Открытость работы Одесского областного и городского совета. Анализ на соответствие антикорупционному законодательству

Анализ нормативно-правовых актов местной власти на соответствие новому  антикоруппционному законодательству, проводимый совместно Центром политических студий и аналитики (ЦПСА, Киев) и Институтом Политической Информации (Одесса), выявил множество правовых коллизий.

 

В своих действиях местные власти нередко ссылаются на положения общего закона, в то время как определённые нормы права должны быть подтверждены соответствующими решениями, программами и регламентами местной власти.

 

Ещё в 2013 году при аналогичном анализе открытости местных бюджетов Виктор Таран, директор ЦПСА, подчеркнул, что ситуация с контролем бюджета в Украине достаточно плачевная. По его словам, 80% органов местной власти не публикуют информацию о бюджете или публикуют в недоступной для обывателя форме.

 

Сейчас Одесский областной совет в связи с новыми кадровыми назначениями и перестановками, демонстрирует стремление к прозрачности и подотчётности власти, однако есть и ряд системных проблем, существование которых перечёркивает любую риторику апологетов европейской Украины:

 

-отсутствие процедуры общественных слушаний перед принятием бюджета (что прописано, например, в бюджетном регламенте Житомирского горсовета);

 

-отсутствие публикации информации о расходной части бюджета (положительным примером здесь служит Черновицкий горсовет);

 

-Областной совет не участвует в системе электронных допороговых закупок (об опыте участия свидетельствует практика Львовского горсовета);

 

-отсутствует процедура заблаговременного оповещения про время, место и повестку дня заседаний постоянных  депутатских комиссий через веб-сайт совета (информирует о заседаниях ПДК Черкасский облсовет);

 

-порядок опубликования стенограмм пленарных заседаний не составлен (в Украине стенограммы публикует Ивано-Франковский горсовет);

 

-отсутствует порядок опубликования через официальный веб-сайт совета протоколов заседаний Президии Областного совета (протоколы, например, публикует Деснянский районный совет в Чернигове);

 

– видеоархив пленарных заседаний на официальном сайте Областного совета также отсутствует (Луцкий горсовет имеет такой архив на своём сайте);

 

– на официальном веб-сайте не предоставляется информация о помощниках депутатов Облсовета (Каменец-Подольский горсовет предоставляет такую информацию);

 

– обнародование на официальном веб-сайте совета деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера депутатов городского совета также отсутствует (Львовский горсовет публикует декларации депутатов).

 

Заседания Облсовета транслируются онлайн, однако прямая видеотрансляция заседаний Президии, а также постоянных депутатских комиссий не осуществляются.

 

Ситуация с прозрачностью функционирования Одесского городского совета намного лучше. На официальнос сайте горсовета можно ознакомиться со всеми кадровыми решениями, принятыми нормативно-правовыми актами, распоряжениями городского головы и т.д., однако в регламентах совета также отсутствуют некоторые нормы, которые должны быть приняты в соответствии с измененияем законодательства за последний год.


Следует отметить, что на сайте горсовета существует процедура заблаговременного информирования о времени, месте и примерном порядке дня заседания постоянных депутатских комиссий совета. К тому же, в Регламенте исполнительного комитета наличествует норма о прямой видео-трансляции каждого заседания исполнительного комитета городского совета.

 

Павел Колотвин, руководитель аналитической Института Политической Информации, замечает, что, как правило,  Регламенты местных советов переходят из одного созыва в следующий с незначительными изменениями и дополнениями. В течение всего срока каденции они могут и вовсе не меняться и не обновляться в ногу с законодательством. В некоторых случаях изменения вносятся под определенные политические расстановки.

 

Проект Центра политических студий и аналитики направлен на то, чтобы содействовать имплементации антикоррупционного законодательства и подготовить наработки по его внедрению в региональных советах.

 

 

Приведение в соответствие национального и местного законодательства в соответствии с Законом Украины «О доступе к публичной информации»  – лишь первая ступень к снижению остроты системного кризиса власти в Украине.

 

Недоверие к главным действующим лицам и институтам лежит в основе кризиса легитимности и кризиса участия. Выведение из тени неформальных практик социальной и политической жизни, которые дополняют и заменяют основной закон,  – вот необходимое условие для того, чтобы политическая элита играла по правилам, а не с правилами.

 

Ксения Селина