«StopFake»: борьба с новостными фейками в условиях информационной войны. Интервью с Артемом Бабакой

Нашим собеседником стал Артем Бабак, factchecker инициативы «StopFake». За таким термином скрывается кропотливая и постоянная работа, связанная с анализом большого массива информации самого разного толка на предмет обнаружения фейков, т.е. неправды, сознательно использующийся против Украины в информационной войне. Мы побеседовали с журналистом «StopFake» на тему того, что такое фейки и чем они страшны, как с ними бороться и как это делать эффективно.

 

– Артем, расскажите об идее создания «StopFake», с чего все начиналось?


– Идея создания чего-то подобного появилась после начала активных действий России в Крыму. Тогда собралась группа украинских журналистов, преимущественно из Могилянской школы журналистики. Эти журналисты начали думать, как можно ответить на вызовы ситуации. И тогда родилась идея опровергать ту ложь, которая была в российских СМИ правдой.


– В чем заключалась основная цель «StopFake»?


– Цель заключалась не в том, чтобы создавать контрпропаганду, а в том, чтобы искать правду и показывать её.


– Каков механизм обнаружения фейков и борьбы с ними?


– Первое, что стоит отметить, так это то, что у нас на сайте есть кнопка «сообщить о фейке». Таким образом, нам читатели сообщают о фейке, с просьбой проверить информацию, либо же уже дают её опровержение. Второе, у нас есть люди, которые занимаются мониторингом информационного поля. Т.е. первый этап мы обнаруживаем эмоциональные, странные сообщения, которые очень напоминают фейк. После этого мы начинаем искать, правда это или не правда, и можем ли мы его опровергнуть. Есть такие новости, которые мы не можем опровергнуть в связи с тем, что у нас нет доступа к тем событиям.

 



– Когда были наибольшие «всплески» фейков, и с какими событиями они связаны?


– Самые большие вспышки – это крымская кампания, в первую очередь. Здесь российской стороне надо было подготовить аудиторию к аннексии Крыма. Затем был сбитый «Боинг» когда было вброшено очень много «качественной» информации относительно различных версий крушения самолета. Также очень много внимания вызывает мобилизация и законотворчество, которое можно интерпретировать как антироссийское.


– Что должен делать журналист, когда он сомневается в достоверности информации и видит перед собой потенциальный фейк?


– Во-первых, он должен ознакомиться с этой новостью и понять аргументацию данной статьи. Если есть подозрения, что это может быть фейком, то необходимо, либо перейти по ссылке на источник, либо поискать в Интернете похожие новости, т.е. новости на эту же тему. Если видно, что все новости, в принципе, говорят одно и тоже, то это, скорее всего не фейк. Но если есть возможность, то лучше всего проверить источник, будь, то закон, оригинальная статья, либо оригинальное видео.


– А что делать обычным рядовым гражданам, которые встречают новости сомнительного содержания, т.е. фейки?


– Можно попытаться самим найти опровержение, т.е. найти подтверждение этой информации в других источниках. Можно проверить информацию, используя различные он-лайн инструменты, их список есть на сайте stopfake.org. И наконец, можно написать нам на сайт и указать, что есть такая новость, которая возможно является фейком и её следует проверить.


– Какого рода фейки наиболее распространены, это искажение текстовой информации, фотографии или видео?


– Вначале, примерно год тому назад, это были в основном фотофейки. Было множество старых фотографий из других событий, а также информации, которая не подтверждалась никакими источниками или из анонимных источников, которую можно было легко опровергнуть. Потом картина начала меняться. Сейчас больше фейков построенных на основании интерпретации текстов: законов, положений, высказываний политиков, как украинских, так и иностранных. Встречаются и фотофейки, но они более сложные.


– В чем заключается основная опасность фейков?


– Основная опасность в том, что они создают определенную картинку с целью дискредитации украинских властей, с целью показать, что это якобы failed state. Такими публикациями сохраняется и обосновывается причина вести войну. Сейчас пропаганда переключилась на проблемы мобилизации, также постоянно ищут влияние Запада, спонсирование Западом.


– Как вы оцениваете эффективность вашей инициативы, и каковы основные приоритеты вашей работы в будущем?


 

– У нас есть намерение предлагать региональным телеканалам раз в неделю ставить наш дайджест, где наглядно показывается, каким образом делаются фейки. Нам нравится, что наш сайт читают много людей, в том числе половина из России. Это показатель того, что наш ресурс интересен, поскольку украинская аудитория не так сильно нуждается в опровержениях, так как здесь другое информационное поле и нет такого доверия к подобным информационным ресурсам.

 

Станислав Кинка