средства, не снятые с учета в регистрационных органах страны приобретения, которые ввозятся в Украину с целью свободного обращения, не допускаются к пропуску через таможенную границу Украины».
Мы связались с одним из клиентов нелегальных автоперевозчиков, который поделился собственным опытом в приобретении нерастаможенного авто: «Купить машину с номерами ЕС не проблема: они дешевле, и сами номера модные,– рассказывает Адиль, студент Одесского национального медицинского университета.- Главное знать, к кому обращаться. Ну и ездить аккуратнее, чтоб не привлекать внимание сотрудников полиции,- вот, наверное, единственная проблема. Многие мои друзья купили такие автомобили».
Мы узнали, что на автомобильных рынках Одесской области, ПМР и Молдовы можно найти частников, сбывающих нелегально ввезенные без уплаты каких-либо налогов и сборов машины. Учредительные документы этих ТС оформлены на вполне реальное юридическое лицо, зарегистрированное в одной из стран ЕС. Следует отметить, что базы данных полиции и таможни в Украине не синхронизированы, в связи с этим полицейские фактически не могут установить происхождение автомобиля и проверить способ пересечения им границы с Украиной. Поэтому в последнее время не только иностранцы, но и прочие автолюбители Одесской области активно используют все предоставленные им возможности езды на нерастаможенных авто в приграничных территориях.
Рис. 2. Авторынки Украины и ПМР с крупнейшей концентрацией нерастаможенных легковых автомобилей
Источник: Кадры из сети Интернет
Связавшись с сотрудниками Миссии EUBAM, нам стало известно, что, опираясь на имеющиеся данные, отчеты и наблюдения на молдавско-украинской границе, включая приднестровский сегмент, Миссия EUBAM оценивает угрозы трансграничной преступности, связанной с автотранспортом, как высокие. EUBAM знает о существовании схем, которые позволяют ввозить в Украину зарегистрированные в ЕС машины без оплаты налогов на импорт (НДС, акциз, таможенные пошлины). Эти схемы зачастую базируются на поддельных доверенностях, выданных в странах-членах ЕС. Другой проблемой, о которой нам сообщили, является то, что зарегистрированные за границей и временно ввезённые нерезидентами автомобили не вывозятся с Украины и Молдавии в установленные сроки.
«В основном машины в Одессу завозят с болгарскими и молдавскими номерами, реже с литовскими и немецкими. Автомобили с болгарскими номерами в основном попадают из Приднестровья. На большинстве из них номера уже неоднократно менялись, и определить, откуда на самом деле машина попала в Болгарию, а затем в Приднестровье, невозможно. Может, владелец ее действительно приобрел, а может, и угнал. Хотя для многих в Украине это непринципиально. Желание ездить на хорошем авто берет свое, – рассказывает один из продавцов авторынка «Куяльник» в Одессе».
Однако необязательно быть нерезидентом Украины, для того чтобы ввезти в страну транспортное средство с иностранной пропиской вполне легально. Например, подписание трудового договора с болгарской или молдавской компанией, которая владеет собственным гаражом из якобы служебных авто, дает право гражданину Украины де-юре использовать ее транспортные средства «в служебных целях». Естественно, подобная процедура проводится через посредников, и вместе со стоимостью авто гражданин заплатит гонорар учредителям фиктивной компании, затраты на основание которой составляют порядка 200–400 евро. В дальнейшем при пересечении украинской границы резиденту дается год на осуществление своих служебных полномочий, то есть на законное вождение ТС без растаможки. Именно эта схема ввоза авто с иностранной регистрацией наиболее популярна на данный момент. Объявления в Интернете наперебой предлагают продажу элитных внедорожников (например, Volkswagen Touareg) за 10000 USD. Чаще всего прописаны такие автомобили в Болгарии и ждут своего покупателя в Украине и Молдавии.
