Беженцы с востока: правовой статус и помощь на региональном уровне

 

В связи с вооруженным конфликтом, который продолжается на территории Донецкой и Луганской областей, а также аннексией АР Крым Украина столкнулась с такой, несвойственной для нашей страны, проблемой, как беженцы.

 До этого понятие «беженец» в основном касалось лиц, которые прибывали в Украину из третьих стран и просили на территории Украины убежища. На территории Украины действует законодательство, которым регламентируется порядок установления статуса беженца и даётся определение этому понятию. Закон Украины «О беженцах» был принят в 1994 году. С того времени и до сегодняшнего момента он претерпел ряд изменений, в него вносились правки в 2003 и 2005 годах. Согласно этому законодательному акту, беженцем может считаться лицо, «не имеющее украинского гражданства и подвергающееся преследованиям на основании его расовой, национальной и социальной принадлежности, а также за отстаивание своих политических или религиозных убеждений».

 

 

 

В связи с тем, что украинские граждане ниоткуда не приезжали, а были вынуждены покинуть свои дома в связи с неблагоприятной обстановкой, которая угрожала их жизни имуществу, то корректным является использование термина «временно перемещенные лица».

 

По последним данным общее число временно перемещенных лиц достигло 1.5 млн. человек. При этом министерство социальной политики официально зарегистрировало на начало февраля 2015 года 978 482 человека, которые покинули свои дома. По официальным данным Донецкую область покинуло 334 618 человек, а Луганскую – 111 977 человек. Остальная часть приходится на иные регионы, в основном, конечно АР Крым.

 

– Возобновление боев на востоке Украины привело к новым перемещениям людей, гибели гражданского населения, разрушению инфраструктуры, росту гуманитарных потребностей, – отмечается в документе распространенном управлением ООН по координации гуманитарных вопросов.

 

По данным управления ООН по координации гуманитарных вопросов, еще около 600 000 беженцев находятся на территории соседних стран, но с полной достоверностью отследить новые перемещения людей, спасающихся от военных действий, не представляется возможным.

 

Правовой статус временно перемещенных лиц

 

В середине лета украинский парламент принял законопроект № 4998-1 «О правовом статусе лиц, вынужденных покинуть места жительства вследствие временной оккупации Автономной Республики Крым и г. Севастополя и обстоятельств, связанных с проведением антитеррористической операции на территории Украины». Данное решение было поддержано 289 народными депутатами.

 

Законопроект четко определяет правовой статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Украины принимая во внимание Конституцию Украины (Основной Закон), международные договора, а также принципы и нормы международного права. Кроме того, документ запрещает дискриминацию вынужденных переселенцев по мотивам их переселения при осуществлении их прав и свобод.

 

Согласно принятого закона, лица, которые вынуждены были покинуть свою дома в зоне проведения АТО или в Крыму имеют право на получение места временного проживания жилищного фонда на период до 6 месяцев. При предоставлении места временного проживания учитываются их пожелания, возможности для трудовой занятости в регионе временного переселения, наличие личных связей в лица и его семьи и пригодность жилья для конкретной семьи. Также переселенцы, которые уволились с работы, при отсутствии документов, подтверждающих факт увольнения (прекращения занятости), периоды трудовой деятельности и страхового стажа, регистрируются как безработные и получают обеспечение, и социальные услуги на случай безработицы.

 

За внутренне перемещенными лицами сохраняется право собственности на жилье, имущество и земельные участки, оставленные ими в регионе предыдущего проживания. Важный момент, что в законе отмечается, что бездомные лица, которые находятся на оккупированной территории, имеют право на социальную защиту в соответствии с законодательством Украины.

 

В контексте принятого закона государственная власть Украины обязалась осуществлять программы помощи для вынужденных переселенцев с целью помощи в социальной, экономической и психологической их адаптации лиц к новому месту пребыванию. Большая часть программ, которые упомянуты в законе финансируются за государственный счет.

 

Программы помощи будут доступными для всех людей, которые подпадают под действие этого закона на общих основаниях в течение трехмесячного периода, который может быть продлен, в случае необходимости, до шести месяцев. Международным донорам, которые вносят вклад в программу помощи для переселенцев, оказывается содействие в ускорении импорта гуманитарных грузов.

 

Помощь беженцам на региональном уровне

 

За десять месяцев 2014 года одесским областным центром занятости была оказана помощь более, чем одной тысячи обратившихся переселенцев. Более 150 было трудоустроено, а 1 117 получили информационные и консультационные услуги. Это лишь небольшая часть тех людей, которые оказались в силу обстоятельств вне дома, в данном случае в Одессе и Одесской области. Общая цифра вынужденных переселенцев в Одесской области превышает 20 тысяч человек, но далеко не все их них зарегистрированы, хотя без соответственного учета эти люди не могу воспользоваться гарантированными правами, как то получить разовую финансовую помощь, стать на учет в социальных службах, участвовать в выборах.

 

– Порядок регистрации граждан не претерпел никаких изменений. Для того, чтобы зарегистрироваться в центре занятости нужен паспорт, идентификационный код, трудовая книжка, диплом и некоторые другие документы, в зависимости от категории. К сожалению люди, которые переселились из зоны АТО, оказались без этих документов, – разъясняет ситуацию с вынужденными переселенцами первый заместитель директора Одесского областного центра занятости, Галина Бородатюк.

 

Благодаря ряду постановлений кабинета министров в настоящее время разработан механизм поддержки подобных категорий переселенцев. Постановления № 505 и 509 предусматривают выплату 840 грн. нетрудоспособным гражданам и 432 грн. трудоспособным гражданам на протяжении шести месяцев, если они обратились в органы службы занятости.

 

Однако, по словам премьер-министра Украины Арсения Яценюка в сумме это миллиардные расходы для государства, которые будут, очевидно, корректироваться.

 

– В настоящий момент мы будем вносить изменения в Государственный бюджет, – отметил премьер-министр Арсений Яценюк на расширенном заседании Кабинета министров Украины, 11 февраля.

 

По информации чиновников профильного ведомства, ситуация с временными переселенцами значительно изменилась со времени их появления в Одесском регионе. Поначалу они не были настроены на поиск работы, так как ожидали, что до 1 сентября вернуться домой, однако в связи с ухудшением ситуации на Донбассе большинство из них остались в нашем регионе и теперь нуждаются в рабочих местах.

 

Стоит отметить, что каждый обратившийся в Одесский областной центр занятости сможет получить полный спектр услуг, мне зависимости от того, где он проживает, и какой набор документов он имеет. Кроме того услуги Одесского областного центра занятости абсолютно бесплатны. Дирекция центра также подчеркивает, что не стоит пользоваться услугами сомнительных агентств, которые по закону не могут брать деньги за трудоустройство, но ловко обходят этот запрет, предоставляя так называемые «информационные услуги», что не имеет ничего общего с официальным трудоустройством.

 

 

Подводя итоги, следует отметить, что проблема беженцев актуализируется каждый раз, когда возникают обострения в зоне проведения АТО. Несмотря на пристальное внимание к проблеме украинских властей и ряда международных организаций, положение беженцев остается незавидным. Статистические данные демонстрируют крайне небольшой процент тех, кто смог найти рабочее место после переезда из «горячей точки». Очевидно, что проблема беженцев – перемещенных из зоны АТО и Крыма лиц ещё долго время будет оставаться болевой точкой в украинском обществе.

 

Станислав Кинка