Подписание договора об Ассоциации с ЕС является важным шагом к энергетической независимости Украины. Имплементация отдельных положений договора об Ассоциации приведет к тому, что энергетическая сфера Украины будет вынуждена трансформироваться и развиваться в соответствии с передовыми европейскими тенденциями.
Часть Соглашения «Экономическое и секторное сотрудничество» содержит положение об условиях, модальности и временные рамки гармонизации законодательства Украины и законодательства ЕС. Там же закреплены конкретные обязательства, которые принимает на себя Украина относительно реформирования соответствующих учреждений и принципы сотрудничества между Украиной, ЕС и его государствами-членами по ряду секторов экономики.
Гл. 28 Соглашения предусматривает соответствующие мероприятия в таких секторах как энергетика, в том числе, ядерная, транспорт, защита окружающей среды, промышленная политика и предпринимательство, сельское хозяйство, налогообложение, статистика, предоставление финансовых услуг, туризм, аудиовизуальная политика, космические исследования, здравоохранение, научно-техническое сотрудничество, культура, образование и проч.
Касаясь сферы энергетики, украинская сторона и европейские партнеры признают важность трех направлений деятельности:
• Инфраструктура. Ни газ, ни электричество не могут быть доставлены потребителю, если не будет создана современная и эффективная энергетическая инфраструктура.
• Правовое пространство. Сближение регуляторной политики и законодательства, обмен информацией, создание единых правил работы рынка и доступа на него являются важными условиями интеграции рынков.
• Институты. Эффективная работа рынка возможна только при наличии достаточного количества игроков и конкуренции между ними. Это, в том числе, предполагает наличие современных рыночных институтов для осуществления торговых операций (биржи, торговые системы и т.д.).
Повышение энергетической безопасности.
Стратегия сотрудничества Украины и ЕС в сфере энергетики была заложена положениями Меморандума о взаимопонимании относительно сотрудничества в энергетической отрасли, подписанного 1 декабря в 2005 г. Там же было определено, что отношения между Украиной и ЕС будут строиться, в том числе, на основе «повышения ядерной безопасности и повышения безопасности поставок и транзита углеводородов». Это один из векторов политики безопасность в сфере энергетики.
Второй вектор – это повышение энергетической безопасности Украины путем все меньшей зависимости от покупки энергоносителей у Российской Федерации.
Значение Меморандума заключается в наличии общих заданий энергетической политики ЕС и Украины, которые сориентированы на воплощение стратегических интересов в сфере диверсификации и безопасности снабжения энергоресурсов, а также электроэнергетики, – идется в документе принятом в 2005 году.
Поступательное движение Украины к стандартам европейской энергетической безопасность можно проследить и по участию нашей страны в инициативе Восточного партнерства.
– Украина – естественный партнер Европейского Союза в вопросах укрепления энергетической безопасности, – отметил экс вице-премьер-министр Григорий Немиря, напомнив, что Украина подписала и ратифицировала Европейскую энергетическую хартию и транзитный протокол к ней, а также начала переговоры о приобретении членства в договоре об Энергетическом содружестве.
Ряд экспертов считает, что подписание Ассоциации с ЕС приведет к повышению энергетической безопасности Украины. Эксперты прогнозируют, что ввод европейских энергетических стандартов развяжет и ряд внешнеполитических проблем. В частности, бывший посол по особым поручениям Вячеслав Княжницький говорит, что это снимет проблему снабжения в Украину русского газа:
– Они впредь будут определяться нормами европейского законодательства, как в Германии или Франции, а не политической ситуацией, – считает эксперт.
Впрочем, может реализоваться и обратный процесс:
– В украинской энергетике есть проблемы, которые могут навредить вступлению в Зону свободной торговли из ЕС, – на это указывает заведующий отделом энергетической безопасности Национального института стратегических исследований Андрей Сменковський.
По его мнению, среди наибольших угроз можно отметить отсутствие диверсификации источников энергоснабжения, нереализованный транзитный потенциал Украины, а также неудовлетворительное состояние производственных фондов, и неразвитость рынка энергоресурсов.
В то же время существуют конкретные проекты по диверсификации поставки энергоносителей в Украину, в том числе из стран ЕС.
– Укртрансгаз занимается не только транзитом, но и диверсификацией источников поставок газа. В 2012 году было подписано соответствующее соглашение с польской стороной, в 2013 году – с Венгрией. Потенциал реверса со стороны Польши составляет приблизительно 1 млрд. куб. м газа в год, со стороны Венгрии – до 4 млрд. куб. м газа в год. С сентября Украина сможет импортировать до 22 млрд. куб. м в год по словацкому направлению. В более отдаленной перспективе Укртрансгаз рассматривает возможность поставок газа из Румынии (до 5 млрд. куб. м) и строительство интерконнектора с газотранспортной системой Польши, что позволит увеличить реверс на 5–10 млрд. куб. м. В дальнейшем возможности газотранспортной системы позволят поставлять более 30 млрд. куб. м в год с западного направления, – говорит заместитель главного инженера «Укртрансгаза» Олег Михалевич.
Евроинтеграция и развитие энергетической инфраструктуры в Украине.