Рис. 3. Основные нелегальные схемы перегона автомобилей с иностранной регистрацией через границу Украины
Источник: Научно-исследовательский экспертно-криминалистический центр МВД в Киевской области, экс-сотрудник столичного УБОПа Дмитрий Гнап
Нельзя не отметить ключевую роль Болгарии в данном расследовании. Международная статистика свидетельствует о том, что здесь активно проходит регистрация подставных предприятий, служащих зачастую для получения вида на жительство, проведения фиктивных внешнеэкономических операций и отмывания денег, в том числе от нелегального ввоза угнанных автомобилей. В глобальном рейтинге ведения бизнеса Doing Business 2015 Болгария занимает 36 место из 189. Регистрация новых предприятий в Болгарии требует всего четырех процедур, 18 дней. При необходимости возможно полное отсутствие уставного капитала. Поэтому по легкости регистрации новых предприятий страна занимает 52 место. По статистике, за 2014 год в Болгарии было зарегистрировано 42613 новых предприятий, что составило 8,86 предприятий на каждую 1000 жителей страны. Для сравнения, в Украине этот показатель составляет 0,92 на 1000 жителей. Даже у Сингапура, который занимает первую позицию глобального рейтинга, интенсивность создания новых предприятий составляет 9,51.
Во многом практика регистрации фиктивных компаний успешно используется для создания возможности въезда на легковых авто с болгарскими регистрационными номерами на территорию стран, не являющихся членами ЕС (Молдова, Украина, Сербия), где таможенное законодательство благоприятствует подобным схемам. Например, по последним данным, Министерство финансов Республики Молдова предлагает вообще отменить существующее на сегодняшний день ограничение в 180 дней на пребывание в Молдове машин с иностранными номерами. Если посмотреть таможенную статистику ООН за 2014 год, можно отметить, что за весь год Болгария отрапортовала всего о 12 официально ввезенных на территорию Украины автомобилях на общую сумму 61667 американских долларов. Молдавия же за весь 2014 год официально поставила в Украину 78 авто на общую сумму 7 млн долларов.
Рис. 4. Объемы импорта легковых авто из Болгарии в Украину за 2014 год
Источник: UN Comtrade Database
Рис. 5. Объемы импорта легковых авто из Молдовы в Украину за 2014 год
Источник: UN Comtrade Database
Как видим, официальный импорт автомобилей является несущественным по сравнению с количеством ТС на дорогах одесского региона, разъезжающих «под флагами» Болгарии и Молдовы. В силу наличия ряда полулегальных схем ввоза авто в Украину от официальной растаможки можно попросту отказаться.
Чтоб убедится в работе данных схем, мы позвонили по ряду объявлений, предлагающих наиболее заманчивые условия продажи нерастаможенных авто. Во всех случаях нам гарантировали, что механизм отлажен, и Стамбульская конвенция гарантирует неприкосновенность авто с иностранной регистрацией на территории Украины – разумеется, умалчивая о том, что в случае, если компания, на которую зарегистрировано авто, официально перестанет существовать, то и приобретенный автомобиль окажется вне закона. К тому же, таможенники на границе обладают всеми полномочиями ограничивать пребывание таких автомобилей на территории Украины более короткими сроками, например до 10 дней. По сообщению наших источников на авторынках Одессы и ПМР, за небольшую плату на границе в 50–100 долларов автомобиль получает право целый год находиться на территории Украины.
Получение вида на жительство в одной из соседних стран является для украинцев еще одним способом пользоваться авто с иностранными номерами. Эта схема уже давно знакома автомобилистам из приграничных областей Западной Украины, которые, имея украинское гражданство, параллельно находятся на постоянном консульском учете в одной из стран ЕС. Приобретая машину на территории этих стран, украинцы затем без проблем пересекают границу. Эта же схема популяризируется и в Одесской области.
«Если ты иностранец и состоишь на консульском учете, то тогда имеешь право водить авто с иностранными номерами в Украине сроком до 60 дней, – комментирует и этот вариант Адиль. – Хотя если на границе есть свои люди, то можно просто заплатить – и тебе будут ставить отметку и без твоего присутствия, то есть покидать раз в два месяца территорию Украины уже не нужно будет».
