Какой быть новой Конституции Украины: мнения экспертов

В Украине ширится дискуссия относительно будущей Конституции страны. По целому ряду причин действующий Основной Закон вызывает множество вопросов в экспертном сообществе. Невозможность гармонизировать ветви власти и попытка наделения их механизмами сдержек и противовесов обернулась в реальности низкой работоспособностью в связи с постоянным конфликтом власти президента и правительства.

 

В связи с тем, что Конституция Украины претерпела ряд изменений (2004, 2010 и 2014 годов), то эксперты считают, что необходимо инициировать широкое обсуждение не просто изменения Конституции, а выработки нового текста Основного Закона Украины, учитывая текущее положение как во внутренней политике, так и учитывая внешнеполитические реалии.

Конституция Украины: хроника изменений

Украинская Конституция была принята в 1996 году. Но на протяжении менее чем десяти лет в неё были внесены ряд изменений, которые никак не могут быть органично приняты. Причина проста: они вносились в неконституционный, нелегитимный способ. В конечном счете, это привело к попытке узурпации власти и Революции Достоинства 2013-2014 гг.

 

«Беззаконие власти, которое мы пережили, началось ещё в 2010 году: неконституционное возобновление предыдущей редакции Конституции, внесение изменений в законы, где Президент наделялся непредусмотренными полномочиями, по средствам которых он взял под контроль всю систему власти», – уверены составители работы «Обновление Конституции как завершение революции».

 

Конституция 1996 года была компромиссом элит, «так мы вынуждены были идти на компромиссы с тогдашним коммунистическим большинством в парламенте», – подчеркивает Тарас Стецькив. В результате Украина получила ситуацию, когда половина власти у президента, половина у парламента, судебная ветвь полностью зависела и от парламента и президента, а генеральный прокурор зависел полностью от президента. После этого наступило время вмешательств в сам текст Конституции.

 

«За 20 лет конституцию 1996 года разрушили тремя ударами. Первый раз её изменили в 2004 году во время Оранжевой революции. Тогда элита во главе с Леонидом Кучмой боялась, что у Виктора Ющенко будет много полномочий. Они решили переписать Конституцию, забрать полномочия у президента и передать их премьеру и парламенту. Это привело к войне между Ющенко и Тимошенко. Во второй раз её разрушил Виктор Янукович. В 2010 году он вызвал судей Конституционного суда и приказал ликвидировать изменения к Конституции 2004 года и вернуться к Конституции 1996 года. Это было юридически невозможно, но группа авторов во главе с министром юстиции переписали Конституцию. В третий раз ее изменили уже после Революции Достоинства, когда Виктор Янукович убежал», – подчеркивает Тарас Стецькив.


Тарас Стецькив – слева

 

С другой стороны сам по себе дискурс обновления/изменения Конституции навязан Украине извне. Это, по мнению, Тараса Стецькива, народного депутата Украины ряда созывов, участника разработки и принятия текста Конституции в 1996 году, результат действий Российской Федерации.

 

«Сразу же после аннексии Крыма, после начала событий на Донбассе 6 апреля 2014 года, когда были захвачены государственные учреждения при полной пассивности СБУ, милиции, власти, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что для того, чтобы решить гражданский конфликт на Востоке Украины, необходимы изменения к Конституции в Украине», – говорит эксперт.

 

По его мнению, позиция руководства России была проста: создать невозможную для проведения реформ ситуацию и заставить украинское руководство пойти на федерализацию Украины. В свою очередь, нынешнее руководство Украины решило «сыграть» с противником и в результате появились Минские соглашения, которые вызвали и вызывают большое количество дискуссии, в том числе в аспекте их противоречия Конституции Украины.

Противоречия Минских соглашений и процесс выработки нового текста Конституции

Наличие в тексте Минских соглашений ряда положений, которые фактически могут закрепить особый статус отдельных территорий на Донбассе, т.е. легитимизировать незаконные вооруженные формирования, по мнению ряда экспертов, должно привести к выработке нового текста Конституции, где должны найти отражение проблемы реформ, территориального статуса, государственных границ, границ и полномочий всех ветвей власти.

 

«Страна сидит на пороховой бочке. Страна не получила необходимых реформ. Дискуссия о Конституции – это не просто разговор об абстрактных вещах, это разговор о тех правилах, по которым мы должны договориться жить. В каких границах, какую страну строим: с Донбассом, или без Донбасса, с Крымом или без Крыма? Какая в этом государстве должна быть власть, такая как сейчас, когда каждый год президент и премьер-министр вне зависимости от фамилии перетягивают одеяло на себя, или нам надо перейти к модели чисто президентской или чисто парламентской республики. Какой должна быть модель децентрализации? Сколько денег стоит оставить регионам, и каким объемом полномочий их наделить. Что делать с судами?», – задает вопросы один из инициаторов движения за новую Конституцию Тарас Стецькив.

 

Существует три пути, по мнению эксперта: признать изменения, которые были внесены неконституционно и незаконно, вернуться к варианту 1996 года и разработать новый текст, который будет вынесен на всеукраинский референдум.

 

По его мнению, следует инициировать публичное обсуждение возможности принятия новой Конституции, которая будет, в свою очередь, разработана с учетом мирового опыта, не политиками, которые сами будут делегированы народом.

 

«Когда мы говорим о реформировании Конституции, международные эксперты и специалисты выделяют два основных элемента: качество написанного текста (за сто лет конституционного процесса для экспертов не составляет труда скомпоновать лучшие образцы). Вопрос, однако, заключается в том, будет ли она в таком случае украинской, не повторит ли путь Конституции 1996 года? И второе, это законность – способ, которым она принимается должен быть законным. Поэтому мы предлагаем путь создания Учредительного собрания», – говорит Сергей Кищенко, член правления Международного центра перспективных исследований.


Сергей Кищенко – слева

 

Учредительное собрание в планах инициативной группы имеет 400 членов и избирается в многомандатном общенациональном округе по спискам политических партий, которые набрали на последних парламентских выборах более 2% голосов (100), 75 человек избираются по мажоритарному принципу относительного большинства, по три человека от АР Крым, областей, города Киев и города Севастополь и 225 человек избираются по принципу мажоритарной избирательной системы относительного большинства в трехмандатных избирательных округах.

 

«Если не принимается в парламенте вариант с разработкой новой Конституции, то депутатами выносится Закон «О порядке принятии новой Конституции Учредительным собранием». Если парламент принимает этот Закон, то весной выбираем Учредительное собрание, за лето оно пишет текст Конституции, люди принимают в этом самое активное участие и в конце года на референдуме народ или принимает текст или отвергает его. Если же парламент не принимает 300 голосами изменения Порошенко и отвергает наш Закон, тогда мы переходим к плану «Б». Мы можем провозгласить референдум по народной инициативе и собрать 3 млн. подписей по Украине, чтобы сам народ решил какую Конституцию и в какой способ принимать в Украине. Тогда процесс сбора подписей превращается в создание широкомасштабного движения «За новую страну, за новую жизнь»», – говорит Тарас Стецькив.

 

По словам одного из инициаторов движения за выработку новой Конституции, руководителя Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко, подобная инициатива является одним из вариантов того, как можно перевести недовольство властью радикальных слоев общества в конструктивное русло диалога и найти площадку для мирного и цивилизованного обсуждения будущего страны.


Игорь Колиушко – справа

 

В состав Коалиции гражданского общества «Народная Конституция» вошли общественные организации «Конституционный конвент», «Украина – это я», «Глобал Юкрейн», Международный центр перспективных исследований, «ЦППР», «Украинская стратегия» и «Единый украинский призыв».

Станислав Кинка