Визовая политика ЕС в отношении Украины

Традиционно тема безвизового режима с ЕС является одной из наиболее обсуждаемых в украинском обществе. Визовая либерализация понимается в обществе не совсем корректно, во многом это связанно с тем, что политики всех мастей спекулировали этим понятием, вкладывая в него различные значения, а более того называли конкретные даты отмены визового режима с ЕС. Это порождало в обществе завышенные ожидания и несбыточные мечты относительно скорой беспрепятственной возможности поездок в страны ЕС.

 

Визовая либерализация – боремся с мифами

Либерализации визового режима между странами ЕС и государствами Восточного партнерства это часть, как политического, так и технического процесса. Поскольку визовая политика рассматривается государствами как защита против неограниченной миграции, а также трансграничной организованной преступности, безвизовый режим был предоставлен странам, которые считаются безопасными и хорошо управляемыми, которые обеспечивают собственную безопасность и общественный порядок и не становятся потенциальным источником нелегальных экономических мигрантов или просителей убежища. Таким образом, либерализация визового режима зависит от выполнения ряда критериев, в сфере политики, законодательства, экономики и проч.


«Несмотря на то, что европейская интеграция является стратегической целью для Украины уже несколько десятилетий, еще несколько лет тому назад данный курс поддерживался лишь относительным большинством украинских  граждан. Ситуация существенно изменилась начиная с 2011 года, с  появлением перспективы подписания договора об Ассоциации, усиления «визового диалога» с ЕС, который должен был ознаменоваться отменой виз для украинских граждан», – пишет Ирина Сушко, ГО «Европа без барьеров».


Социологические опросы, которые проводились с 2011 по 2014 гг. иллюстрируют, что именно после активизации диалога о безвизовом режиме количество сторонников европейского вектора развития государства увеличивалось: от 38,2 % в 2011 до 52,5 % в 2014 году.


Что же касается конкретных шагов, то, несмотря на односторонние меры по отмене виз для граждан ЕС, которые хотят посетить Украину, на протяжении десяти лет были подписаны и имплементированы ряд документов, которые носят более рекомендательных характер и существенно не влияют на упрощение выдачи виз гражданам Украины.


«Не совсем компетентное информирование о преимуществах упрощения сформировало искаженное представление о Договоре (Договор об упрощенном оформлении виз был подписан вместе с Договором о реадмиссии в 2007 году между Украиной и ЕС и дополнен в 2013 г. – авт.) как о «волшебной палочке», который без усилий решает вопрос получения шенгенских виз. Завышенными оказались также и представления украинских заявителей о действии норм Визового Кодекса ЕС, который вступил в силу в 2010 году с целью унифицировать все требования визовой практики стран – членов ЕС. Уже через год после имплементации  Соглашения  (2009) и норм Визового Кодекса (2011) выяснилось, что прогрессивные положения носят скорее рекомендационный характер, а консульские сотрудники продолжают  руководствоваться в своей работе внутренними инструкциями», – утверждает Ирина Сушко.


Таким образом, практическая имплементация норм и положений Договора, Визового Кодекса ЕС и других регуляций продемонстрировала несовершенство действующей законодательной базы ЕС для третьих стран (в частности страна Восточного партнерства (за исключением разве что Молдовы) и Украины в том числе), сбалансировав тем самым завышенные и идеалистические представления граждан о стандартах визовой политики Европейского Союза.

 

Политика для Украины в сфере виз: современное состояние дел

Большие ожидания возлагались на Рижский саммит Восточного партнерства (май 2015 г.). Однако, по мнению аналитиков «Европейской правды» украинское общество опять столкнулось с игрой, когда политики до последнего утверждали, что Украине могут предоставить безвизовый статус. На самом деле уже за некоторое время до саммита стало ясно, что Украина успевает выполнить требования плана действий визовой либерализации (ПДВЛ) до отъезда из Украины оценочной миссии ЕС. Соответственно безвизовый статус также предоставлен быть не может.


«Иногда Европейская Комиссия включает в отчет отдельные пункты, которые реализованы после визита миссии, но это скорее исключение. У нас таких пунктов много, не создан ряд органов (которые требует создать ПДВЛ). А для выполнения второй фазы недостаточно создать орган. Требуется, чтобы он был функциональным. Проверить это (со стороны ЕС) будет некому», – пояснял ситуацию весной этого года научный директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко.

В итоге перед самым началом туристического сезона о безвизовом режиме со странами ЕС украинцам можно было забыть. Вместо упрощения процедуры, наоборот, с 23 июня 2015 года была введена практика сбора отпечатков пальцев для выдачи шенгенских виз. Насколько это нововведение было новым для Украины сказать сложно, т.к. в официальных документах ЕС подобное положение закреплено специальным актом от 13 декабря 2004 года и связано с ужесточением безопасности после терактов 11 сентября 2001 года в США.


Идея не новая и не «антиукраинская», подчеркивают обозреватели «Европейской правды». Этот процесс длится еще с 2011 года, когда решили ввести сбор отпечатков пальцев для граждан «рискованных» для Шенгенской зоны африканских странах, а в конечном итоге – к концу текущего года – это требование станет обязательным для всех государств мира. К примеру, в мае, требование об отпечатках пальцев начало действовать также для визовых заявителей в США и Канаде.


«Система вводилась поэтапно, и в итоге должна охватить весь мир. Украина – это 17-й регион, где мы внедряем Шенгенскую информационную систему (сохраняющую отпечатки пальцев). То есть вы – в заключительной части этого проекта. А это значит, что Украина с точки зрения ЕС не слишком опасна в плане нелегальной миграции и не представляет слишком большой угрозы для безопасности стран-членов Шенгенского соглашения», – отмечает Овидиу-Виорел Нафтанайла, ответственный за визовые вопросы в представительстве ЕС в Украине.

 

Кто пострадает, и кто выиграет от нововведений в сфере виз?

На вопрос, вынесенный в подзаголовок ответить весьма просто. В первую очередь усложнится процесс получения виз для туристов. Если ранее возможно было воспользоваться услугами посредников (туристических операторов, специальных фирм), которые оформляли документы, то сейчас обязательное присутствие самого подателя заявки на получение визы. Также сложнее будет получить визу неофициально трудоустроенным гражданам и частным предпринимателям.


С другой стороны все визовые центры в Украине будут или уже оснащены соответствующим оборудованием для снятия отпечатков пальцев, таким образом, многим жителям регионов Украины все-таки не придется ездить за сотни километров в Киев, чтобы оставить отпечатки пальцев.

 


Также надо отдельно отметить, что отпечатки пальцев для визы украинским путешественникам придется сдавать только один раз. Формально ЕС сохраняет эти данные 5 лет, и далее проводит сбор отпечатков еще раз, но на практике – в ЕС абсолютно убеждены в этом – Украина значительно раньше получит безвизовый режим для владельцев биометрических паспортов.


В первое время после введения новой системы возможны определенные накладки и нестыковки, об этом признавались и сами европейские дипломатические работники, об этом свидетельствует и график работы некоторых консульств сразу же после введения нововведений.


 

В целом, ужесточение контроля и введение сбора дополнительной информации при оформлении шенгенских виз закономерный и длительный процесс, которые не носит какой-то «антиукраинской» направленности. Он связан как с общемировыми тенденциями (активизация террористической угрозы в мире, борьба с международной преступностью), так и с региональными проблемами (нелегальная трудовая миграция), которые остро стоят перед правительствами отдельных стран и ЕС в целом.

 

Станислав Кинка