Отсутствие официальных данных о количестве граждан Украины, которые приняли иностранное гражданство либо получили вид на жительство за границей, подтверждается в официальном ответе на запрос, направленный нами в Министерство иностранных дел Украины. То есть иностранные консульские учреждения Украины не занимаются учетом подобной информации в интересах украинского государства. Впрочем, для тех, кто не желает иметь двойное гражданство, существует и вариант с регистрацией иностранного автомобиля на нерезидента Украины. Таким образом, украинец становится совладельцем своего собственного автомобиля. Если машина оформлена на иностранного гражданина, срок ее беспошлинного использования на территории Украины автоматически продлевается на год. По истечении этого срока «обнулить счетчик» помогают нужные люди на границе, которые за несколько сот долларов ставят отметку о том, что авто покинуло территорию Украины и въехало вновь – либо выехало насовсем, если гражданин Украины решил перебить номера или отправить авто на разборку. В этой сфере также работает множество компаний и частных лиц иностранного происхождения, готовых привезти в Украину любой автомобиль из Болгарии или Молдовы на условиях Стамбульской конвенции за премиальные в 2000 долларов. Успех подобных операций колоссален, так как за цену, по которой в Украине можно приобрести Chevrolet Lanos или ZAZ Sens, «черные» автодилеры могут доставить Audi А6, Volkswagen Golf или Range Rover иностранной регистрации.
Рис. 6. Сравнение стоимости автомобилей, продаваемых в ЕС, ПМР и Украине
Источник: Объявления на сайтах Mobile.de, Auto.plius.lt, Autoscout24.com.ua
Подобные реалии послужили представителям ГАИ поводом на основании письма Государственной таможенной службы Украины от 5 марта 2013 года в срочном порядке провести чистки рядов автомобилистов, налагая штраф на транспортные средства с иностранными регистрационными номерами и отгоняя их на штрафплощадки. Примечательно, что этот период совпал и с ощутимым обвалом продаж на первичном автомобильном рынке. По официальной торговой статистике ООН, в 2013 году импорт автомобилей в Украину сократился на 16% по сравнению с 2012 годом и упал ниже уровня 2011 года.
Рис. 7. Ежегодные объемы мирового импорта легковых автомобилей в Украину за 2010–2014 гг.
Источник: UN Comtrade Database
Глава III
Украино-молдавская граница:
под прицелом у «черных» автотрейдеров
По данным ассоциации «Укравтопром», продажи иностранных легковых авто в 2015 году нанесли очередной удар по национальному авторынку, который показал падение относительно 2014 года на 52% и составил 46546 единиц. В то же самое время количество первичных регистраций бывших в эксплуатации авто в Украине возросло в 4 раза и составило в 2015 году рекордные 14228 единиц против 3629 единиц 2014 года. Сложившаяся ситуация является уникальной для авторынка, первичный и вторичный сегмент которого обычно изменяются пропорционально. В данном случае мы наблюдаем резкий рост продаж легковых иномарок с пробегом на фоне стремительных потерь первичного авторынка. Подобный диссонанс должен привести к тому, что часть автомобилистов, продавших свои авто, пополнят ряды пешеходов. Но только если не существует нелегальных поставок машин, которые, минуя первичный рынок, попадают на первичную регистрацию прямо из-за рубежа, точнее – через приграничные зоны, без официальной растаможки.
Рис. 8. Динамика продаж новых легковых автомобилей в Украине за период 2010–2015 гг.
