Представить себе избирательный процесс без участия журналистов, наверное, также сложно, как и без избирателей и кандидатов.
Роль журналистов в освещении предвыборной гонки, проведения самого волеизъявления граждан и подсчете голосов сложно переоценить, поэтому в этом обзоре мы постараемся определить, какими правами обладает представитель СМИ на избирательном участке, какие ограничения и обязанности на него налагает закон, а также насколько частыми являются нарушения прав журналистов на выборах в Украине.
Статус представителя СМИ регулируется рядом законов.
Статус представителя СМИ во время голосования на внеочередных выборах народных депутатов Украины определяется на основании Закона Украины «Об информации», Закона Украины «О печатных средствах информации (прессу) Украины» и Закон «Про выборы народных депутатов Украины».
Согласно части четвертой Ст. 13 Закона, представителям СМИ гарантируется беспрепятственный доступ на все публичные мероприятия, связанные с выборами, в том числе на заседания избирательной комиссии и на избирательных участках вдень голосования. Ст. 34 Закона детализирует порядок доступа представителей СМИ на участках в день голосования и на заседаниях избирательной комиссии.
Так, журналист, аккредитованный от телеканала, печатного или электронного издания имеет право быть на заседании избирательной комиссии без приглашения, в том числе при подсчете голосов и установлении результатов голосования, на избирательном участке в день выборов, в помещении, где проводится голосование.
Избирательные комиссии, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, должностные и официальные лица этих органов обязаны в рамках своих полномочий предоставлять работникам СМИ информацию о подготовке и проведении выборов народных депутатов Украины.
Права журналистов.
Таким образом, в соответствии с избирательным законодательством Украины, (а также принимая во внимание положение Закона Украины «О печатных средствах массовой информации (прессу) в Украине») наблюдатели в полномочиях представителя СМИ имеют следующие права:
1. Правом беспрепятственного доступа и присутствия на избирательных участках и на заседаниях избирательных комиссий в день выборов без соглашения и без приглашения избирательной комиссии.
2. Правом на получение от избирательных комиссий, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, должностных и официальных лиц этих органов необходимой информации по вопросам проведения и подготовки выборов.
3. Правом открытого осуществления записей, в том числе с использованием каких-либо технических устройств.
Журналист, находясь на избирательном участке, имеет право не только фиксировать, но и предотвращать нарушения, которые могут осуществляться на избирательном участке. В частности, он имеет право:
1. Сообщать членам комиссии о нарушениях во время проведения заседания комиссии и в день голосования на избирательном участке, а также во время голосования по месту пребывания избирателя.
2. Предупреждать членов избирательной комиссии и других лиц, которые находятся на её заседании или находятся на избирательном участке в день голосования, а также во время голосования вне её территории об ответственности за нарушения избирательного законодательства.
3. Фиксировать нарушения избирательного законодательства.
Ограничения деятельности журналистов.
Однако журналист не может оспорить действия субъекта избирательного процесса (деятельность избирательной комиссии, кандидатов, партий, которые их выдвинули, официально зарегистрированных наблюдателей, избирателей).
– Журналисты и СМИ не являются самостоятельными субъектами избирательного процесса, поэтому они не могут оспорить действия полноценного субъекта избирательного процесса, – подчеркивает юрист Института массовой информации Роман Головенко.
Не стоит забывать, что аккредитация журналиста согласно Закону «Про информацию» происходит при наличии редакционного удостоверения или удостоверения журналиста выданного Национальным союзом журналистов Украины.
При этом на документе как минимум должны быть фото журналиста, печать и подпись руководителя. Это в некоторой степени ограничивает возможность работы на участках журналистам-фрилансерам.
Среди ограничений, которые накладывает закон на журналиста во время выборов стоит отметить ряд особенностей. На избирательном участке не должно быть более двух представителей одного средства массовой информации. Кроме того в случае нарушения журналистом правил поведения на избирательном участке, в случае, если представитель СМИ мешает работе комиссии он может быть удален с избирательного участка.
– Если представитель медиа неправомерно препятствует работе избирательной комиссии, то эта комиссия может принять решение о лишении журналиста права присутствовать на заседании комиссии, – объясняет тонкости предвыборного законодательства юрист Роман Головенко.
Согласно законодательству Украины журналист обязан, сбалансировано подавать материал о выборах, предоставляя комментарии всех субъектов избирательного процесса.
– Основные принципы освещения информации перед выборами: достоверность (наличие достаточного подтверждения информации приведенной в сюжете, материале источниками и ссылки на них); незаангажированность (отношение журналиста к политической силе/кандидату не должно быть заметно в материале), полнота представления фактов (в материалах должны быть представлены все важные аспекты), точность информации (каждый аспект должен быть подан адекватно реальности), объективность, – дает свои рекомендации журналистам Роман Головенко.
В частности, при оглашении результатов социологических исследований, опросов общественного мнения, журналист обязан соблюдать следующий алгоритм:
1. Указать организацию, которая провела опрос/исследование.
2. Время его проведения.
3. Количество опрошенных в результате опроса/исследования.
4. Метод проведения опроса/исследования.
5. Точная формулировка вопроса.
6. Статистическую оценку возможной ошибки выборки.
Нарушения прав журналистов во время выборов и процессуальные последствия.
Препятствие осуществлению профессиональной деятельности журналиста на выборах оценивается с точки зрения нарушения целого ряда законодательных актов. В частности, согласно Ст. 34 Конституции Украины каждый гражданин Украины имеет право на свободный сбор, сохранение, использование и распространение информации устно, письменно или в любой другой форме.
Мы уже указывали выше согласно каким положениям Закона «Про информацию» журналист может осуществлять письменные, аудио- и видеозаписи. Препятствие в произведении этих действий трактуется как нарушение закона.
Фотографы и оператора должны также помнить, что согласно Ст. 307 Гражданского кодекса Украины в случае проведения съемки на улице или в помещении во время публичных мероприятий (выборы входят в это число), то разрешение от того кого снимают не требуется.
В крайнем случае, препятствие работе журналиста может стать поводом для уголовного дела по Статье 171 Криминального кодекса Украины. Санкция этой статьи предусматривает наказание за препятствие законной профессиональной деятельности журналиста в виде штрафа в размере до 50 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, арестом на срок до шести месяцев либо ограничение свободы на срок до трех лет.
Преследование журналиста должностным лицом (например, главой избирательной комиссии) ведет к значительно более серьёзным последствиям, вплоть до пятилетнего ограничения свободы для нарушителя закона.
Несмотря на то, что члены избирательных комиссий, все участники и субъекты избирательного процесса, должны быть осведомлены о правах журналистов, во время последних внеочередных выборов президента 2014 года КИУ были зафиксированы случаи препятствия деятельности журналистов.
– В ходе избирательного процесса на внеочередных выборах специалистами Комитета избирателей Украины совместно с привлеченными экспертами в Одесской, Николаевской и Херсонской областях было зарегистрировано 32 случая препятствия деятельности журналистов. Такие нарушения серьёзно снизили прозрачность и публичность избирательного процесса и существенно ограничили возможность журналистов по реализации своих профессиональных прав, а также полноценного освещения избирательной кампании, – идется в итоговом отчете Комитета избирателей Украины.
Станислав Кинка