Роль гражданского общества в процессе демократических преобразований: опыт ЕС и Украины

Влияние граждан на формирование повестки дня в государстве, определение путей реформирования, контроль над осуществлением реформ лежит не только на выборных органах власти. В странах с демократическим устройством это во многом зависит от развитой системы общественных организации и в целом «третьего сектора», который набирает силу и в Украине.


Гражданское общество и его определения.


Определению роли гражданского общества в жизни социума посвящено немало работ философов, политологов и историков. В исторической ретроспективе становление гражданского общества стало возможным благодаря развитию демократии и переходу к бинарной системе отношений между государством и индивидом, опосредованным, в том числе и структурами гражданского общества.


Немецкий философ Юрген Хабермас считает, что гражданское общество – «это постоянно возникающие организации, ассоциации и движения, которые резонируют с тем, что происходит в частной жизни, усиливая и посылая все это в публичную сферу». Публичная сфера в свою очередь, «создана частными индивидами, которые собираются вместе как общественность и артикулируют проблемы общества».


В смысле применения данной концепции к «идеальной демократии», то она выступает в качестве легитимирующего звена для власти и источником общественного мнения.


Французский политолог Ж.-Л. Кермонн определяет гражданское общество через отношение к государству, что является одной из характерных особенностей данного феномена – независимость от государственных структур.


– Гражданское общество слагается из множества межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество без непосредственного участия и помощи государства, – считает французский политолог.

 

Гражданская законотворческая инициатива в странах ЕС.


В странах ЕС, где развитие гражданского общества прошло бдительный процесс становления и развития существует несколько механизмов, благодаря которым общество может влиять на власть, выдвигать идеи реформ, контролировать процесс их воплощения.


В большинстве демократических стран правотворческая инициатива граждан государства закреплена в конституции (Основном Законе) и является формой выражения народовластия. Конституции стран, предусматривающие возможность народной законодательной инициативы, устанавливают, что для внесения проекта закона нужно собрать определенное число подписей, подлинность которых подвергается проверке и подтверждается нотариусом или должностными лицами самоуправления на уровне общин.

 

Читайте также на «Информер»Сотрудничество в Еврорегионе Нижний Дунай: перспективы для Одессы и всего региона


В ряде стран существует норма, согласно которой избиратели, которые осуществляют законодательную инициативу, должны представлять в определенной пропорции разные районы страны. В Румынии, например, не менее ¼ общей численности уездов страны. Часто устанавливается и срок сбора подписей.


Стоит отметить, что гражданская законодательная инициатива, так же как и референдум, обычно не допускается по вопросам налогообложения, амнистии, бюджетного процесса, международным вопросам и вопросам конституционной реформы.


Одним из наиболее характерных примеров внедрения подобного инструмента влияния общества на государство является Германия. В 1993-1994 гг. 5 восточных земель включили гражданские законодательные инициативы и плебисциты в свои новые коммунальные уставы, а к 1997 году «прямая демократия» была введена во всех землях. В настоящее время отдельные федеральные земли Германии снижают барьер для принятия к рассмотрению народной законодательной инициативы с 20 до 10% избирателей.


В рамках ЕС граждане могут быть инициаторами законодательного процесса, напрямую выдвигать законопроекты и формировать законодательную повестку ЕС.


– Не менее 1 миллиона граждан ЕС, являющихся национальными представителями определенного количества государств – членов ЕС, могут взять на себя инициативу и предложить Европейской комиссии в соответствии с ее полномочиями направить их предложение в Европарламент и Совет. Инициировать процесс реализации права гражданской инициативы могут как граждане, так и организации, – отмечают юристы Ксения Иванова и Геннадий Чеботарев.


Заявление должно быть зарегистрировано в Европейской комиссии, а также существует условие об опубликовании отчета, в котором будет содержаться информация о финансировании и о тех, кто поддерживает такую инициативу. После регистрации организаторы получают один год для сбора подписей, который может проходить как напрямую, так и через Интернет.

 

Украинский опыт участия гражданского общества в процессе реформирования государства.