Источник: «Укравтопром»
В 2014 году в Германии было продано около 7 млн подержанных автомобилей, что значительно превышает объемы продаж новых легковых авто, которые составили 3 млн единиц. Общий оборот от продаж подержанных автомобилей равнялся примерно 70 млрд евро. Средний возраст автомобилей с пробегом насчитывал 6,5 лет, а средняя цена за агрегат составила 9870 евро. К сведению: доля импорта новых автомобилей в Молдове по-прежнему составляет всего лишь 18%. Это значит, что 82% автомобилей импортируются в страну не через официальных дилеров и сертифицированных поставщиков, а через физических лиц в индивидуальном порядке. Их истинное происхождение зачастую весьма сомнительно. На территории Молдоваы в данный момент находится около 40000 заграничных транспортных средств. Из них 13000 автомобилей передвигаются с регистрационными номерами Болгарии, 20000 – Литвы, где они давно уже сняты с учета или собраны «вручную». Именно поэтому автомобиль с молдавскими регистрационными номерами на одесских дорогах формально может оказаться в недавнем прошлом немецким или же литовским экземпляром. Усиливает данную ситуацию и тот факт, что на территорию Молдовы с 2013 года разрешено импортировать только автомобили возрастом до 10 лет. Таким образом, автомобили модельного ряда до 2005 года официально не могут пройти растаможку на молдавской границе, поэтому автомобилистам не остается другого выбора, как прибегать к услугам «черного» импорта.
В Украине дела обстоят еще сложнее, так как с 1 января 2016 года страна присоединилась к внедрению стандарта Евро-5, согласно которому любой ввоз в Украину автомобилей старше 5 лет будет попросту запрещен или же будет облагаться сбором по повышенной таможенной ставке. Анализ популярных сайтов покупки автомобилей в странах ЕС (Аllegro.pl, Аutogidas.lt, Mobile.de, Auto.plius.lt, Autoscout24.com.ua) дает понять, что за границей цена на четырех- и трехлетние авто с пробегом уже не слишком отличается от аналогичного предложения на отечественном рынке. Существенная разница в цене начинается как раз на авто возрастом 6 лет и более, однако такие с 2016 будут запрещены к ввозу.
В соседнем с Одесской областью Приднестровье половина авторынка состоит из автомобилей с регистрацией Болгарии и Литвы. Некоторые автомобили в дальнейшем поступают на внутренний учет, для того чтобы скрыть свое истинное происхождение, и затем продаются под регистрационными номерами ПМР в Украину. В большинстве случаев незаконный трафик легковых авто из Молдовы и ПМР представляет собой торговлю угнанными авто из стран Центральной и Восточной Европы, через нелегальные каналы попадающие на территорию ближайших соседей. Недавнее задержание в пункте пропуска «Кучурган» гражданина Молдовы, использовавшего угнанный автомобиль Audi A4 2007 года выпуска приднестровской регистрации, полностью описывает подобную практику. В ходе проверочных мероприятий правоохранители установили, что указанное транспортное средство было похищено в Германии в 2008 году. Из объяснений водителя, 41-летнего гражданина Молдовы, стало известно, что автомобиль он приобрел в этом году в Приднестровье. Пограничники направили в Раздельнянский ОП ГУНП в Одесской области сообщение о наличии признаков преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 185 УК Украины «Кража».
Все дело в том, что в Приднестровье пошлины на ввозимые из ЕС иномарки намного ниже, чем в других странах, именно поэтому в ПМР ездит огромное количество краденного из ЕС автотранспорта. Так как эта территория не контролируется ни центральными властями Молдовы, ни бюро Интерпола, то контрабандисты под прикрытием чиновников чувствуют себя вполне вольготно: автомобили регистрируются под приднестровскими номерами, а уж затем по вышеуказанным схемам перегоняются в Украину.
Рис. 9. Сравнительная стоимость растаможивания автомобилей различных возрастных групп в Украине, Молдове и ПМР
Источник: аналитический отдел ГТК ПМР, Таможенная служба Республики Молдова, Одесская таможня Государственной фискальной службы Украины
Низкие таможенные ставки на ввоз автомобилей в Приднестровье способствуют тому, что нелегальный поток легковых машин из стран ЕС, направленных туда, оседает на его территории и получает свою вторую прописку. Помимо этого в республике до 2 сентября 2015 года была продлена «таможенная амнистия» на весь автотранспорт возрастом от 10 до 14 лет, ввезенный на ее территорию до 31 декабря 2014 года, призванная способствовать полной таможенной очистке импортных авто. Процедура не предполагала проверку подлинности происхождения автомобиля, а была направлена на полное возмещение расходов, которые власти ПМР недополучили в связи с не оформленным законно автомобилем.