Сотрудничество Украины и ЕС по энергетическим вопросам должно быть направлено на повышение энергетической безопасности, конкурентоспособности и обеспечение устойчивого развития энергетического сектора нашей страны, дальнейшую интеграцию энергетических рынков путем сближения моделей организации рынка и участия в региональном энергетическом сотрудничестве.
Договор об Ассоциации предусматривает также сотрудничество в сфере регулирования, что касается предоставления соответствующих коммунальных услуг, включая мероприятия по информирования и защиты потребителей о недобросовестных практиках по продаже и обеспечение доступности энергии для потребителей. Однако, едва ли не самым важным последствием Ассоциации должно стать развитие инфраструктурных проектов и коренная модернизация энергетической сферы Украины.
Отдельным направлением сотрудничества должна стать модернизация и расширение существующих объектов общественно важной энергетической инфраструктуры. В частности реформы коснутся энергогенерирующих мощностей, целостности, безопасности и защищенности энергетических передаточных сетей и газохранилищ.
Ассоциация предусматривает постепенную интеграцию украинской и европейской энергетических сетей, полное возобновление транзитной энергетической инфраструктуры и установления трансграничных измерительных систем на внешних границах Украины, развитие новой общественно важной энергетической инфраструктуры с целью диверсификации источников энергоносителей, поставщиков маршрутов транспортировки способами, которые являются экономически целесообразными и безопасными для окружающей среды.
– Страны ЕС могут помочь украинским партнерам трансформировать энергетический сектор, в том числе повысить энергоэффективность экономики Украины. Украина с 46-миллионным населением потребляет около 50 млрд. куб. м газа, в то время как Польша с 38-миллионным населением (и ВВП в три раза большим, чем в Украине) потребляет всего 14 млрд. куб. м. Украине необходим план реформ для повышения энергоэффективности, а ЕС и международные финансовые институты могут предоставить необходимые технологии и обеспечить доступ украинских компаний и государства к финансированию, – подчеркнул чрезвычайный и полномочный посол республики Польша в Украине.
Одним из ключевых пунктов по модернизации инфраструктуры является реализация давнего проекта нефтепровода Одесса-Броды. Существуют предпосылки пуска в эксплуатацию нефтепровода, а также его эффективное функционирование на рынке европейских энергоресурсов. Этому свидетельствует тот факт, что недавно Еврокомиссия включила нефтепровод в список ключевых инфраструктурных проектов.
Предполагается достроить трубопровод до Адамово (Польша). Этот проект позволяет интегрировать украинский трубопровод с нефтепроводной системой Польши и начать поставки каспийской нефти в страны Восточной Европы. Максимальная мощность трубопровода рассчитана в 30 млн. тонн нефти в год.
Вместе с тем, ряд экспертов считают, что строительство трубопровода и введение его в эксплуатацию имеет смысл только после заключения договоров о поставке энергоносителей, причем цена каспийской нефти (а она выше российской) может поставить серьёзный вопрос о рентабельности проекта.
Прозрачный энергетический рынок – цель интеграции энергетической сферы в ЕС.
Членство Украины в Энергетическом сообществе и имплементация энергетических пакетов ЕС открывает путь к созданию совместного рынка газа Украины и центральной Европы, а также к значительным инвестициям в энергетический сектор из стран ЕС. В данный момент ЕС не является крупным инвестором в энергетический сектор Украины, в то время как в других отраслях капитал из ЕС активно присутствует.
– В связи с подписанием Соглашения об ассоциации, которое приведет к постепенной экономической интеграции Украины и ЕС, одним из ключевых моментов является создание правовой системы, которая будет гарантировать инвесторам право выхода на рынки в соответствии с нормами и стандартами ЕС. Украина вместе со странами Вышеградской группы является огромным рынком, с объемом потребления свиты 80 млрд. куб. м газа. Интеграция рынков создаст новые возможности для поставщиков и потребителей газа, что позволит ослабить давление со стороны производителей газа. Ключевым условием достижения данной цели является создание стабильной правовой базы для инвесторов, – отметил Генрих Литвин, чрезвычайный и полномочный посол республики Польша в Украине.
Однако преференции свободного рынка будут доступны Украине только после того, как будет проведена серьёзная работа по приведению законодательства в норму с европейским правом. В частности прозрачными должны стать тендеры, которые обусловят повышение конкурентных условий на энергетическом рынке.
– Если Украина намерена интегрироваться с европейским энергетическим рынком, она должна обеспечить открытые конкурентные условия на газовом рынке. Конкурентный газовый рынок будет ответом на все вопросы по безопасности и обеспечит лучшие цены на газ. Для этого необходимо не только создание инфраструктуры, но и правильное построение рыночных институтов, – считает глава регуляторной политики и развития бизнеса Eustream S.A. Милан Седлачек.
В целом интеграция Украины в структуры ЕС, подписание договора об Ассоциации создают предпосылки для конкретных шагов в сфере реформирования энергетической сферы. При политической воли украинского руководства и стабильных внешнеполитических условиях реформы в энергетической сфере способны обеспечить диверсификацию поставок энергоносителей, что уменьшит нагрузку на экономику страны.
Имплементация конкретных требований и условий договора об Ассоциации в сфере энергетики приведет к повышению эффективности работы системы, как в сфере обслуживания потребителей, так и, что более важно для экономики, в инфраструктурной сфере.