Министерство информации Украины. Реформа или бюрократия?

«МинСтець», «Министерство правды», «Министр без Министерства» – создание Министерства информации среди украинцев вызвало больше возмущения, чем одобрения. Потому что с одной стороны, реформирование информационной сферы Украины сейчас необходимо, а с другой – наша страна рискует получить в будущем отлаженный механизм цензуры.


Несмотря на то, что о создании нового государственного органа было объявлено еще в декабре, фактическое принятие положения о Министерстве случилось только в январе. На сегодняшний день у Мининформации  есть Министр и два заместителя. Формально это уже существующий орган исполнительной власти, но сейчас в штате нет ни юристов, ни аналитиков, ни даже рабочего места для волонтеров.


 Война как первопричина


 Необходимость контролировать информационные потоки возникла на территории Западной Европы еще в начале ХХ века – две мировые войны показали, что борьба в сфере идей является столь же важной, как и в пространстве материй. Первое Министерство информации было создано в Великобритании в 1918, а затем трансформировалось в Центральный офис информации. Аналогичное ведомство появилось во Франции накануне Второй мировой войны (в 1938 году).

 

Главной задачей министерств в то время было противодействие нацистской пропаганде. Подобные органы существуют сегодня в Индии и в Израиле, потому что обе страны находятся в состоянии территориальных конфликтов с соседними государствами.


Именно военный конфликт с пророссийскими террористами на Востоке Украины поставил перед властями необходимость формирования информационной политики в условиях войны.

 


(Исследование компании TNSДетальніше читайте на УНІАН:http://www.unian.ua/society/1006485-na-shodi-ukrajini-ukrajinskim-zmi-doviryayut-bilshe-nij-rosiyskim-opituvannya.htm)


Как говорит нам положение о Министерстве информации, задачами этого органа является «обеспечение формирования государственной политики в сфере деятельности средств массовой коммуникации, формирования стратегии информационной политики государства и обеспечения его соблюдения, реализация государственной политики в сферах распространения информации, просветительской деятельности и использования национальных информационных ресурсов, создание условий для развития информационного общества, а также в сфере осуществления государственного надзора (контроля) за деятельностью средств массовой коммуникации независимо от их подчинения и формы собственности ».


И если с «формированием стратегии информационной политики государства» все относительно ясно, то «осуществление государственного надзора за деятельностью СМИ» вызывает ряд вопросов. «Сегодня Мининформации будет заниматься войной, а завтра цензурой.

 

Сегодня Юрий Стець, а завтра Елена Бондаренко. Где гарантия, что после смены власти Министерство не попадет в плохие руки?», – говорил Сергей Лещенко еще в декабре на акции против создания Мининформации, которую под стенами Верховной Рады провели активисты движений «Стоп цензуре» и «Честно». Опасения относительно состояния свободы слова в Украине выразила и представитель ОБСЕ Дунья Миятович. Она отметила, что создание подобного ведомства никак не поможет в борьбе с пропагандой, а только создаст дополнительную угрозу для свободы слова.


Что эти опасения не имеют под собой никаких оснований считает заместитель Юрия Стеця Артем Биденко: «Министерство не создано ради цензуры, нет никакой логики вообще строить такой открытый орган, чтобы потом ограничивать журналистов. Его задача, как ни парадоксально, противоположное – помогать СМИ, поддерживать их и защищать от других органов власти».


Очевидно, что, говоря о помощи СМИ, Артем Биденко предполагает создание системы регулирующих органов в сфере медиа, которое, по словам чиновника, будет иметь следующие черты: точность, достоверность, прозрачность и скорость. В то же время, медиаэксперты считают, чтобы в государстве была качественная информационная политика – не обязательно создавать отдельное Министерство информации. «У страны должна быть информационная доктрина, а для этого нужна хорошая межведомственная работа. И я считаю, что у нас есть орган, который должен это делать – информационный департамент Кабмина. Но создавать отдельное министерство – полный абсурд », – говорит медиаэксперт Ярина Клочковская.

 

Кризисный менеджер, который уйдет


 Министерство информации – это кризисный менеджер, который должен создать условия для преодоления кризиса и уйти, уверяет Артем Биденко. Ведомство ставит перед собой три ключевые задачи: написание Концепции информационной безопасности страны, так называемой «белой книги»; контрпропаганда в виде донесения правды о ситуации в Украине; координация других органов власти, в том числе в вопросах защиты прав и свобод журналистов. Но, как отмечает Дмитрий Тымчук, эти функции может выполнять и орган при Совете национальной безопасности и обороны. К тому же, существуют такие ведомства как Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, структурные подразделения по информационной политике и безопасности СБУ, Секретариат Президента.


 Тем не менее, по словам представителей Мининформации, запущено уже несколько проектов: «Информационные войска Украины», «Концепция информационной безопасности» и «Общественный совет при Министерстве». Но на сегодняшний день ни один из них не готов к использованию – все разработки на начальной стадии. Так, один из самых противоречивых проектов «Информационные войска», как отмечают представители Министерства, существует для организации эффективного противодействия российским «ботам» и «фейкам». 

 

«Благодаря этому проекту, я надеюсь, у нас появится много добровольцев, готовых распространять достоверную информацию и разоблачать российские фейки. Собственно, сам проект информационных войск уже начат совместно с такими добровольцами », – говорит министр Стець.


Он также уверяет, что только за первый день проекта желание «зарегистрироваться в Информационных войск» выразило уже 35 тысяч украинцев. Работники, задействованные в разработке проектов Мининформации, сейчас находятся на добровольческих началах. Всего по штату Министерство имеет 29 рабочих мест, но на сегодняшний день активно работает только около 15 волонтеров. Как говорит Артем Биденко, в ближайшее время планируется открытие офиса – в помещении до сих пор решают проблему обогрева. Заместитель министра также добавляет, что организовывать работу крайне сложно, когда нет на это денег. А причина нехватки денег довольно банальна – Министерство до сих пор не имеет собственного счета, поэтому даже не может заплатить за хостинг, не говоря уже об оплате труда рабочих. Сам Юрий Стець оценивает годовой бюджет, который будет необходимо тратить на новое ведомство, в 4000000 гривен.


 Сейчас Министерство информации вызывает откровенный скепсис со стороны как медиаэкспертов, так и обычных граждан. Хотя с тем, что реформирование в информационной сфере является необходимым, сегодня почти никто не спорит. Некоторые считают, что в современных условиях пытаться контролировать информацию невозможно, поскольку трудно оторвать человека от информационного потока окружающей среды. Но существует возможность управления этими потоками, что может помочь ликвидировать многочисленные риски.

 

Будет ли Мининформации действенным механизмом или останется «мертвым органом» исполнительной власти, станет понятно уже совсем скоро.


 

Мария Шелия