Недавнее расследование, проведенное украинскими журналистами из информационного агентства «Наш продукт», существенно пролило свет на одну из коррупционных схем, которая применяется на границе с Украиной. Активистов привлекла информация о незаконной торговле украинскими загранпаспортами в ПМР, так как существовало немало случаев обнаружения расхождений между законным получением загранпаспорта Украины и практикой, имеющей место на территории Приднестровья. Стоит упомянуть, что на официальный запрос, направленный нами в Министерство иностранных дел Украины, был получен ответ, что «иностранные дипломатические учреждения производят оформление и выдачу заграничных паспортов исключительно гражданам Украины». В действительности же оказалось, что множество связанных компаний и юридических лиц – посредников в оказании услуг по получению украинских загранпаспортов контролируют данный процесс и прочно наладили собственные контакты со многими государственными учреждениями. Формально получение заграничного паспорта Украины для граждан ПМР в 2011 году оценивалось в сумму от 1000 до 10000 американских долларов. Каким же образом эта незаконная деятельность связана с нелегальным трафиком автомобилей через приднестровско-украинскую границу? Ответ мы узнали от нашего коллеги, общественного активиста из Приднестровья Артема Иноземцева, который связывает данные факты именно с торговлей угнанными автомобилями:
«Перегон в Украину краденых авто начался еще в конце 90-х – начале 2000-х годов. Некие люди открыто предлагали сделать гражданство Украины жителям ПМР взамен на то, что эти жители фиктивно купят дорогую иномарку и формально перегонят ее в Украину. То есть тысячи приднестровцев, не имеющие никакого отношения к Украине, получали украинский паспорт (заграничный. – Прим. автора), затем оформляли внутренний паспорт Украины и делали украинскую прописку. При этом беспошлинно ввозились дорогие иномарки, которые затем регистрировались в Украине, а фиктивные переселенцы, выезжавшие на ПМЖ лишь на бумаге, возвращались назад. Известны случаи, когда «перепрописка» туда и снова назад занимала всего сутки. В этих серых схемах принимали участие некие лица, предположительно из украинской общины Тирасполя. Также были налажены контакты с сопредельными паспортными отделами РОВД соседних районов Украины для ускорения прописки-выписки фиктивных переселенцев».
Совсем недавно пограничниками Белгород-Днестровского отряда на пункте пропуска «Кучурган» было обнаружено пять человек, граждан Молдовы, которые направлялись в Украину по паспортам, проходившим по базе данных Интерпола как утерянные. Таким образом, благодаря существованию коррупционных схем лица, не имеющие оснований для получения гражданства Украины, в ускоренном порядке получают украинский загранпаспорт в посольстве Украины в Кишиневе, затем фиктивно покупают автомобиль с молдавскими либо приднестровскими номерами, выписываются из ПМР, оформляя переселение в Украину, и перевозят автомобиль с собой через границу. Становится понятно, что сам переселенец – это всего лишь подставное лицо, за которым стоят интересы нелегальных автотрейдеров. Подобные перегонщики используются лишь для юридического оформления факта пересечения границы. В дальнейшем, после того как автомобиль оказывается на территории Украины, субъект снова выписывается и прописывается назад в ПМР, а покинуть территорию Украины может хоть пешком. Особенностью данной схемы является то, что все это делается фиктивно, никто никуда не ездит, а оформление подобной процедуры занимает сутки или неделю.
«Подруге как-то сделали украинский загранпаспорт, – рассказывает Артем Иноземцев. – И эта подруга фиктивно перевезла Porsche, не вставая с кровати. Просто так украинцы не имеют права ездить с приднестровскими номерами, с приднестровскими номерами могут ездить граждане Молдовы и ПМР, проживающие в Украине по виду на жительство, а также граждане Украины, постоянно прописанные на территории Молдовы или ПМР согласно украинскому загранпаспорту. А таких уже много».
