В ноябре 2014 года вступила в силу политическая часть соглашения об Ассоциации между Украиной и Европейским союзом, которая была подписана 21 марта 2014 года.
– Мы приветствуем начало временного применения важных частей Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС с 1 ноября 2014 года. Это соответствует стремлениям украинского народа, который засвидетельствовал свою поддержку тесным отношениям с Европейским Союзом, в том числе совсем недавно во время парламентских выборов 26 октября, – идется в заявлении от имени президентов Украины, Европейского Совета и Европейской Комиссии по случаю начала временного применения Соглашения об Ассоциации.
При условии выполнения положений, которые закреплены в соглашении об Ассоциации, Украина получает отличный шанс для реализации пакета реформ, которые поддержит ЕС. Это станет важным подспорьем на пути к имплементации европейских стандартов в Украине. Однако политический аспект Ассоциации предусматривает не только одностороннее принятие со стороны Украины, но весьма длительный процесс вступления их в силу.
– Чтобы полностью имплементировать договор нужно провести большое количество юридических процедур, и не только со стороны Украины. Украина свои процедуры завершала. Ратификация, подпись президента. Со стороны ЕС есть нюансы. Это намного более сложная организация. Нужно решение Совета ЕС, это политическая власть стран-членов, это, как правило, премьер-министры или президенты. Это 28 участников. Для этого нужно решение Европейского парламента и ратификации или решения на уровне национальных парламентов – поясняет механизм принятия данного документа политический аналитик Владимир Горбач.
Читайте также на «Информер»: Новый состав Кабинета Министров: поменяли шило на мыло или ждать реформ?
В настоящее время только девять стран-членов ЕС ратифицировали договор об Ассоциации с Украиной. Среди стран в числе первых подписавших этот документ – Болгария, Венгрия, Литва, Латвия, Мальта, Румыния, Словакия, Эстония и Швеция. В Польше данный документ проходит процедуру ратификации сеймом.
– Надеемся, что остальные государства-члены ЕС ратифицируют соглашение до саммита Восточного партнерства, который состоится в Риге в мае следующего года, – отметил спикер Министерства иностранных дел Украины Евгений Перебийнис.
Что заключает в себе политическая часть договора об Ассоциации с ЕС?
Политические аспекты европейской интеграции заключены в преамбуле, первой, второй и седьмой статьях документа. В преамбуле упоминается, что ЕС поддерживает устремления Украины стать членом европейской семьи народов и приветствует ее выбор, в том числе обязательства развивать устойчивую демократию и рыночную экономику. Также здесь подтверждается приверженность основным правам человека, уважение независимости, суверенитете, территориальной целостности и нерушимости границ Украины.
Важный аспект подписания политической составляющей договора об Ассоциации признание того, что государства должны «сохранять и укреплять мир и стабильность в региональном и международном измерении в соответствии с принципами Устава ООН и Хельсинского заключительного акта и целей Парижской хартии». Здесь же, в первой статье документа, речь идет о сотрудничества в сфере юстиции, свободы и безопасности с целью обеспечения верховенства права и уважения прав человека и основополагающих свобод.
В целом же политическая часть договора посвящена политическому диалогу и реформам, политической ассоциации, сотрудничеству и синергии в сфере политики безопасности и внешней политики.
Экспертные мнения о важности выполнения политической части договора об Ассоциации между ЕС и Украиной.
В экспертных мнениях по вопросу выполнения Украиной положений политической стороны Ассоциации с ЕС преобладают подходы институционального характера. Т.е. прежде всего, стоит проблема ответственности и того, какие институты (министерства, ведомства, комиссии и проч.) будут отвечать за поставленную цель (интеграцию и имплементацию) и какими способами она будет достигаться.
– В плане действий правительство должно теперь четко прописать: кто, где, когда и за счет каких ресурсов в какие сроки будет выполнять положения соглашения. Ведь этот документ предполагает комплексное реформирование всей социально-экономической системы Украины, – считает научный консультант по экономическим вопросам Центра Разумкова Владимир Сиденко. – По сути, речь идет о создании механизма, который приблизит страну к стандартам и техническим процедурам, которые действуют в ЕС.
(Инфографика – газета Україна молода)
Игорь Бураковский, руководитель Института экономических исследований и политических консультаций, в свою очередь считает, что украинским властям необходимо создать конкретный пошаговый план по реализации соглашения об ассоциации.
– Правительство должно создать реалистичный, достаточно понятный для всех правительственных органов и бизнеса план имплементации соглашения. Причем это должны быть не просто слова о том, что мы будем имплементировать, украинскому бизнесу должно быть все понятно по поводу изменений, которые его ожидают в зависимости от сферы деятельности, – уверен Игорь Бураковский. – Также правительство должно в нынешних условиях посчитать, во что реально обойдется имплементация тех или иных европейских актов, которые мы должны будем внедрить в украинское законодательство в соответствии с соглашением. Правительству уже сейчас надо думать, кто войдет в те или иные органы, которые будут управлять реализацией соглашения. Дело в том, что это соглашение предполагает создание целого ряда специализированных органов по отдельным направлениям и уже сейчас надо представлять, как Украина будет в этих органах сотрудничать с ЕС. Это сотрудничество – не формальное членство, оно предполагает определенные затраты времени, человеческих ресурсов. Правительству сейчас надо поработать с экспертным сообществом для того, чтобы можно было адекватно выполнять соглашение об ассоциации.
В свою очередь бывший руководитель МИДа Владимир Огрызко отмечает необходимость создания специального государственного органа, который бы отвечал только за ассоциацию с Европейским Союзом.
Читайте также на «Информер»: Новый кабинет министров: реформы или стагнация, третьего не дано
– Необходимо создать государственный орган, который будет заниматься реализацией соглашения между Украиной и ЕС. Этот орган должен начать выполнять все то, что там написано. Надо договориться, чтобы европейские коллеги в каждом украинском ведомстве имели своих представителей и нам помогали с реализацией пунктов соглашения, – считает Владимир Огрызко.
Кроме того он уверен, что выполнение политической части договора об Ассоциации будет облегчено при обращении к опыту стран Восточной и Центральной Европы, которые прошли этот путь.