Анализ нового законодательства о местных выборах

Парламент поддержал законопроект «О местных выборах», которым вносится ряд изменений в действующее законодательство. Документ пока не подписан президентом. В случае, если это будет сделано, для украинского общества, для всех участников процесса выборов, как кандидатов, так и политически сил (партий), а также самих избирателей, многое поменяется, хотя далеко не все новшества можно оценить со знаком «плюс».

 

Общие положения нового законодательства о местных выборах

Текст, поданный на подпись Президенту Украины, дает такое определение местным выборам: «выборы депутатов сельских, поселковых советов проводятся по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, на которые разделяется территория соответственно села (нескольких сел, жители которых добровольно объединились в сельскую общину), поселки, территория образованной в соответствии с Законом Украины «О добровольном объединении территориальных общин» объединенного территориального общества (дальше – территория объединенного территориального общества)». Что касается выборов в более высокие представительные органы, то их определение следующее: «выборы депутатов Верховной рада Автономной Республики Крым, областных, районных, городских, районных в городах советов проводятся по пропорциональной избирательной системе во многомандатном избирательном округе по избирательным спискам местных организаций политических партий, блоков местных организаций политических партий (дальше – избирательные списки) с выдвиганием кандидатов в территориальных избирательных округах, на которые разделяется многомандатный избирательный округ, который совпадает с территорией соответственно Автономной Республики Крым, области, района, города согласно существующему административно-территориальному устройству или территории соответствующего объединенного территориального общества, района в городе».

Новый закон также несколько изменяет процедуру выборов мэров городов. Выборы мэров в населенных пунктах до 90 тысяч жителей проходят по мажоритарной системе относительного большинства (система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов по округу), а в городах с населением свыше 90 тысяч жителей – по мажоритарной системе абсолютного большинства (т.е. система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший более половины голосов по округу, таким образом, выборы в больших городах предусматривают два тура, если в первом туре не был определен победитель, который набрал 50% + 1 голос).

Выдвигать кандидатов могут политические партии, в том числе и «новые», т.е. которые успеют зарегистрироваться в установленном законом порядке, таким образом, попытать счастье смогут «новые» и выкупленные под выборы и слегка изменившие название «старые» политические проекты. Правда, для того, чтобы провести своих депутатов в советы им надо набрать не менее 5% голосов, что для новичков будет не просто. Участие блоков в местных выборах не предусмотрено.

«Психология избирателя такая, что они голосуют за якобы новые политические проекты. Перед каждыми выборами политики говорят, что мы новички, поддержите нас, и люди за них голосуют. Но за брендами появляются те же самые люди. Об этих брендах крайне мало информации. Мы в лучшем случае знаем, кому они принадлежат, но какие идее, что они будут делать? Имеют ли шансы новички? Конечно, имеют, но ресурсы несопоставимы», – уверен Кирилл Филимонов, глава областной организации партии «Демократический альянс».


Новый закон также сокращает количество депутатов. Например, если в Одесском городском совете в настоящее время 120 депутатов, то в случае принятия нового Закона их станет 90. Также во время обсуждения законопроекта были учтены ряд замечаний, которые касаются формирования, деятельности и полномочий ЦИК. Разумеется, что этим не исчерпываются положения более чем 180-страничного документа, но в большей степени они носят более частный и узкоспециальный характер.

 

Эксперты о новом предвыборном законодательстве

Новый Закон «О местных выборах» встретил неоднозначную реакцию у экспертов, которые каждый на свой лад принялись искать минусы у представленного документа. Разумеется, можно найти и плюсы, поэтому, в общем, паритет мнений был соблюден.

«Принятие нового закона – это большой шаг к цивилизованной избирательной системе. Основные преимущества Закона «О местных выборах» следующие. Это – борьба с политической коррупцией: последовательность кандидатов будет формироваться не в закрытом режиме в партийных кабинетах, а избирателями (в зависимости от того, кому отдадут больше голосов, тот и будет выше в избирательном списке), а, следовательно, избиратель будет знать своего депутата. А также уменьшение количества депутатов местных советов на 20-30%; выборы мэров крупных городов в два тура; европейская норма на местных выборах – представительство лиц одного пола в избирательном списке не меньше чем 30%; механизм отозвания депутатов местных советов», – так оценивает позитивные моменты нового законодательства народный депутат Украины от «Народного фронта» Владимир Шкварилюк.

В целом позитивно оценивает нововведения и политолог Александр Палий, который уделяет внимание выборам мэров в два тура, считая это значительным шагом вперед.

«Позитив принятого закона о местных выборах в том, что существенно уменьшились возможности для фальсификаций. В предыдущем законе было немало возможностей фальсифицировать, на местных выборах был значительно меньший контроль, чем во время парламентских. Теперь унифицирован контроль, подсчет и тому подобное, и сделано это подобно парламентским выборам. Наконец мы имеем выборы городских председателей в два тура, однако почему-то это касается только крупных городов, где свыше 90 тысяч жителей. Двухтуровые выборы дадут возможность, чтобы городские председатели, по крайней мере, в областных центрах, реально представляли их общины», – уверен эксперт.

Не так оптимистично настроен политолог Игорь Дебенко, который видит в новом законе скрытую тотальную мажоритарную систему выборов.

«Принятый парламентом закон о местных выборах, невзирая на появление в тексте ряда действительно позитивных новаций, является далеко не таким прогрессивным, как в настоящее время пытаются нам подать его адепты. В своей сущности вместо задекларированной пропорциональной избирательной системы с открытыми партийными списками мы получили 100-процентную скрытую мажоритарную. Причем победители округов в итоге могут и не получить депутатского мандата. Де-факто избирателя вводят в заблуждение дважды. На этапе голосования, когда он считает, что делает выбор среди кандидатов, а не между партиями (норму о возможности одновременного выдвигания на одном округе сразу двух кандидатов от одной политической силы, что порождало хотя бы видимость внутрипартийной конкуренции, вообще исключили из окончательного текста закона) и, во второй раз, – уже непосредственно на этапе установления результатов выборов, когда голос избирателя, отданный за кандидата, в действительности засчитывается к общей копилке партии, откуда, в случае преодоления партией проходного барьера, перераспределяется на кандидатов. При этом сам голос может достаться кандидату не обязательно из того округа, на котором живет избиратель», – подчеркивает кандидат политических наук.

 

Сложности нового законодательства

Среди проблемных элементов нового законодательства о местных выборах есть острый момент – голосование на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей и АР Крым. Согласно Закону «О местных выборах» в последней редакции переселенцы из Донбасса и Крыма, которые проживают на территории Украины, лишаются возможности проголосовать, так как они находятся за пределами населенного пункта, в котором они прописаны. Дополнения, которые изменили бы закон и позволили переселенцам голосовать по месту фактического проживания, были отклонены ещё во время первого чтения.

 

Также эксперты отмечают крайнюю сложность и запутанность законопроекта и, в не меньшей степени, опасение того, что на подпись к президенту будет положена не проголосованный текст, а её измененная копия. Насколько такие опасения имеют под собой почву сказать трудно, но по некоторым данным если изменения все-таки будут внесены, то Одесский городской совет будут представлять не 90 депутатов, а всего 64, что почти в два раза меньше, чем в настоящий момент. В любом случае и аналитикам, и избирателям, остается только ждать и гадать, какие сюрпризы подготовит финальный текст закона «О местных выборах», который готовится подписать президент Украины.

 

Станислав Кинка