Фиктивные переселенцы де-факто получают право на льготную растаможку приднестровских машин в Украине и льготную их регистрацию под украинскими номерами. Регистрация краденых машин под регистрационными номерами ПМР используется также для ввоза в Украину автомобилей, которые впоследствии ожидает разборка на детали. Источники в пограничной службе Белгород-Днестровского района сообщили нам о задержании в январе 2016 года 29-летнего гражданина Молдовы, который «забыл» вывезти с территории Украины автомобиль Volkswagen, зарегистрированный в Литве. Мужчину, который шел пешком, наряд задержал при проверке документов в пункте пропуска «Кучурган». В ходе проверочных мероприятий оперативные сотрудники Госпогранслужбы и таможенники установили, что иностранец осуществил ввоз автомобиля из ПМР весной 2014 года и по настоящее время не вывез его с территории Украины. Гражданина передали работникам таможни, где за это нарушение иностранцу грозит штраф в размере 17000 гривен. Другой подобный случай – недавнее задержание гражданина Молдовы, который прибыл в пункт пропуска «Кучурган» на въезд в Украину на легковушке марки Mercedes немецкой регистрации. Оперативники Госпогранслужбы установили, что летом 2013 года иностранец ввез в Украину автомобиль Mitsubishi, зарегистрированный в Германии, и до сих пор не вывез его с территории Украины. Стоит отметить, что в конце прошлого года пограничники Белгород-Днестровского отряда совместно с работниками фискальной службы разоблачили четырех человек, которые на протяжении двух последних лет ввезли таким же образом на территорию Украины более 30 транспортных средств. В 2014 году молдавскими властями было выдано гражданам ПМР 25489 паспортов, чуть больше чем в 2015 году – 24557 молдавских паспортов. Данный факт свидетельствует о том, что действия по нелегальному ввозу автомобилей на территорию Украины гражданами Республики Молдова на самом деле могут вполне себе выполняться гражданами ПМР, получившими в недавнем прошлом молдавские паспорта.
«Через поля ничего не перегоняется – все строго через посты (пограничные. – Прим. автора), – комментирует ситуацию Артем Иноземцев. – Вся коррупция на постах. За небольшие деньги, 100–500 долларов, можно вообще сделать так, что авто якобы не пересекало пост. В базе его типа нет, а человек прошел пешком».
Глава IV
Звенья одной цепи
Сводки главного управления Национальной полиции в Одесской области пестрят заголовками о задержанных злоумышленниках, промышляющих перебивкой номеров агрегатов автомобилей, а также найденных транспортных средствах, происхождение которых весьма сомнительно. Сегодня по оценкам экспертов черный рынок угнанных авто в Украине оценивается в 5–7 млрд гривен и составляет 11,9 тыс. единиц, то есть 25–30% первичного рынка продаж новых авто. По статистике, в 2013 году было раскрыто 53% подобных преступлений, а в 2014 году – всего 28%. Это значит, что МВД находит только каждый четвертый угнанный автомобиль, а три автомобиля бесследно исчезают.
Глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко согласен с тем, что автомобилей, нелегально ввезенных в Украину, становится все больше, ведь, несмотря на затяжную стагнацию автомобильного рынка, начавшуюся еще в 2013 году, уверенный рост количества автомобилей на дорогах страны продолжается. «Но их количество определить невозможно, – говорит Олег Назаренко. – Таможня называет одну (официальную. – Прим. автора) цифру, а сколько ввозится двойников, сестричек, доноров, битых, для разборки… Это все контрабанда, посчитать ее невозможно». Для получения дополнительной информации по этому вопросу наша журналистская группа обратилась в Государственную фискальную службу Украины с целью выяснить, каково количество легковых автомобилей с регистрационными номерами стран Европейского союза, растаможенных в Украине за период 2014–2015 годов. Однако в ответе на официальный запрос значится, что получение таких сведений «не представляется возможным».
