Выборы на Донбассе: быть или не быть?

 Урегулирование конфликта на Востоке Украине затянулось на долгие месяцы. Как это и предрекали политические эксперты, рассматривая диапазон сценариев от замороженного конфликта до полномасштабной войны. Тем не менее, все умозрительные построения всегда проверяются на практике.

 

Через месяц конфликту на Донбассе исполнится год, и на сегодняшний момент его наличие — серьёзная преграда для осуществления целого ряда реформ, необходимых для успешного партнёрства с Западом. Так чего же желают стороны и каковы риски проведения выборов на Донбассе?

 


 (10 марта 2015 года)

Спикер парламента так называемой ЛНР Алексея Карякин выставляет свои требования от самопровозглашённого руководства части территории Украины. Он заявил, что после реформы Конституции Украины, когда в нее будут внесены соответствующие изменения, можно будет разговаривать о выборах. К тому же, он добавил: «Мы будем действовать пошагово, придерживаясь минских договоренностей. Забегать вперед мы не будем».

 

В свою очередь, заместитель министра иностранных дел Украины Вадим Пристайко сообщил, что украинские власти готовы разговаривать с представителями Донбасса, которых население региона изберет в ходе законных выборов.


Однако ранее Арсений Яценюк и вовсе заявлял, что Украина не намерена легитимизировать незаконное руководство самопровозглашенных ДНР и ЛНР через местные выборы.

 

Пристайко отметил, что правительство в нынешней ситуации поставлено перед необходимостью «сшить» Украину, от которой отрывают куски наши соседи, и оно готовы идти навстречу, учитывать мнение местного населения этих регионов. «Но мы не можем, и не будем разговаривать с полевыми командирами. Для этого есть выборы и тот, кто будет избран (даже Плотницкий или кто угодно другой законно избранный) будет представлять регион и принимать участие в дальнейшем политическом процессе. А подсовывать каких-то российских граждан или наемников и делать из них лидеров Донецка и Луганска — это несправедливо», — отметил замминистра.


По словам политика, государство не может проводить выборы, когда в регионе находится неизвестное количество иностранных вооруженных формирований «и просто каких-то клоунов, кто будет принимать участие в выборах — донские казаки?», — подвёл итог дипломат.

 

Представитель самопровозглашенной Луганской народной республики на минских переговорах Владислав Дейнего заявляет, что представители двух влиятельных фракций («Радикальная партия» и «Блок Петра Порошенко») открыто заявляют, что у них своё собственное видение, как это и должно быть. И это видение, по мнению Дейнего, идёт вразрез с Минскими договорённостями… Такое положение дел, по мнению представителя «республик», свидетельствует о неспособности (или откровенном нежелании) украинской власти к мирному урегулированию ситуации на Донбассе.

 

8 марта Владислав Дейнего сообщил, что руководство самопровозглашенных ДНР и ЛНР считает, что «процессы должны идти параллельно, то есть для того, чтобы приступить ко второй части комплекса мер, необязательно дожидаться полного завершения первой. Что касается выборов, мы настаиваем на том, что необходимо начать обсуждение этого вопроса и приступить к формированию соответствующих органов», — резюмировал Дейнего.

 

Ранее спикер Верховной Рады Владимир Гройсман призвал провести выборы в Донбассе согласно договорённостям, подписанным в Минске. При этом Киев должен признать результаты выборов, как и страны-союзники Украины. Однако спикер подчеркнул, что следует уделить максимум внимания тому, чтобы выборы в Донбассе прошли максимально прозрачно и в соответствии с законодательством Украины.

 

Руководитель проектов Фонда «Украинская политика» Алексей Вороненко считает, что местные фигуры так называемых ЛНР и ДНР получат довольно высокую поддержку, потому что все-таки фактор оружия в руках будет давать свои результаты, даже несмотря на то, что там будет ОБСЕ. Донбасс и раньше жил по своим законам даже в унитарной Украине. Кроме того, сильным фактором будет влияние олигархов, которые имеют там серьезные активы, таких как Ринат Ахметов, Дмитрий Фирташ и еще парочка других.
<!–[if !supportLineBreakNewLine]–>
<!–[endif]–>

Профессор политологии Национального университета «Киево-Могилянская академия» Алексей Гарань отмечает, что не спешил бы с проведением местных выборов. В условиях, когда разрушена инфраструктура, когда нужно задействовать другие методы управления, когда не до демократии, когда там продолжают работать деньги, которые остались у бонз Партии регионов.

 

Ирина Бекешкина, директор фонда «Демократические инициативы» отметила: «Например, по Славянску и Краматорску нужно честно сказать, что центральную власть там не жалуют. 70% уверены, что именно она виновата в том, что там происходит. С другой стороны, они также не признают власть самопровозглавшенной ДНР. Считают, что выборы были незаконными. Также плохо относятся к местной власти, которая там сейчас есть. Возникает вопрос – кто сейчас там представляет власть? К тому же в этих городах на парламентских выборах лидерами стал Оппозиционный блок, который набрал по 30%, хотя на выборы пришли лишь 30% избирателей. То есть лидирующая политическая сила представляет всего 10% население. Если будут местные выборы, то кто на них сможет победить?», — задаёт вопрос социолог.

 

 

 


Результаты опроса “Демократические инициативы” (конец 2014 года).

 

 Сейчас в Вашем городе находятся военные Украинской армии. Как Вы считаете, они должны и дальше находиться на этой территории или должны уйти?

 

Славянск

Краматорск

Объединённые массивы

1 – они должны находиться здесь, возможно, всегда

16,3

19,4

18,0

2 – они должны здесь находиться еще некоторое время, пока ситуация не стабилизируется

29,0

42,0

35,2

3 – будет лучше, если они уйдут

36,3

27,0

31,4

4 – трудно сказать

18,4

11,6

15,4


 

 

Ирина Бекешкина убеждена, что в случае проведения этих выборов в ближайшее время, на них придет еще меньше людей, чем на парламентские. И тогда вполне возможно, что победит тот, кто просто купит избирателей едой, деньгами и прочим. И, таким образом, проводить сегодня выборы на территориях так называемых ЛНР и ДНР крайне небезопасно.

 

 

Подводя небольшой итог, скажем, что, проведение выборов в «республиках» возможно только при участии международных наблюдателей. Такие меры будут определённой гарантией прозрачности, но и не смогут повлиять на окончательный итог голосования. Однако, проводить выборы крайне нежелательно, поскольку в условиях последствий боевых действий, длящихся около года и работы российской пропаганды по местному телевещанию, шансов удержать регион не практически нет. Тем более, что проукраинский политикум или лояльное лобби в «республиках» не представлено.

 

Подкуп избирателей, измученных войной и нищетой — действительная гарантия «успеха» выборов, тем более, что эта технология до сих пор успешно работает и на той части Украины, которой не коснулась война. Выборы в республиках — это конкретный шаг к легитимизации их власти. Другой вопрос: «А хочет ли этого украинский политикум?», — остаётся открытым…

 

Ксения Селина