Участие неправительственных организаций и организованного гражданского движения в реформировании Украины ярко иллюстрирует наличие нескольких общественных инициатив, которые каждая в своей сфере добилась значительных результатов, показывая большую эффективность, несмотря на то, что государство имеет фактически монопольное право на доступ к информации.


Очень часто можно заметить, что правительство не так уж профессионально, чем НГО [неправительственные гражданские организации – авт.] в определенных вопросах, но у него есть монополия на доступ к информации. Вместо того чтобы разрабатывать стратегию действий, они манипулируют информацией. Они лучше владеют информацией, знают законы, но НГО очень часто обладают намного лучшим аналитическим подходом и аналитическими знаниями, – считает заместитель исполнительного директора фонда ПАУСИ (Фонд польско-украинского сотрудничества), Святослав Павлюк.


Реанимационный пакет реформ, общественное движение «Честно», сеть общественных активистов «Опора» – это те институты гражданского общества, которые возникли за последние несколько лет и смогли привнести определенную динамику в украинское общество.

 

Читайте также на «Информер»: Первоочередные реформы в сфере малого бизнеса: украинские реалии и международные стандарты


Реанимационный пакет реформ возник в январе 2014 года как группа людей, которая готова разработать и предложить уже конкретные способы решения насущных проблем.


Ещё в январе мы поняли, что власть долго не продержится, а для новой власти должны быть готовые решения. Таким образом, сложилось объединение более 50 общественных организаций, около 300 экспертов, которые стали вырабатывать решения для будущей новой власти. Уже в марте мы получили возможность выйти в Верховной Раде и требовать принятие первого нашего закона. На сегодня мы имеет отношение к 19 законам. Перед выборами мы выработали «Дорожную карту реформ». Как это выглядит: конкретная проблема – пути её решения и готовый текст законопроекта, который необходимо принять Радой. Более того ряд законопроектов был зарегистрирован в прошлой Раде, мы их будем регистрировать заново – говорит Николай Выговский, менеджер группы Реанимационного Пакета Реформ по реформе публичной администрации.


Система, по которой работают активисты движения, позволяет им сосредотачивать усилия для работы по многим направлениям, привлекая к работе экспертов из разных отраслей знания.


Активисты объединились вокруг конкретных направлений реформ. Создали 22 рабочие группы, в каждой выбрали главного эксперта (отвечает за разработку законопроектов) и менеджера (отвечает за продвижение законопроектов). Среди направлений активисты выделили шесть первоочередных – судебная реформа, реформа органов правопорядка, децентрализация и реформа местного самоуправления, антикоррупционная реформа, реформа образования, налоговая реформа; также имеем направления реформы на среднесрочную перспективу – реформа здравоохранения, реформа энергетического сектора и др.- идется в официальном обращении движения.


Движение «Честно» возникло ещё в 2011 году и поставило себе целью бороться за максимальную открытость представителей власти. В частности были инициированы кампании по обнародованию финансовых деклараций депутатов Верховной Рады и кандидатов в президенты Украины.

 


 

 

Совместно с экспертами IFES и участники движения подготовили законопроект, который предусматривает раскрытие источника финансирования президента, народных депутатов Украины или участников местных выборов. Кроме того, участники движения считают необходимым, чтобы каждый избиратель получил доступ к ежегодным финансовым отчетам политических партий.


Последним исследованием движения «Честно» стал подсчет фигурантов коррупционных скандалов и тех, кто голосовал на законы 16 января среди нынешнего состава парламента Украины.

 


 

Таким образом, роль общественных организаций и гражданского общества в целом заключается в не только в артикуляции проблем и вызовов, которые стоят перед украинским обществом, но и в выработке конкретных механизмом их решения, инициировании и поддержании диалога между различными акторами (часто полярными) процесса.


 

Взаимодействие неправительственных организаций и общественных инициатив тем более показательно, что ряд из них имеет большой вес в политической сфере государства. Так, для лоббирования реформ Реанимационный пакет реформ опирается на депутатское объединение «Платформа реформ», которая объединяет 24 народных депутата и правительственную группу «Центр поддержки реформ» в которую на сегодня вошел министр кабинета министров Остап Семерак и два члена секретариата Реанимационного пакета реформ – Максим Лацыба и Олексей Хмара.

 

Станислав Кинка