Не последнюю роль в процветании незаконного ввоза транспортных средств на территорию Украины играют владельцы подпольных СТО, которые и обеспечивают последующее сокрытие следов контрабанды. Именно они помогают перебивать номера агрегатов ворованных авто, попадающих на территорию Украины через приграничные районы, и затем подготавливают их для присвоения украинских регистрационных номеров. Отдельно практикуется разбор авто на детали для ремонта автомобилей, попавших в ДТП, владельцы которых не желают тратить деньги на оригинальные автозапчасти. Подобные гаражи находятся в местах, тяготеющих к каналам сбыта нелегальных авто или же располагаются поближе к потребителю. Среди наиболее крупных центров отмывания «грязных» автомобилей можно назвать Измаил, Одессу и Раздельную, где несколько частников в индивидуальном порядке совершают замену заводских номеров агрегатов и в случае необходимости – снятие ценных деталей с дорогих иномарок, пригнанных, в том числе из ПМР и Молдовы. Владельцы нескольких авто разборок в Молдавии также подтвердили, что в последние годы растёт количество авто с иностранными номерами, поступающих к ним для разбора на запчасти.
Нам удалось связаться с одним из пособников «черных» автотрейдеров, который работает на подпольном СТО в Одессе:
«Каждое авто находится под своим VIN-кодом, который является его своеобразным «ДНК», заключая в себе информацию о стране, компании, модели, годе выпуска и комплектации. Сейчас на дорогах Одесской области автомобили с умышленно перебитыми номерами встречаются сплошь и рядом. Владельцы могут и не знать о том, что авто, по сути, им не принадлежат. Не все автомастера знают, где находятся VIN-коды, а потому часто, работая на скорую руку, совершают оплошности. На этом-то и ловят сотрудники ГАИ».
По словам нашего собеседника, большинство деталей, выставленных на продажу на авторынках Одессы, так называемых «разборках», попадают туда вовсе не с автомобилей, попавших в ДТП, как это объясняют клиентам. Основная их масса снимается с угнанных либо нерастаможенных автомобилей, нелегально завезенных в Одесскую область. За последние несколько лет партнеры Миссии ЕС EUBAM – молдавские и украинские ведомства, работающие на границе, и правоохранительные органы – улучшили свою работу в сфере борьбы с преступностью, связанной с автомобилями. Миссия EUBAM поддерживала целый ряд инициатив, направленных на институциональное развитие кооперации в этой сфере. Сотрудничество и обмен информацией между ведомствами, работающими на границе, и правоохранительными органами внутри Молдовы и Украины помогли бороться с приграничным трафиком угнанных автомобилей более эффективно. В 2012-2015 гг. Миссия координировала работу «Специальной группы по преступлениям, связанным с автомобилями», целью которой было приведение деятельности партнерских служб в этой сфере в соответствие с опытом международным правоохранительных ведомств и лучшими практиками ЕС. Специальная группа объединяла представителей Генеральной инспекции полиции Молдовы, Таможенной службы и Государственной пограничной службы Украины, Государственной фискальной службы Украины и Министерства внутренних дел Украины. Эта Группа служила платформой для обсуждения соответствующих аспектов операционной деятельности в сфере борьбы и предотвращения преступлений, связанных с автомобилями, в регионе. Для более успешного противодействия подобным преступлениям, EUBAM способствовала обмену информацией между молдавскими и украинскими партнерами и их коллегами из стран-членов ЕС, Европола и других международных правоохранительных агентств.
Представители Национальной полиции 13 ноября 2015 года направили официальный запрос на юридическую оценку международно-правового статуса непризнанных республик в МИД Украины. На основании полученного ответа было вынесено решение о запрете передвижения по Украине транспортных средств с регистрационными номерами, полученными в не признанных Украиной государственных образованиях, в число которых входит и Приднестровская Молдавская Республика. Таким образом, Национальная полиция решила приравнивать вождение подобных автомобилей к ситуации с полным отсутствием на них номерных знаков и действовать в данном случае согласно закону. Дополнительно глава Государственной фискальной службы Роман Насиров в сентябре 2015 года поставил вопрос о размещении в открытом доступе онлайн баз данных растаможки всей таможенной службы Украины. Разумеется, обеспечение контроля над передвижением «черных» авто по территории Украины требует вовлечения больших административных и материальных ресурсов и не повлечет за собой полной ликвидации нелегального ввоза транспортных средств с иностранной регистрацией, пока не приобретет общенациональный масштаб.